12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сучкова Марина Александровна40
0

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (психокоррекционные занятия) 1 класс (вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (психокоррекционные занятия)

1 класс

(вариант 1)

для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа психокоррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», для обучающихся 1 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Шахтинской специальной школы-интерната № 16, далее АООП УО (вариант 1).

Рабочая программа коррекционного курса адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Основной целью образованию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является, создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением психокоррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Психокоррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относятся к коррекционно-развивающей области учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа психокоррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе рассчитана на 33 учебных недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю), продолжительность занятий 30 – 40 минут. Занятие проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Количество часов на каждый раздел определяется исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с легкой умственной отсталостью определяет цель и задачи коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Целью обучения является овладение обучающимися учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций, формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Цель психокоррекционных занятий – применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся, формирование навыков адекватного поведения.

Задачи коррекционных занятий:

создание условий для развития сохранных функций;

формирование положительной мотивации к обучению;

формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;

коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

формирование пространственно-временных ориентировок;

развитие слухоголосовых координаций;

формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности

исправление недостатков моторики;

совершенствование зрительно-двигательной координации;

формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Структура программы коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» включает в себя следующие разделы:


Содержание разделов


Наименование разделов

Кол-во часов

1

Выявление актуального уровня развития психомоторных и сенсорных процессов

2

2

Развитие моторики и графомоторных навыков

14

3

Тактильно-двигательное восприятие

4

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

18

6

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

5

7

Восприятие особых свойств предметов

4

8

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5

9

Восприятие пространства

5

10

Восприятие времени

5


Всего часов

66


Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром.

Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации, ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа. Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.


Содержание разделов коррекционного курса


Выявление актуального уровня развития психомоторных и сенсорных процессов.

Развитие моторики и графомоторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание по трафарету.

Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различие и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 – 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали).

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений. Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый – легкий).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой / левой / руки / ноги, правой /левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх / низ, правая / левая сторона).

Восприятие времени. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

формирование адаптации к обучению и познанию;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности;

формирование мотивации обучающегося к учебному процессу.

Минимальный уровень:

различать основные цвета, величину, геометрические формы;

показывать правую, левую руку с/без помощи педагога;

обследовать и называть свойства предметов с/без помощи педагога;

выделять части суток и определять порядок дней недели с опорой на картинки;

воспроизводить задания по образцу;

определять на ощупь величину предметов;

ориентироваться на собственном теле.

Достаточный уровень

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;

переходить от одного вида деятельности к другому;

сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

составлять предметы из частей;

различать форму плоскостных фигур при помощи зрительного восприятия и осязания;

узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела;

группировать предметы и картинки по основным цветам;

ориентироваться на листе бумаги, помещении, пространстве;

последовательно называть части суток, дни недели;

уметь составлять целое из частей;

сравнивать предметы по высоте и длине, ширине и толщине, пользуясь практической и зрительной ориентацией;

уметь определять предметы по весу с открытыми и закрытыми глазами;

выполнять задания на классификацию картинок без образца

выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки;

иметь представления о количественном признаке предметов: группировать картинки по количественному признаку;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы

Оценка результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении специальными (жизненными) компетенциями и может быть представлена в условных единицах:


0 баллов – отсутствие динамики (действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом);

1 балл - незначительная динамика (смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию педагога, при необходимости требуется оказание помощи);

2 балла - удовлетворительная динамика (способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагога);

3 балла - значительная динамика (самостоятельно выполняет действия в любой ситуации).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название раздела, тематика занятий

кл-во часов

Содержание вида деятельности

1

Выявление актуального уровня развития психомоторных и сенсорных процессов

2

Определить индивидуальный уровень развития

Развитие моторики и графомоторных навыков

2

Развитие крупной моторики

1

Выполнение движений по образцу и инструкциям вместе с педагогом

3

Целенаправленность выполнения действий и движений

2

Выполнение движений и действий по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, построение)

4

Формирование чувства равновесия

1

Дорожка следов

5

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

2

Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т. д.

6

Развитие мелкой моторики пальцев и руки

2

Игры на синхронность работы обеих рук, нанизывание бус и т.д.

7

Развитие навыка владения письменными принадлежностями

1

Владение ручкой и карандашом

8

Обводка по трафарету, штриховка

1

Практические упражнения

9

Развитие координации движений руки и глаза

1

Игры на синхронность работы обеих рук, завязывание шнурков, бантиков, нанизывание бус и т.д.

10

Вырезание ножницами прямых полос

1

Практические упражнения

11

Работа в техники рваной аппликации

1

Практическое занятие

12

Графический диктант (по показу)

1

Практическое занятие

Тактильно-двигательное восприятие

13

Определение на ощупь величины предмета

1

Узнавать предметы по величине

14

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

Практические задания

15

Работа с пластилином

1

Упражнения по раскатыванию пластилина на доске, в ладонях, аппликация из пластилина на плоскости

16

Игры с крупной мозаикой

1

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Кинестетическое и кинетическое развитие

17

Формирование ощущений от различных поз тела

1

Упражнения по инструкции педагога, вербализация собственных ощущений, игра «Море волнуется раз»

18

Движения и позы верхних и нижних конечностей

1

Двигательные упражнения по заданию педагога, сенсорная тропа для ног, акробаты, имитация ветра

19

Движения и позы головы по показу

1

Игра «Зеркало», вербализация собственных ощущений

20

Выразительность и имитация движений

1

Двигательные упражнения по заданию педагога (оркестр, повадки зверей)

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

21

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур

2

Выполнение упражнений с набором фигур – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

22

Моделирование геометрических фигур по образцу

2

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале

23

Выделение формы предмета, обозначение предмета словом

2

Выполнение упражнений с набором фигур: выбери такой же

24

Группировка предметов и их изображений по форме

2

Выполнение упражнений с набором фигур и предметов, к каждой фигуре подбери предмет

25

Различение предметов по величине (большой - маленький)

1

Выполнение упражнений с набором «Петра», в разделе классификация, сравнение по величине

26

Сравнение 2 – х предметов по высоте и длине

1

Выполнение упражнений с набором «Петра», в разделе классификация, сравнение по высоте, длине

27

Сравнение 2 – х предметов по ширине и толщине

1

Выполнение упражнений с набором «Петра», в разделе классификация, сравнение по ширине, толщине

28

Знакомство с основными цветами

2

Дидактическая игра «Что такого цвета»

29

Различение и обозначение основных цветов

1

Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета», «Что бывает такого цвета»

30

Составление целого из частей

2

Разрезные картинки из 2 -3 частей

31

Конструирование объемных предметов

2

Составные части объемных предметов из 2 – 3 деталей

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

32

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза

2

Упражнения на обследование предметов состоящих из 2 – 3 частей по инструкции педагога

33

Нахождение отличий и общих признаков

2 – х предметов

2

Практические упражнения по сравнению 2 – х картинок

34

Развитие зрительной памяти

1

Игры на определение изменений в предъявленном ряду, нахождение лишнего предмета (2 – 3 предметов)

Восприятие особых свойств предметов

35

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения)

1

Игры – упражнения: «Отгадай что это?», «»Подбери похожий , приборы измерения температуры

36

Вкусовые ощущения

1

Продукты питания, фрукты, овощи, угадай на вкус

37

Развитие обоняния

1

Контрастные ароматы, пищевые запахи, приятный – неприятный запах, определи по запаху

38

Барические ощущения

1

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

39

Выделение звуков окружающей среды

1

Звуки окружающей среды, игра – «Узнай на слух»

40

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды

1

Прослушивание музыкальных произведений

41

Различение речевых и музыкальных звуков

1

Упражнения на различение звуков музыкальных и речевых

42

Различение речевых звуков

1

Игры «Узнай по голосу», «Кто позвал»

43

Звукоподражание

1

Игра «Угадай кто это?»

Восприятие пространства

44

Ориентировка на собственном теле

1

Правая и левая часть тела

45

Движение в заданном направлении

1

Ориентировка по инструкции

46

Ориентировка в помещении

1

Определение расположения предметов в помещении

47

Ориентировка в линейном ряду, на листе бумаги

1

Ориентировка в линейном ряду, порядок следования, пространственная ориентировка на листе бумаги

48

Расположение предметов по образцу

1

Игра: «Определи положение предмета», «Расположи верно»

Восприятие времени

49

Сутки. Части суток

1

Упражнения на графической модели «Сутки»

50

Последовательность событий

1

Упражнения на графической модели «Сутки», смена времени суток

51

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1


52

Неделя. Семь суток

1

Игры с моделью часов, секунда, минута, час, сутки

53

Порядок дней недели

1

Дидактическая игра «Веселая неделя»


Всего часов

66





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.