Урок на тему «Развитие образа Снегурочки в опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова» (8 класс)

3
0
Материал опубликован 3 April

Килижекова Галина Александровна

учитель музыки

высшая квалификационная категория

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» Республика Хакасия г. Абакана

Аннотация: Данный урок посвящен сказочному образу Снегурочки в интерпретации двух выдающихся мастеров: русской музыки – великого композитора Н.А. Римского-Корсакова и русской литературы драматурга А.Н. Островского.

В течение урока учащиеся увидят преобразование Снегурочки холодной, но капризной и доброй в трепетную, нежную, любящую и готовую к самопожертвованию ради любви девушку. Учащимся через музыку научатся различать оттенки в арии Снегурочки, понимать движение мелодии, слушание пролога поможет создать образ холодного царства Мороза на земле Берендеев.

План-конспект урока музыки

Развитие образа Снегурочки в опере «Снегурочка»

Н.А. Римского-Корсакова

Любовь делает нас лучше

Цель: Создание условий для самостоятельного открытия учащимися преобразования образа Снегурочки.

Задачи:

- формирование дивергентного мышления и грамотного использования информации;

- развитие умения работать в группах и самостоятельно;

- воспитание чувства товарищества и бережного отношения друг к другу.

1. Орг.момент: Приветствие учителя (Т 5/3)

Вступительное слово учителя:

Перед вами картина художника В. Серова, назовите жанр картины. (слайд 1)

Портрет композитора Римского-Корсакова

У: Какой момент жизни композитора изобразил художник?

За работой.

У: Какое состояние композитора? Увлечен, сосредоточен, серьезен.

У: Что заполняет пространство комнаты? Ноты, книги

У: Как вы думаете, зачем столько книг и текстов?

Чтобы написать музыкальное произведение

Сегодня мы с вами пойдем вслед за композитором по страницам его любимого творения, где главной героиней является молодая девушка.

(слайд картины В. Васнецова «Снегурочка») (слайд 2)

Как имя этой героини? Снегурочка

Композитор приступил к работе над этим произведением в 1880, а 29 января 1882 года состоялась премьера оперы в Мариинском театре.

Эта чудесная, поэтическая опера уходит глубокими корнями в далекое прошлое нашего народа, когда слагались сказки и легенды, в которых отображались могучие силы природы, человек жил в согласии с природой, и порой сказочные герои жили среди людей!

Как вы думаете, о чем сегодня наш урок?

Об образе Снегурочки из оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова

Вы правильно определили тему нашего урока.

И так отправляемся в путь.

Приглашаю вас в оперный театр!

Какие театры на слайде? (слайд 3) Мариинский и Большой

Прежде чем мы зайдем с вами в зал оперного театра, давайте приобретем программу оперного представления.

У вас лежат театральные программки: найдите незнакомое слово

либретто

Запишите в программке значение слова либретто.

Запись в программе: либретто – это литературная основа оперы.

Учитель: Либретто было составлено композитором. В основу оперы легла «Снегурочка. Весенняя сказка» А. Островского. (слайд 3)

У: Как композитор пришел к мысли о создании оперы? Давайте обратимся к записям самого композитора.

В первый раз "Снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным. Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления.

В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу.

У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения.

Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелёво. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все – пейзаж, пение птиц, обстановка – необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор.

У: Почему композитор не сразу приступил к написанию оперы?

Мало понравилась композитору

У: Что заставило его приступить к работе над «Снегурочкой»?

Прозрение, тяготение, влюбленность

У: Что необходимо художнику для работы над произведением?

Воодушевление, творчество

У: Каждый из вас имеет представление о том, что такое творчество, попробуйте его сформулировать?

Давайте сравним ваши высказывания с толкованием из словаря Ожегова:

Создание новых по замыслу культурных или

материальных ценностей.

Что нового создал писатель-драматург и что нового создал композитор?

Драматург – сказку, композитор - оперу

У: С чего начитается опера? Увертюры, вступления, пролога.

У: О чем бы вы поведали в прологе?

основные характеристики оперных образов

У: Какие образы вы услышали? Слушание

Холодный и теплый

У: Удалось выразить художнику Д. Стеллецкому в декорации к прологу это противоречие?

Какие краски? Почему?.... (слайд 5 Стеллецкий Игнатий Яковлевич)

запишите

У: Давайте обратимся к тексту: Как встречает Весну царство Берендеев. Подчеркните определяющие слова

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Печальный вид: под снежной пеленою

Лишённые живых, веселых красок,

Лишённые плодотворяшей силы,

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи, — в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья…

У: Какую смысловую нагрузку несет пролог?

Пролог показывает, в каких условиях росла Снегурочка

У: Вслед за композитором, через какой музыкальный номер показали бы слушателям образ Снегурочки? Ария

У: Какой бы вы показали Снегурочку? запишите

 

Слушание арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»

слушание (видео)

Работа в подгруппах

добрая, игривая, но холодная…

работа с арией Снегурочки

Экспозиция Снегурочки дана в прологе, между фантастической и реальной сценами. Снегурочка противоречивая натура и обладает разными качествами, поэтому она получает 2 музыкальные характеристики. Они идут подряд.

1. Ария характеризует Снегурочку как фантастическое существо. Тональность E-dur, преобладает диатоника (местами пентатоника). Лад мажор, единственная минорная фраза, мотив приходится на слова: «Людские песни, ой, лада, Лель…» (о людях).

Тип мелодики – инструментальный, а не вокальный, инструментальный тембр – это флейта. Форма – трехчастная с контрастной серединой и буквальной репризой. Середина арии напоминает песню, Aes-dur. Эта тема характеризует не Снегурочку, это песня Леля, которую она выучила.

В третьем действии оперы она прозвучит еще раз. Основные мотивы этой арии выполняют в опере значения лейтмотивов фантастической Снегурочки. Сопровождает сцену Снегурочки у Берендея во втором действии, в четвертом действии перед встречей Снегурочки с матерью.

У: Определите главную особенность характера Снегурочки?

Снегурочка – героиня полуреальная – полумифическая,

Дитя природы, послушная дочь, противоречивая

У: Какими средствами музыкальной выразительности показывает это противоречие в характере Снегурочки?

Темп…. Работа с партитурой

У: У вас на столах кластер или социометрическая схема, давайте будем ее заполнять по мере того, какой вы будете видеть Снегурочку:

t1712143732aa.gift1712143732aa.gif

 

образ Снегурочки

 

 

t1712143732aa.gif

 

t1712143732aa.gift1712143732aa.gift1712143732aa.gift1712143732aa.gift1712143732aa.gif

Почему она хочет к людям? Из-за их песен

(слайд 6 Константин Коровин)

Чьи песни она слушала? Песни Леля

Именно поэтому ее песенные интонации наполнены интонациями песен Леля.

Давайте обратимся к кадрам х/ф «Снегурочка»

Почему Лель бросает подаренный Снегурочкой цветок? По тексту

Снегурочка, подслушивай почаще

Горячие Купавы речи! Время

Узнать тебе, как сердце говорит,

Когда оно любовью загорится.

Учись у ней любить…. 

Она не умеет любить запишите

Слева своего кластера запишите свой ответ

Что происходит со Снегурочкой?

Чувствует, досаду, обиду, ревность

Как повлияла на Снегурочку жизнь среди людей?

Она может чувствовать, начинает оживать

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить! Отдай

Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

 

Чего хочет Снегурочка?

Любить... (запишите)

Как? Что предпринимает Снегурочка?

Идет к матери Весне за помощью,

На прощание Весна дарит дочери венок из волшебных цветов: в нем

сокрыт «любовных сил... родник неистощимый». 

У: Каким будет следующее действие композиторов? Что мы должны показать?

Ария Снегурочки, ее изменение

У: Как бы вы показали это в музыке?

предлагают свои ответы

У: Давайте обратимся к музыке и послушаем сцену таяния Снегурочки

Слушание

 

У: Каково душевное состояние Снегурочки в сцене таяния, сравнить его с душевным состоянием в арии «С подружками по ягоду ходить»?

Работа с кластером

- Можно ли назвать сцену таяния кульминацией в развитии образа Снегурочки?

Что произошло со Снегурочкой?

она влюбилась

Какой стала Снегурочка?

запишите в кластере

Что такое любовь?.....

Какой бывает любовь?..... жертвенная, эгоистичная

Защита проектов

Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается мир совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом. И первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

О чем рассказала нам музыка?

Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны всей душой тянется к людям, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

Снегурочка единственная героиня, которая проходит сложный путь развития в этой опере. В начале «прелестная, но холодная» и не знающая чувства любви; в конце оперы Снегурочка узнает это чувство благодаря своей матери. Эти изменения в образе Снегурочки происходят, потому что с самого начала она представлена как натура поэтическая, т.е. наделенная богатым внутренним миром.

 

Составим синквейн к слову «Снегурочка»

Ласковая, добрая

Слушает, учится, любит

Любовь делает нас лучше

Природа.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации