Предварительный просмотр презентации
Создание развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий поддержки инициативы ребенка-дошкольника МАДОУ № 16 « Тополёк» Воспитатель Пуйда С.А.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы и индивидуальности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей через: В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы и индивидуальности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную (косвенную) помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). В целевых ориентирах, определенных ФГОС ДО, прописано, что на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.
Что такое «детская инициатива»? Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности?
1. Что такое детская инициатива? 1. Что такое детская инициатива? По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Поддержка инициативы в рисовании «Утка ведет утят плавать»
Детская инициатива проявляется в свободной Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
2. Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? 2. Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? На развитие личности влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем разнообразнее игровая деятельность, тем выше уровень развития творческой инициативы. Инициативная личность развивается в деятельности!
3.Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности? 3.Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности? Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка; это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую и познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих требований к предметно-развивающей среде: При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих требований к предметно-развивающей среде: Насыщенность, которая предполагает разнообразие материалов, инвентаря, оборудования в группе; соответствие возрасту наших детей.
«Маленький строитель» «Больница» «Гараж»
Уголок художественного чтения Центр интеллектуального развития «Умничка»
Центр безопасности Уголок ранней профориентации
Центр «Чудесная полянка»
Центр «Волшебная кисточка» Центр «Здоровячок»
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: от образовательной ситуации; от меняющихся интересов детей
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм) Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм)
Разделение пространства В гости сказка к нам пришла Уголок «Кухня»
Вариативность среды предполагает наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую активность детей. Вариативность среды предполагает наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую активность детей.
Разные виды раскрасок
Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь: Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь: создать ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Развитие самостоятельности и инициативы детей возможно только в активной, мобильной, доступной и содержательно-насыщенной среде, создаваемой взрослыми вместе с детьми и при участии детей в процессе развивающего образовательного взаимодействия. Развитие самостоятельности и инициативы детей возможно только в активной, мобильной, доступной и содержательно-насыщенной среде, создаваемой взрослыми вместе с детьми и при участии детей в процессе развивающего образовательного взаимодействия.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.