Доклад «Развитие познавательной активности учащихся коррекционной школы»
"Развитие познавательной активности учащихся коррекционной школы"
Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Что объединяет нас, учителей разных предметных областей?
это наши ученики,
организация процесса обучения,
УРОК как основная форма организации учебного процесса.
Познавательная активность у школьников с нарушениями интеллектуального развития проявляется ситуативно,. Учащиеся не стремятся к активной познавательной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения – только внешняя.
От чего зависит развитие познавательной активности?
Развитие познавательной активности ребёнка напрямую зависит от уровня психических процессов. А вот здесь, как раз, и начинаются проблемы. В нашей школе обучаются дети со сниженным интеллектом.
1.У учащихся школы наблюдаются расстройства всех видов внимания. Устойчивость снижена. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим, часть детей затрудняется пользоваться словесной инструкцией. Произвольное внимание не целенаправленно. Оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.
2Для детей, характерны несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия,
Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Можно выдвинуть следующее предположение, если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
Вся учебная работа на уроке происходит при определенном взаимодействии обучающего и обучаемого, т.е. учителя и ученика, а в какой – то мере и обучающихся между собой. Учитель оказывает на учеников воздействие словесно, с помощью интонации, мимики, жестов, обучающиеся воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего учитель строит свою дальнейшую деятельность. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.
Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения, он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Развитие познавательного интереса умственно отсталых детей является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной школе.
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Но в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?
Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Каждая из форм имеет свои недостатки и достоинства. Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать обучающихся, заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует учить всех учеников воспитывать у себя силу воли, и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы творчества обучающихся разного возраста. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью.
При проведении урока необходимо применять следующие требования:
Общие требования.
Правильное определение, чёткая формулировка цели и достижения её в результате проведения занятия.
Соответствие учебного материала требованиям, темам, цели и задачи урока, возрасту учащихся, их возможностям (с учётом психофизического состояния класса.
Объём изучаемого (чтобы не было перегрузки).
Присутствие наглядности.
Требования к структурным элементам урока следующие:
1) При проверке домашнего задания: время, затраченное на опрос, разнообразие форм опроса, формулировка вопросов, объективность оценки знаний, разнообразие методов проверки знаний.
2) При изложении нового материала (правильный выбор метода сообщения знаний, связь учебного материала с предыдущим и последующим, межпредметная связь, логичность изложения, соблюдение принципа от « простого к сложному», умение создать проблемные ситуации, использование ТСО, наглядности( использование своевременно.
3) При закреплении нового материала: использование разных форм и методов закрепления материала, эффективность используемых методов для совершенствования познавательной деятельности.
4) при выдачи домашнего задания: наличие разъяснения по его выполнению, объём, его дифференциация, целесообразность задания, доступность.
5)Коррекционная направленность урока: упражнения на развитие высших психических функций, включение заданий с опорой на несколько анализаторов, смена видов деятельности.
Требования, предъявляемые к поведению учителя на уроке :
уверенность, собранность, инициатива, педагогический такт, культура речи, эмоциональный тон, умение наблюдать за классом и отдельными учащимися, , манеры, темп ведения урока, авторитет учителя у учащихся.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и развитии речи ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
Учитель должен уметь:
1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.
16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразить формы домашних заданий.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности ( иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Учителю необходимо помнить:
- Прежде чем объяснить – заинтересовать.
- Прежде чем заставить действовать – подготовить к действию.
- Прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку.
- Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. В любом учебном материале и в самой организации учебного процесса они должны находить что-то новое, ранее неизвестное.
Ситуация успеха на уроке, это наверное самый эффективный стимул познавательной деятельности. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха можно незначительно завысить оценку,
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, ставить перед ними посильные задачи. и здесь помогает дифференцированный подход к обучению.
Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами и без них, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи можно использовать иллюстрирование.
Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.
Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Игра развивает сообразительность, находчивость, инициативность. Основным видом игры является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой деятельностью, не по принуждению, не по необходимости, а по желанию самих обучающихся происходит многократное повторение изучаемого материала в его разных формах и сочетаниях.
С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах использую такую активную форму работы, как самоконтроль и взаимоконтроль.
Взаимоконтроль учащихся использую на уроках, как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных заданий, упражнений.
Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в парах, группах, В группе должны быть разные по уровню обученности дети.
Развитию познавательной деятельности обучающихся помогают уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий