Статья «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
Село Арбаты
МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Воспитатель: Бабенышева Нина Викторовна
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
Организация развивающей предметной среды – одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в группе обеспечивает безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В группе оборудован уголок природы, размещены детские книги о природе, обучающие карточки. В образовательной деятельности по экологическому воспитанию регулярно используется художественная литература о животных и растениях, которая расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Чтение этих произведений сопровождается просмотром иллюстраций, которые помогают детям лучше понять и представить то, о чем повествуется в рассказе, сказке, стихотворении. Огромный интерес дошкольники проявляют к исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое место отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках проектной деятельности и строятся на основе имеющихся у детей представлений, полученных во время наблюдений и труда.
Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с природой проводим экологические праздники и развлечения, ставим сказки на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в осознании ребенком доступных его пониманию экологических проблем, в сочувствии и желании помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.
Обращаясь к экологической теме и во время проведения комплексных НОД по рисованию, аппликации, лепке. Такая образовательная деятельность формирует у дошкольников видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям, развивает воображение, формирует навыки, помогающие передавать в работах свое видение красоты природы.
Экологическая комната служит нам местом для саморазвития дошкольников. В нашем ДОУ подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
Растения в комнате находятся на уровне глаз детей; доступны для наблюдения и ухода за ними, безопасны для детей.
Растения в экологической комнате ухоженные, имеют различные листья и цветы, отличаются уходом и цветут в разное время года. Также имеются посадки для наблюдения за ростом растений: зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп и воспитатели. В течении лета дети всех возрастных групп имеют возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений. В соответствии с санитарными правилами и нормами, не допускающими размещение в детском саду аквариумов, животных и птиц, вместо представителей животного мира в качестве наглядного материала в групповых комнатах представлены пластмассовые и резиновые фигурки животных, которые дошкольники могут брать в руки без причинения вреда своему здоровью.
Благодаря экологической комнате в детском саду дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться, сопереживать.
Наш участок расположен очень хорошо, за детским садом, вдали от дороги. Когда мы идем на прогулку с детьми можем наблюдать за огородом, цветником, который расположен вдоль детского сада. Дети очень любят наблюдать за изменениями в природе.
На самом участке каждый год нас радуют цветы: георгины, бархатцы, петунии и многие другие.
Есть альпийская горка - нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Вариативность проявляется в месторасположении горки, в видовом составе растений, внешнем виде, размерах. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает в детях эстетические чувства, любознательность, воспитывает бережное отношение к живым существам. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними.
На участке есть Уголок лекарственных растений. Использование различных лекарственных растений может послужить темой для разговора с детьми об особенностях этих растений, местах их произрастания, правилах сбора и охраны. Их красоте, привлекательности целебных растений. Наборы картинок вывешиваются на стену в экологической комнате и меняются в зависимости от составов лекарственных сборов. Во время процедур воспитатель обращает внимание детей на внешний вид растений, их названия, особенности, рассказывает посвященные им легенды.
Растения на участке детского сада находятся в ухоженном виде. Дети наблюдают за ростом и уходом за растениями; за сезонными изменениями растений. Так же дети помогают ухаживать за растениями: посадка цветов в клумбах; высадка рассады, семян в огород; полив, рыхление земли. Осенью в сборе урожая. Мы собираем на участке семена, чтобы посадить их в следующем году. Также осенью сгребаем листья на цветники, а зимой укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.
Экологическая предметно-развивающаяся среда в группе и на участке обеспечивает условия реализации образовательного потенциала и развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, так как она насыщена, доступна, безопасна, вариативна, своевременно пополняется и меняется.
Медведева Татьяна Александровна
Медведева Татьяна Александровна
Грибанова Наиля Гадельжановна
Варнакова Ирина Владимировна