12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фалькова Антонина Викторовна69
Работаю учителем географии с 1982 года.
Россия, Карелия респ., Петрозаводск


Цель урока: Научиться определять характер течения реки по ее уклону.


Задачи:

Образовательная: сформировать понятия: «падение реки» и «уклон реки».

Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю

Развивающая: формировать навыки исследовательской работы. 


Тип урока :  комбинированный.


Ход урока:     I. Организационный момент.  (Приложение № 1)


                     II. Повторение.

Учитель проверяет знание карты.   Ребята работают на компьютерах с электронным учебником. Выполняют практическое задание № 1 в разделе «Реки» (См. приложение № 2).

Компьютер выставляет оценки, учитель фиксирует результаты работы.


                       III. Изучение нового материала.

Учитель: Почему реки рассматриваются после изучения рельефа и климата?

Учащueся: Рельеф и климат оказывают влияние на реки.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с влиянием рельефа на реки.

На доске  стр. № 1 электронного учебника в разделе «Внутренние воды». (См. приложение №3)

Учитель: - какая существует связь между рельефом и реками? 

Учащиеся: рельеф влияет на направление течения рек и на их xapaктep.

Учащимся предлагается дополнить схему, представленную на экране:

             

      реки


  направление течения             характер течения

                большинство рек 

                  текут на север                               равнинные     горные     

    (Результат работы)




Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека».


 

Терк воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен, 

Слезы брызгами летят.


Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:


«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне…»

 



Учитель: Какой характер течения у Терека?

Учащиеся: Сначала - это горная река, а при выходе на равнину – равнинная.

Учитель: - Какую реку можно считать горной, а какую равнинной?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с такими понятиями, как падение реки и уклон реки.

На доску проецируется стр. № 2 электронного учебника. (См. приложение № 4)


Учитель: Вспомните, что такое исток и что такое устье. (ответы учaщиxся).

Задание: Найти в учебнике определение понятия «Падение реки».

Как определить падение реки?

Определение и формулу записать в   тетрадь.            

П = H ИСТ – H УСТ


Учитель: Что такое уклон реки? Что необходимо знать для определения уклона? Записать определение и формулу в тетрадь.  

        падение

У = ---------------

     длина


Учитель: Какую реку можно считать горной, а какую равнинной?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя схему электронного учебника. 

(См. приложение № 4)

Учитель: Для чего необходимо знать уклон реки?

Учащиеся: Использование рек в народном хозяйстве

Учитель: Сейчас вам предстоит определить характер течения некоторых рек России. Для этого вы должны определить падение и уклон этих рек

IV. Практическая работа

Учащимся раздаются заготовленные карточки (рис. 1). Используя имеющиеся данные, ученики определяют падение и уклон рек. Результаты заносят в таблицу. Делают вывод о характере течения рек.

Рис. 1


 

Реки     Длина    Высота истока   Высота устья  Падение   Уклон   Характер течения

Ангapa          1826 км           456 м.       76 м.

 Волга       3690 км        226 м.           - 28 м.

 Лена         4400  км       930 м.             0 м.

 

 

  

 (См. приложение № 5)


Учитель: А теперь выйдем на страницу «Реки Карелии» в internet  

Ребята пересаживаются к компьютерам, выходят в сеть.

http://tourism.karelia.ru/rivers.html

Задание:  Выписать в тетрадь уклон карельских рек: Шуя, Чирка-Кемь, Охта, Суна. (См. приложение № 6)

Учитель: Почему реки Карелии привлекают к себе туристов из разных районов России и даже из-за рубежа? 

Учащиеся:  На реках много порогов и водопадов.    Горный характер течения. 


Учитель ставит проблемный вопрос: Наши реки протекают по равнине. Почему они имеют горный характер течения? 

Ответы учеников. 



Вывод: относительно малая длина рек Карелии в сочетании со значительной разницей высот истоков и устьев обуславливает их большой уклон.


Вывод урока:   Характер течения рек зависит от уклона. А уклон от длины реки и падения.


Учитель: В заключение урока я предлагаю полюбоваться красотой наших карельских рек.

Учитель включает презентацию «Реки Карелии» 

На фоне презентации учитель подводит итоги урока и дает домашнее задание.

(См. приложение № 7)






Приложение № 1


Урок целесообразно проводить в кабинете информатики, т. к. на данном уроке каждый ученик должен работать с компьютером. Если компьютеров не хватает на каждого ученика, можно посадить по 2 человека за компьютер. Данный урок разработан мной в рамках темы самообразования «Использование ИКТ на уроках географии», где представлены разные методы использования  информационных технологий. Это и технология презентаций, и использование электронного учебника, и информационное использование компьютера, и использование ресурсов компьютера.


Приложение № 2


Задание: нанести на карту реки бассейна Северного Ледовитого океана (задание № 1), Атлантического океана (задание № 2), Тихого океана (задание № 3), бассейна внутреннего стока (задание № 4).

Учащиеся с помощью мыши переносят названия рек на карту

Работа занимает у учащихся примерно 5 – 7  минут. 


Приложение № 3


 


Приложение № 4


При ответе на вопрос, какую реку можно считать горной, а какую равнинной, учащиеся могут допустить ошибку, т. к. допущена ошибка в электронном учебнике. Горная река имеет уклон более 20 см/км, а не 20 м/км. Та же ошибка допущена и при определении уклона равнинной реки. Учитель обращает на это внимание учеников.



Приложение № 5 

 Результаты практической работы. 

Цель работы: закрепление навыков по определению падения и уклона рек


Реки     Длина    Высота истока   Высота устья  Падение   Уклон   Характер течения

Ангapa     1826 км       456 м.           76 м.            380 м           0,21 см/км      Горная

 

Волга       3690 км          226 м.       - 28 м.          254 м          0,068 см/км   Равнинная

      

Лена      4400  км           930 м.        0 м.            930 м          0,21 см/км         Горная

   

  

На работу  уходит примерно 5 – 6 минут

.

Приложение № 6


Выход в интернет во время урока вызывает у учащихся большой интерес. Это дает возможность ребятам самим найти необходимую информацию, а не получить ее от учителя. Но работа не должна быть длительной! Желательно чтобы ссылка на сайт была в адресной строке. Это сэкономит время на уроке.

Время выполнения данного задания – 5 – 6 минут

Результаты работы учащихся: 

Шуя – 0, 55 м/км; Чирка-Кемь – 0,45 м/км; Охта – 0,8 м/км; Суна – 0,67 м/км.

Очевидно, что все четыре реки имеют уклон более 20 см/км, а значит, по характеру течения являются горными.


Приложение № 7


В ходе урока каждый ученик получил по две оценки: за знание карты и за практическую работу по новому материалу. ИКТ позволяют экономить время на уроке, берут на себя функцию контроля знаний

и богато иллюстрируют изучаемый материал.

Использование ИКТ позволяет вести преподавание на более высоком научном уровне, интегрировать знания по предмету, а ученикам ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые навыки, умения, анализировать, сопоставлять и находиться в постоянном поиске, осознавать, что умения и навыки работы с вычислительной техникой – веление времени.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.