12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукъянова Светлана Анатольевна25
2

Статья «Развитие речи через театрализованную деятельность»

Развитие речи детей через театрализованные игры

Лукъянова Светлана Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчэч", Татарстан, г. Бавлы


 

Развитие речи является одним из главных аспектов в воспитании и образовании детей. Театрализованные игры могут быть отличным инструментом для развития речи у детей, так как они комбинируют в себе элементы игры, познавательные задачи и творческое самовыражение. Театральный процесс стимулирует детей к активному участию, они выступают в роли различных персонажей, выполняют разнообразные задания и разговаривают на разные темы.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка: – словаря; – грамматического строя; – диалогической и монологической речи; – совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

выбор темы;

передача знакомого содержания;

сочинение;

исполнение от лица персонажа.

Работа над выразительностью является важным этапом в развитии речи при театрализованной игре. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;

невербальные средства – мимика, жесты, поза.

Одним из примеров театрализованных игр, способствующих развитию речи детей, является игра "Магазин". Дети могут представить, что они работают в магазине. Один из детей выступает в роли продавца, а остальные – в роли покупателей. Во время игры дети разыгрывают ситуации покупки и продажи товаров: выбирают товары, спрашивают о цене, задают вопросы о месте нахождения товаров и так далее. Такие игры помогают детям учиться общаться, задавать вопросы, работать в команде и развивать словарный запас.

Также для развития культуры речи в качестве театрализованной игры подойдет четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок.

Например:

«Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку ЦАП!!»

Произнося скороговорку, дети могут менять силу голоса, а именно делать его тише, громче и так далее, играть с интонацией голоса, что-то произносить с удивлением или вопросительно.

Еще одним примером театрализованной игры является "Путешествие в прошлое". Дети могут представить, что они путешествуют во времени и попадают в разные исторические эпохи. Каждый ребенок может выбрать роль известного исторического персонажа или представить себя жителем той эпохи. Во время игры дети могут разыгрывать исторические события, задавать вопросы друг другу, высказывать свои идеи и представления о прошлом. Такие игры помогают детям учиться историческому материалу, развивать воображение и креативность, а также формировать навыки речи и диалогического общения.

Еще одна интересная игра – "Библиотека". Дети играют роль библиотекарей и посетителей библиотеки. Один ребенок – библиотекарь, готовит книги, составляет каталог, выдает книги по заданной теме или жанру. Другие дети могут играть в роли посетителей, выбирая интересующие их книги, задавая вопросы о них и рассказывая о прочитанном. Такая игра помогает развивать речь, познавательные навыки и любовь к чтению.

Театрализованные игры – это не только веселое и увлекательное занятие, но и мощный инструмент для развития различных аспектов речи у детей. Они помогают развивать фантазию, воображение, память, креативность и социальные навыки. Дети, участвуя в таких играх, становятся более уверенными в себе и своих речевых возможностях, а также с легкостью выражают свои мысли и идеи. Поэтому театрализованные игры следует включать в планы воспитательной работы и образовательного процесса, чтобы поддерживать и развивать речевые способности детей.

 

Список литературы:

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, – 1990. – 115 с.

2. АрушановаА. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. – 97 с.

3. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М.Алксеева. – М., Академия, 1999. – 176 с.

4. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974. – 199 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.