Материал на проверке

Развитие навыка эффективного чтения у младших школьников.

0
1
Материал опубликован 4 January

Развитие навыка эффективного чтения

у младших школьников.

Слайд 2


В. А. Сухомлинский говорил- «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить. Обычно мы не задумываемся, сколько экономит тот, кто быстро читает» 

Слайд 3


Эффективное чтение — именно такая компетенция необходима ребенку для быстрого и успешного старта в жизни! Как увеличить скорость чтения минимум в 2–3 раза, а также лучше понимать прочитанное. ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ мы сталкиваются с тем, что дети читают очень медленно. Но именно от этого важного комплексного навыка зависят успехи ребёнка в обучении. Объём информации, с которой нужно ежедневно справляться, резко увеличивается. Тем не менее важно не только наращивать скорость чтения, но и добиваться его эффективности, работать над глубиной понимания.

Чтение — очень сложный психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих участков головного мозга.

Хорошо известны основные проблемы, затрудняющие формирование и совершенствование этого навыка.


Слайд 4


ПРОБЛЕМА 1.

Ребёнок не может сложить буквы в слоги, с трудом даётся навык слогового чтения.

не различает звук и букву

неразвитый фонематический слух

ПРОБЛЕМА 2.

Ребёнок переставляет слоги в словах, путает буквы.

неразвито внимание

недостаточно хорошо изучены буквы

ПРОБЛЕМА 3.

Ребёнок не видит слово целиком, читает по слогам, придумывает окончания.

неразвито внимание

узкое поле зрения


Слайд 5


ПРОБЛЕМА 4.

Ребёнок читает слово так, как оно пишется (орфографическое чтение).

неправильная методика обучения (не научили произносить звуки, узнавать слова)

неразвитый фонематический слух

ПРОБЛЕМА 5.

Ребёнок читает слово сначала про себя или шёпотом (двойное чтение).

неправильная методика обучения (плохо отработан навык переноса действия во внутренний план)

неуверенность в себе, заниженная самооценка

ПРОБЛЕМА 6.

Ребёнок пропускает слова, теряет строчку, не может найти нужный фрагмент текста.

неразвито произвольное внимание

трудности с пространственной ориентацией

неправильный наклон книги

неправильная осанка

Слайд 6


ПРОБЛЕМА 7.

Ребёнок перечитывает текст (регрессия, возвратное чтение).

неразвито произвольное внимание

отсутствие навыков смыслового чтения

сложный текст

ПРОБЛЕМА 8.

Ребёнок не понимает, что читает.

бедный словарный запас

низкий уровень восприятия

неразвита оперативная память

ПРОБЛЕМА 9.

Ребёнок не может читать текст с переносами слов.

нет представления о звукобуквенном составе слова

неразвитый фонематический слух


Слайд 7


ПРОБЛЕМА 10.

Ребёнок не умеет читать про себя.

неправильная методика обучения (плохо отработан навык переноса действия во внутренний план)


ПРОБЛЕМА 11.

Ребёнок не может вставить в предложение пропущенные слова, закончить фразу, пересказать текст.

неразвита антиципация, то есть способность к смысловой догадке

ПРОБЛЕМА 12.

Ребёнок не может распределить дыхание при чтении вслух, задыхается, тараторит.

нет навыка правильного дыхания и интонирования


Слайд 8


ПРОБЛЕМА 13.

Ребёнок медленно читает.

не поставлена техника чтения

не развиты артикуляция, речь

неуверенность в себе

неразвито произвольное внимание

ПРОБЛЕМА 14.

Психологические барьеры.

неуверенность в себе, страхи и отсутствие интереса к чтению


Слайд 9


Упражнения, которые помогают в работе с данными проблемами:

1. Пол- арбуза

Что делать? Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. прочитать текст, видя только верхушки букв.

Цель: Направлено на развитие антиципации. Антиципация -это предугадывание.

Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. 

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Слайд 10


Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант. Изготовить карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрезать вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

t1736017132ab.jpg


Слайд 11


ФИЛВОРДЫ

ЧТО ДЕЛАТЬ? - Ищем слова в таблице.

ЦЕЛЬ. Упражнение помогает развить внимание, формировать смысловую догадку.

- неразвито внимание

- узкое поле зрения

- бедный словарный запас

- низкий уровень восприятия

- неразвита антиципация, то есть способность к смысловой догадке

НОВЫЙ ГОД

t1736017132ac.jpg



Слайд 12-13


3.КРУГОВЫЕ ТЕКСТЫ

ЧТО ДЕЛАТЬ? - Круглый путь чтения, образующийся вокруг текста.

ЦЕЛЬ. Увеличивает скорость чтения и снижает время, затрачиваемое на изучение текста, позволяет глазу быстро пробегать по всему тексту, взгляду не приходится возвращаться к началу строки, что значительно ускоряет процесс восприятия информации.

- трудности с пространственной ориентацией

- неразвито произвольное внимание

- узкое поле зрения

Слайд 14

4 «Бешенная книга»

Иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Ребенок читает вслух перевернутый текст.

ЦЕЛЬ. Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

2 вариант

Ребенок читает вслух текст. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу (листок с текстом) вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.



Слайд 15

5.ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево.

ЧТО ДЕЛАТЬ? - Предлагаем ребёнку прочитать текст с непривычно расположенными словами. Читать нужно справа налево, снизу вверх.

ЦЕЛЬ. Упражнение поможет преодолеть психологический барьер, так как ребёнок почувствует, что читать обычный текст проще. Всё знакомое, узнаваемое, понятное легче воспринимается. При этом скорость чтения увеличивается в несколько раз.

- неразвито произвольное внимание

- трудности с пространственной ориентацией

- низкий уровень восприятия

- неуверенность в себе, страхи и отсутствие интереса к чтению

ЛАСТОЧКА (отрывок) Если школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Аклеб акабос лутс аклоп акшок

торк аде ысач агинк амиз трот

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание

переключается на правильное и четкое произношение слов.



Слайд 16


6.ШТОРКА

ЧТО ДЕЛАТЬ? - Предлагаем ребёнку прочитать текст. (Зашумление придает шторка).

ЦЕЛЬ. Упражнение поможет: читать внимательно, правильно поставить ударение, равномерно распределить дыхание, понимать прочитанное.
- трудности с пространственной ориентацией

- неразвито внимание

- узкое поле зрения

Слайд 17

7.ГУСЕНИЧКА

ЧТО ДЕЛАТЬ? Читаем текст со слитными словами.

ЦЕЛЬ. Упражнение учит выделять слова, быстро их узнавать, лучше понимать прочитанное.

- низкий уровень восприятия

- неразвито внимание

-трудности с пространственной ориентацией


Cкорость чтения сильно зависит от так называемого «периферического» зрения".

Слайд 18

8.«Таблица Шульте».

ЧТО ДЕЛАТЬ? Нужно, концентрируя взгляд в центральной точке, быстро и последовательно находить числа в таблице.

ЦЕЛЬ. Упражнения для расширения поля зрения

t1736017132ag.pngt1736017132ah.jpg

Слайд 19

9. АЛФАВИТ ГРИНДЕРА

ЧТО ДЕЛАТЬ? Ребенок называет верхнюю букву и одновременно поднимает правую руку, если под ней написана буква «П». Если написана «Л» - поднимает левую руку, «О» - обе руки. Варианты прохождения: в прямом и обратном порядке, по столбцам, змейкой.

ЦЕЛЬ. Развитие внимания и артикуляции.

- неправильная методика обучения (не научили произносить звуки, узнавать слова)

- неразвитый фонематический слух


t1736017132ai.jpg

Слайд 20 Видео фрагмента урока


Слайд 21

Важно развивать у детей умение концентрировать внимание на объекте, явлении или задаче. Для развития концентрации внимания ребёнка используют

10.«Струп-тест». 

Развивает переключаемость внимания.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Ребенку надо читать про себя и называть не слово, а цвет, которым оно написано.

ЦЕЛЬ. Умение концентрировать внимание на объекте

t1736017132aj.jpg

Это только часть упражнений, которые помогают развитию навыка эффективного чтения

Слайд 22

Закончить хочу словами В.А. Сухомлинского «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, и не умея решать задачи. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Слайды, на которые указывается в публикации, отсутствуют как приложение к материалу.

5 January