12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Примакова Светлана Владимировна20
Россия, Челябинская обл., Челябинск
0

Статья «Региональный компонент в содержании уроков изобразительного искусства для обучающихся с расстройствами аутистического спектра»

Примакова Светлана Владимировна, учитель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Областной центр диагностики и консультирования», г. Челябинск.

Аннотация: В статье рассматривается актуальность включения национально-регионального компонента в содержание программы по изобразительному искусству для детей с расстройствами аутистического спектра начального общего образования. Приобщение младших школьников к культурному наследию Южного Урала осуществляется на основе учета психолого-возрастных особенностей детей с использованием доступных для их форм восприятия и методов учебной деятельности.

Содержание образования и условия организации обучения, воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в начальной школе определяются адаптированной образовательной программой.

Современные тенденции обновления содержания образовательных программ в соответствии с новыми потребностями регионов России ставят задачу разработки национально-регионального направления в пространстве начального общего образования. Это в свою очередь вызывает необходимость обоснования региональной системы обучения и воспитания младших школьников с ОВЗ на базе тех учебных предметов, основой которых является предметно-практическая деятельность с ее ориентацией на творческое духовно-нравственное развитие обучающихся.

Приоритетное значение в этом принадлежит школьному учебному предмету изобразительное искусство, который имеет важное коррекционно-развивающее значение для детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

Именно урокам по изобразительной деятельности принадлежит большая роль в художественно-эстетическом воспитании обучающихся с ОВЗ, в развитии творческих способностей, обогащении духовного потенциала личности, активном приобщении к ценностям мировой, отечественной культуры и формировании положительного отношения к своей малой родине.

Национально-региональный компонент (далее – НРК) является составной частью школьного образования. Основной задачей его является формирование у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.

НРК стандартов образования – это та часть содержания образования, которая обеспечивает особые интересы в образовательной сфере субъектов Федерации, имеющих национальное и региональное своеобразие.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обозначив требования к планируемым результатам (личностным, метапредметным и предметным), предоставляет основания включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в обязательный минимум содержания рабочих программ [1, с. 5].

В федеральном базисном учебном плане региональному (национально-региональному) компоненту предусмотрено не менее 10 процентов и не более 15 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего начального образования [3].

Образовательная программа по изобразительному искусству, предоставляет большие возможности для реализации национально-регионального компонента в работе с детьми с ОВЗ.

Введение в учебный процесс материала НРК, основанного на изучении культуры и искусства родного края – Южного Урала определяет значимость включения обучающихся с ОВЗ в различные виды творческой активности.

Кроме того, реализация НРК способствует развитию психических и познавательных процессов, таких как восприятие, образное мышление, воображение, которые важны для овладения различным содержанием знаний, на основе которых у категории таких детей формируются разнообразные – творческие и коммуникативные способности.

Уроки с включением регионального компонента оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Соответственно вариант включения регионального компонента в образовательное пространство начальной школы для детей с ОВЗ является одним из актуальных на сегодняшний день направлений, имеющих важное коррекционно-развивающее значение.

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся первого и второго класса разработана на основе концепции учебно-методического комплекса «Школа России» под руководством Б.М. Неменского. Количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство»: в 1 классе – 33 ч. (1 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе – 34 ч. (1ч. в неделю, 34 учебные недели)

Тематическая цельность и последовательность развития данного курса помогает обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусствомв процессе обучения. Образовательные материалы учебных занятий по реализации региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области органично вписываются в содержание программного материала, равномерно распределены в течение одного учебного года и составляют четыре часа.

В соответствии с содержанием программы, основным направлением практической деятельности в течение учебного года для обучающихся первого класса является изучение общего раздела «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».  Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, – рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов [2, с.7].

Предлагаемое поурочное планирование с региональным содержанием в первом полугодии знакомит детей первого класса с творчеством и живописными работами художников Южного Урала на тему осени. По результату изучения этой темы обучающиеся выполняют многоцветные осенние листья в нетрадиционной технике пластилинографии.

Красота осенней природы, разнообразие цветов и текстур создают неповторимую атмосферу, которая вызывает у детей с ОВЗ различные положительные эмоции. Городские пейзажи осенней природы родного города являются прекрасными объектами для выполнения художественных работ обучающимися. Поэтому в этот период особенно актуальны уроки-экскурсии по осеннему лесу. Такая форма культурно-образовательной деятельности по формированию представлений о достопримечательностях родного города у детей данной категории, является эффективной при освоении содержания программы по изобразительному искусству. Работа после экскурсии направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний и выполнение практического задания в виде рисунка на тему: «Осенний листопад на улицах Челябинска». В работе дети используют на выбор различные художественные техники, такие как акварель, гуашь, восковые мелки, пластилинография, которые помогают передать впечатления от ясного, солнечного осеннего дня.

Во втором полугодии дети знакомятся с историей возникновения, характерными особенностями Урало-Сибирской кистевой росписи и выполняют традиционные элементы (цветы, ягоды, листья). Мотивы росписи предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска. Также обучающиеся выполняют элементы росписи в нетрадиционной технике – пальцеграфии.

Во втором классе художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в изобразительном искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе – злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.  В первом полугодии тематика практических работ спланирована с учетом одного из значимых событий осени – Дня города Челябинска. Младшие школьники знакомятся с символикой Челябинской области и выполняют рисунок герба своего города.  Кульминацией городского праздника всегда является праздничный салют. Дети рисуют салют по представлению в смешанной технике с использованием восковых мелков и акварели.

Учебно-практическая деятельность второго полугодия предусматривает создание творческих работ соответствующих зимней тематике. Одним из самых прекрасных моментов зимы является празднование Нового года. Рисунок по представлению Новогодней ёлки либо художественных ледяных скульптур, установленных на главной площади города, является самой популярной темой в детском художественном творчестве.

Одним из приоритетных направлений программы является патриотическое воспитание и духовное развитие личности ребенка, которое реализуется на основе ценностей народной художественной культуры. Последовательное изучение различных видов искусства и устного народного творчества о подвигах, доблести и славе защитников Отечества осуществляется в процессе включения детей в активную творческую деятельность.

Поэтому завершающей является коллективная работа обучающихся второго класса по созданию портрета защитника Отечества. Дети с огромным интересом рисуют образ героя – победителя. При этом очень важен опыт творческого взаимодействия обучающихся при выполнении таких видов работ.

Представленные варианты практических заданий по НРК, включенные в содержание программы по изобразительному искусству учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности коррекционно-развивающего обучения.

Вариативность применения НРК сохраняет ясную структурную цельность программного материала по изобразительному искусству, основные цели и задачи каждого года обучения, обеспечивая непрерывность поступательного развития обучающихся с РАС в рамках начального общего образования.

В связи с этим, модель реализации структурного компонента региональной основы в рамках образовательной программы по изобразительному искусству является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности ребенка с РАС.

Именно в нем можно увидеть гарантию подлинной демократизации и гуманизации школы, личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности и коррекционной работы.

 

Список литературы.

1. В родном краю. Изобразительное искусство [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Захарова, Н. Е. Скрипова, Л. А. Миллер. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. c. 5.

2. Изобразительное искусство. 1-4 классы. 5- 8 классы. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. – М. Просвещение, 2021. с. 7.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Национально- региональный_компонент _государственного_стандарта_общего_образования [Электронный ресурс], дата обращения 10.12.2023.

Опубликовано


Комментарии (0)

Примакова Светлана Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 16 дек 2023 в 12:57
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.