Выступление «Развитие ценностных ориентаций обучаемых и воспитанников на основе изучения истории ВОВ в преподавании дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов»
«Создает человека природа,
но развивает и образует его общество»
В.Г.Белинский.
Проблема развития ценностных ориентаций на основе изучения Великой Отечественной войны.
Эта тема у учащихся старших классов остается актуальной, так изменения в политической, экономической и духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и понимании значения ВОВ в судьбах нашего народа и страны в целом. В нашей стране происходят большие изменения в плане экономического уклада, кризиса культуры, который происходит в душах людей. Утрачивается система прежних духовных ценностей и ориентиров (появляется культ силы, потребительство, агрессия, вандализм). Многие выпускники хотя и могут назвать дату начала и окончания войны, а такие даты как битва под Москвой и Сталинградом, рассказать об обороне Севастополя и т.д к сожалению не могут, так как они не ясно представляют реальную действительность того времени, и ценностные ориентации у них противоречивы. Поэтому школа призвана создать условия для позитивного ценностного самоопределения личности через предметы гуманитарного и художественно- эстетического циклов.
Уроки истории, как одно из главных направлений по организации и осуществлению воспитания. Воспитание такой личности является воспитание историй, воспитание на духовно- нравственных и культурно- исторических традициях нашего народа. И именно патриотизм может и должен стать тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции многих людей, их готовность, способность к активным действиям на благо Отечества. Ведь патриот это носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины, уважает ценности других культур, конфессий и мировоззрений. Уважает других людей и действует сообща для достижения общей цели.
Так на уроках истории, при изучении темы: Великая Отечественная война школьники сопереживают судьбами людей, которые созидали Отечество, преумножая его духовные и материальные богатства. Учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили бы на его месте. На любом этапе работы с текстом учебника, документами уместны вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Объясните почему? Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирование позиций участников, понимание их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. При изучении темы «Великая Отечественная война» нельзя обойтись и без краеведческого материала, который может быть использован и во внеклассной работе. За многие годы был накоплен огромный краеведческий материал, на основе которого в 1962 году был создан при школе музей. В учебных программах есть региональный компонент, что дает возможность расширить рамки творческой деятельности учащихся, способствует более глубокому изучению истории своей малой Родины, через судьбы своих земляков. Немногие ребята берутся за исследовательскую работу. И хотя эта работа требует много времени и сил- она того стоит. Так как побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями общеучебными умениями. Например: Исследовательская работа «Фронтовыми дорогами моего прадеда…», где показана Великая Отечественная война в судьбе своего родственника.
При музее созданы альбомы: о Курской битве; об участниках битвы под Сталинградом, о пограничниках и т.д. В музее проходят не только внеклассные мероприятия, но и встречи с тружениками тыла, которые могут рассказать многое, все то, что они пережили в реальной действительности.
Хорошая форма для коллективного познания- деловая игра. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями. В играх не бывает серости и однообразия. Игра вызывает положительные эмоции, наполняет учебный процесс интересным содержанием. В игре вырабатываются такие навыки и умения, которые впоследствии пригодятся им в жизни. Например: тема «Курская битва». Цель игры- показать учащимся весь сложный процесс подготовки к Курской битве, как нелегко давалось нашему военному руководству решение о переходе к стратегической обороне в районе линии фронта Орел-Курск-Белгород. Развиваются навыки работы с источниками, наглядным материалом. На данном этапе возможно воспроизведение исторического заседания Ставки Верховного Главнокомандования от 12 апреля 1943 года, просмотр художественных фильмов, чтение отдельных эпизодов из художественной литературы, проведение лекции с элементами беседы. Так же в воспитании ценностных ориентаций обучающихся важную роль могут иметь такие формы работы, как круглый стол, устный журнал, выступление с презентацией, воображаемое путешествие, письмо солдата домой и т.д.
Например «Экскурсия по галерее репродукций картин советских художников, посвященных событиям ВОВ», где происходит обсуждение за круглым столом: что суровое время определило художнику его вторую воинскую специальность, его особое место в действующей армии или партизанском отряде. И там, в огне битв, каждую свободную минуту они отдавали творчеству. На этом уроке можно добавить, что в годы войны создавалось огромное количество карикатур (авторы Куприянов, Соколов, Крылов-«кукрыниксы»), издавались листовки.
Основу обучения составляет не просто запоминание основных дат и событий Великой Отечественной войны, а участие ученика в приобретении информации, которое реализуется через нетрадиционные виды учебной деятельности, таких как синквей (стихотворение из пяти строк, которое строиться по определенным правилам: существительное, два прилагательных, действие, отношение к теме и синоним- суть темы) Учащиеся составляют синквейны на разных исторических деятелей, что позволяет полнее отразить глубину понимания описываемого явления, роли личности истории. Например:
Покрышкин А.И Г.К.Жуков
Стремительный, везучий Блистательный, одаренный, думающий
Летает, разрабатывает, сбивает воюет, планирует, обороняет
«Внимание! в воздухе Покрышкин» яркая историческая личность
Летчик-ас Маршал СССР
В ходе творческой деятельности обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала учениками, но идет их интеллектуальное, нравственное развитие. Учащиеся становятся более самостоятельными, доброжелательными друг к другу.
Воспитание ценностных ориентаций обучающихся на предметах художественно-эстетического цикла (на примерах уроков ИЗО)
На уроках ИЗО исторический жанр- один из важнейших. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. Исторический жанр- один из самых трудных в живописи. В процессе изучения этой темы у учащихся должно сформироваться представление о том, что создать полотно, посвященное ВОВ, невозможно без широких исторических знаний, и умения раскрывать сущность явлений.
Вывод: Большое значение имеет изучение истории Великой Отечественной войны для развития ценностных ориентаций обучающихся. К сожалению, в 9 классе на изучение темы «Великая Отечественная война»отводится мало времени. Крупнейшие сражения на фронтах, партизанская борьба, самоотверженный труд в тылу невозможно раскрыть на нескольких уроках. И поэтому перед учителем стоит главная задача, как можно убедительнее воссоздать величие народного подвига, выразить его огромный духовный смысл, создать условия для личностного развития ценностных ориентаций обучаемых и воспитанников.
Чтобы выжить в социальном и духовном отношению подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потерять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважение к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию.