Статья «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения с помощью нетрадиционного оборудования "Быстрые пальчики"»
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения с помощью нетрадиционного оборудования «Быстрые пальчики».
Зуева Т.П.
Воспитатель высшей категории
МДОУ «ЦРР д/с №132
для детей с нарушением зрения»
г. Магнитогорск
Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа, комплексные занятия с увеличением двигательной активности, специальные упражнения, активизация зрения, развитие ориентировки и моторики, пропедевтика физических упражнений.
Степень развития движений – важный показатель состояния здоровья ребенка, как физического, так и психического. Моторика или техника выполнения движений, характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Здесь внимание обращают на работу крупных мышц ног, корпуса, плечевого пояса (крупная моторика); и работу мелкой, тонкой мускулатуры кистей рук, пальцев (мелкая моторика). Если моторика хорошо развита, то это дает основание предполагать, что ребенок физически и психически развит нормально. У детей с нарушением зрения наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук. Поэтому дети с нарушением зрения особенно нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения.
Традиционные коррекционные упражнения требуют от ребенка монотонных многократных воспроизведений одного и того же действия (нанизывание бус, выкладывание мозаики, сортировка круп), однако, статическое положение для ребенка дошкольного возраста не является комфортным – это может вызвать напряжение некоторых мышц ребенка, снизить эмоциональный фон занятия. Возникла необходимость поиска путей повышения двигательной активности и эмоционально окрашенной мотивации детей к деятельности. В решении этой задачи нам помогло нетрадиционное оборудование «Быстрые пальчики» – это выполнение заданий детьми на вертикальной плоскости – сетке с карточками и прищепками. Мы разработали цикл коррекционных упражнений и тематических занятий. Работа с сеткой и прищепками проводится поэтапно, в подобранных специальных упражнениях в игровой форме решаются образовательные и коррекционные задачи, с постепенным усложнением и увеличением объема преподносимого материала.
На подготовительном этапе проходит обучение детей располагать карточки на вертикальной плоскости (прикрепление прищепок на различные предметы - свою одежду, одежду товарища, картинку, салфетки, газету, ткань). Дети охотно играют с прищепками в группе и дома («Иголки для ежика», «Кто быстрее?», «Найди с закрытыми глазами» и др.).
Первый этап – выработка умений прикреплять различные карточки на вертикальную сетку. Выполнение данных упражнений носит пропедевтическую направленность и связано с особенностями зрительного диагноза. Детям со сходящимся косоглазием полезно прикреплять карточки преимущественно с направлением взора вверх, а детям с расходящимся косоглазием - с направлением взгляда прямо и вниз.
Второй этап – выполнение дыхательных упражнений. Ребенок силой воздушного потока пытается отклонить карточку от вертикали. Меняются исходные положения, сила воздушного потока, длительность вдоха и выдоха, количество порций выдоха на разновысотные карточки («Ветерок», «Вдох-выдох», «Пыхтелочка»).
Третий этап – выполнение упражнений, направленных на тренировку мышц спины, рук, туловища, обучение соизмерению расстояния в пространстве. Это важно для детей с косоглазием и амблиопией, так как подобная тренировка повышает качество выполнения того или иного двигательного акта на расстоянии вытянутой руки в обыденной ситуации (взять предмет с полки, схватиться за перекладину, поймать в прыжке мяч, сорвать ягоду с куста и др.).
Четвертый этап - выполнение упражнений, связанных с перемещением детей в пространстве от стола к сетке. Цель – развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировки в микропространстве (на столе) и макропространстве (вертикальной сетке). Детям интересны такие игры, как «Помоги маме развесить бельё», «Бабушкины помощники», «Собираем урожай» и др. Играя в них, ребёнок овладевает жизненно необходимыми элементарными навыками.
Пятый этап - выполнение упражнений с «шестом» (ребята указывают на карточку свободным концом шеста). По результатам упражнения можно судить о зрительных возможностях детей (зрительной памяти, прослеживающей функции зрения, фиксации взора).
Шестой этап – выполнение упражнений в парах (дети располагаются друг против друга так, что сетка находится между ними). В таких упражнениях требуется активная работа глазодвигательных мышц и периферического зрения, хорошо развиваются координационные способности, дети активно общаются, договариваются, проявляют самостоятельность, творчество.
Нетрадиционное оборудование «Быстрые пальчики» охотно используются родителями детей с нарушением зрения: в каждой семье найдётся сетка и прищепки, старые открытки и кусочки ткани.
Предложенные нами методы коррекционной работы обеспечивают целостность образовательного процесса ДОУ, преемственность в технологии педагогического и коррекционного взаимодействия с детьми.
Таким образом, специально организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах детской деятельности (игровой, учебной, трудовой, бытовой).
Список литературы:
Сековец Л.С. Коррекционно-воспитательная работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Нижний Новгород. :Издатель Ю.А. Николаев, 2001.
Мишин М.А., Козлова Е.В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога.// Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001. -№ 2. с 30 -40.
Тупоногов Б.К. Задачи тифлопедагогики // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2000 -№ 1. с 64 - 65.