Урок по географии «Реки. Влияние рельефа на характер течения рек»
Цель урока: Научиться определять характер течения реки по ее уклону.
Задачи:
Образовательная: сформировать понятия: «падение реки» и «уклон реки».
Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю
Развивающая: формировать навыки исследовательской работы.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока: I. Организационный момент. (Приложение № 1)
II. Повторение.
Учитель проверяет знание карты. Ребята работают на компьютерах с электронным учебником. Выполняют практическое задание № 1 в разделе «Реки» (См. приложение № 2).
Компьютер выставляет оценки, учитель фиксирует результаты работы.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Почему реки рассматриваются после изучения рельефа и климата?
Учащueся: Рельеф и климат оказывают влияние на реки.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с влиянием рельефа на реки.
На доске стр. № 1 электронного учебника в разделе «Внутренние воды». (См. приложение №3)
Учитель: - какая существует связь между рельефом и реками?
Учащиеся: рельеф влияет на направление течения рек и на их xapaктep.
Учащимся предлагается дополнить схему, представленную на экране:
реки
направление течения характер течения
большинство рек
текут на север равнинные горные
(Результат работы)
Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека».
Терк воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне…»
Учитель: Какой характер течения у Терека?
Учащиеся: Сначала - это горная река, а при выходе на равнину – равнинная.
Учитель: - Какую реку можно считать горной, а какую равнинной?
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с такими понятиями, как падение реки и уклон реки.
На доску проецируется стр. № 2 электронного учебника. (См. приложение № 4)
Учитель: Вспомните, что такое исток и что такое устье. (ответы учaщиxся).
Задание: Найти в учебнике определение понятия «Падение реки».
Как определить падение реки?
Определение и формулу записать в тетрадь.
П = H ИСТ – H УСТ
Учитель: Что такое уклон реки? Что необходимо знать для определения уклона? Записать определение и формулу в тетрадь.
падение
У = ---------------
длина
Учитель: Какую реку можно считать горной, а какую равнинной?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя схему электронного учебника.
(См. приложение № 4)
Учитель: Для чего необходимо знать уклон реки?
Учащиеся: Использование рек в народном хозяйстве
Учитель: Сейчас вам предстоит определить характер течения некоторых рек России. Для этого вы должны определить падение и уклон этих рек
IV. Практическая работа
Учащимся раздаются заготовленные карточки (рис. 1). Используя имеющиеся данные, ученики определяют падение и уклон рек. Результаты заносят в таблицу. Делают вывод о характере течения рек.
Рис. 1
Реки Длина Высота истока Высота устья Падение Уклон Характер течения
Ангapa 1826 км 456 м. 76 м.
Волга 3690 км 226 м. - 28 м.
Лена 4400 км 930 м. 0 м.
(См. приложение № 5)
Учитель: А теперь выйдем на страницу «Реки Карелии» в internet
Ребята пересаживаются к компьютерам, выходят в сеть.
http://tourism.karelia.ru/rivers.html
Задание: Выписать в тетрадь уклон карельских рек: Шуя, Чирка-Кемь, Охта, Суна. (См. приложение № 6)
Учитель: Почему реки Карелии привлекают к себе туристов из разных районов России и даже из-за рубежа?
Учащиеся: На реках много порогов и водопадов. Горный характер течения.
Учитель ставит проблемный вопрос: Наши реки протекают по равнине. Почему они имеют горный характер течения?
Ответы учеников.
Вывод: относительно малая длина рек Карелии в сочетании со значительной разницей высот истоков и устьев обуславливает их большой уклон.
Вывод урока: Характер течения рек зависит от уклона. А уклон от длины реки и падения.
Учитель: В заключение урока я предлагаю полюбоваться красотой наших карельских рек.
Учитель включает презентацию «Реки Карелии»
На фоне презентации учитель подводит итоги урока и дает домашнее задание.
(См. приложение № 7)
Приложение № 1
Урок целесообразно проводить в кабинете информатики, т. к. на данном уроке каждый ученик должен работать с компьютером. Если компьютеров не хватает на каждого ученика, можно посадить по 2 человека за компьютер. Данный урок разработан мной в рамках темы самообразования «Использование ИКТ на уроках географии», где представлены разные методы использования информационных технологий. Это и технология презентаций, и использование электронного учебника, и информационное использование компьютера, и использование ресурсов компьютера.
Приложение № 2
Задание: нанести на карту реки бассейна Северного Ледовитого океана (задание № 1), Атлантического океана (задание № 2), Тихого океана (задание № 3), бассейна внутреннего стока (задание № 4).
Учащиеся с помощью мыши переносят названия рек на карту
Работа занимает у учащихся примерно 5 – 7 минут.
Приложение № 3
Приложение № 4
При ответе на вопрос, какую реку можно считать горной, а какую равнинной, учащиеся могут допустить ошибку, т. к. допущена ошибка в электронном учебнике. Горная река имеет уклон более 20 см/км, а не 20 м/км. Та же ошибка допущена и при определении уклона равнинной реки. Учитель обращает на это внимание учеников.
Приложение № 5
Результаты практической работы.
Цель работы: закрепление навыков по определению падения и уклона рек
Реки Длина Высота истока Высота устья Падение Уклон Характер течения
Ангapa 1826 км 456 м. 76 м. 380 м 0,21 см/км Горная
Волга 3690 км 226 м. - 28 м. 254 м 0,068 см/км Равнинная
Лена 4400 км 930 м. 0 м. 930 м 0,21 см/км Горная
На работу уходит примерно 5 – 6 минут
.
Приложение № 6
Выход в интернет во время урока вызывает у учащихся большой интерес. Это дает возможность ребятам самим найти необходимую информацию, а не получить ее от учителя. Но работа не должна быть длительной! Желательно чтобы ссылка на сайт была в адресной строке. Это сэкономит время на уроке.
Время выполнения данного задания – 5 – 6 минут
Результаты работы учащихся:
Шуя – 0, 55 м/км; Чирка-Кемь – 0,45 м/км; Охта – 0,8 м/км; Суна – 0,67 м/км.
Очевидно, что все четыре реки имеют уклон более 20 см/км, а значит, по характеру течения являются горными.
Приложение № 7
В ходе урока каждый ученик получил по две оценки: за знание карты и за практическую работу по новому материалу. ИКТ позволяют экономить время на уроке, берут на себя функцию контроля знаний
и богато иллюстрируют изучаемый материал.
Использование ИКТ позволяет вести преподавание на более высоком научном уровне, интегрировать знания по предмету, а ученикам ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые навыки, умения, анализировать, сопоставлять и находиться в постоянном поиске, осознавать, что умения и навыки работы с вычислительной техникой – веление времени.