Методические рекомендации к выполнению исследовательского проекта по истории (8–11 классы)
Рекомендации по выполнению исследовательского проекта по истории для учащихся 8-11 классов
Пояснительная записка
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности, а также этот метод является хорошим стимулом для повышения интереса к предмету.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода.
Применение системно–деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
Таким образом, главной целью работы над индивидуальным проектом является формирование таких навыков, умений и качеств, как поиск информации в различных источниках, анализ полученных данных, критическое мышление, формирующееся через рассмотрение события, явления или процесса с различных объективных и субъективных точек зрения, а также развитие интереса к изучению истории, сопряженный с самостоятельным поиском.
В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни «здесь» и «сейчас» – вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности, который выражается в вовлеченности учащихся не только в какой-то определенный предмет, но и, в целом, в познание.Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Индивидуальный проект на уроках истории решает следующие задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформировать навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- выработать способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
- развивать навыки саморегуляции учащихся путем последовательной работы над проектом с помощью методических рекомендаций.
Рекомендации к выполнению проекта по истории
Выбрать из предложенного списка или самостоятельно тему индивидуального проекта.
Важно! Обязательно подумай, что тебя интересует больше всего на данный момент.
Совет – ответь для себя на следующие вопросы:
- Что ты будешь изучать, событие, процесс или какое-либо историческое явление?
- Достаточно ли изучена данная тема?
- Существуют ли достоверные, авторитетные источники по этой теме?
Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).
Важно! В своем исследовании нужно опираться на проверенные источники, изучать выбранную тему с разных сторон.
Совет: изучение любой темы должно строиться не только на информации из книг и статей, но и на основе реальных исторических документов и свидетельств.
Составить список используемой литературы.
Важно! Не забывай сохранять ссылки на те источники, которыми пользуешься.
Определить структуру работы (составить план)
Важно! Любой исследовательский проект должен состоять из трех важных элементов: введение, где ты поставишь перед собой цели, определишь задачи, основной части, которая будет состоять из информации по теме, и заключения, где ты сделаешь выводы по теме, дашь оценку своей работе.
Обосновать актуальность темы индивидуального проекта
Важно! Нужно подумать, чем эта тема интересна и значима для тебя, твоих сверстников, страны или всего мира.
Оформить введение, основную часть и заключение работы
Важно! Обязательно следуй рекомендациям по оформлению работы, не стесняйся обращаться к руководителю, если возникают трудности.
Совет: наметь для себя план того, из каких элементов будет состоять основная часть твоей работы. Так проще будет подбирать информацию и не потерять линию повествования.
Подготовить и оформить приложения
Важно! Приложения – это дополнительные материалы, которые помогут более полно раскрыть тему твоего проекта. Это могут быть рисунки, таблицы, карты, диаграммы, фотографии, документы и т.д.
Совет: по ходу работы над темой проекта создай отдельную папку с файлами. Где будешь складывать изображения, таблицы или любые другие дополнительные материалы к своей теме. Это поможет в последствии не потерять интересные элементы и мысли.
Оформить титульный лист
Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)
Важно! Всегда будь на связи со своим руководителем и не откладывай работу над проектом на потом. Не бойся обратиться к руководителю за помощью, например, с подбором литературы.
Подготовить презентацию
Важно! Презентация обязательно должна соответствовать требованиям, прописанным в школьном положении.
Совет:
- Не используй в дизайне презентации более трех ярких цветов. От них устают глаза;
- не используй шрифт с засечками. Лучше брать такие шрифты, как Arial или Colibri;
- не помещай много текста на слайде. Лучше использовать больше наглядного материала, а текст проговорить устно.
- на слайде лучше разместить только самую основную информацию, чтобы не перегружать;
- используй как можно меньше анимаций и переходов.
Подготовиться к защите индивидуального проекта
Важно! Нужно хорошо знать материал, чтобы суметь ответить на вопросы комиссии.
Удачи в выполнении проекта!
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2018. 61 с. (Стандарты второго поколения).
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. 175 с. (Работаем по новым стандартам).
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта.-М.,2003.
Нефедова Л.А,Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении //Школьные технологии.-2006.-№4.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.: АРКТИ,2005.
Полякова Т.Н. Метод проектов в школе : теория и практика применения.-М.:ООО «ТИД Русское слово»,2011.
Чернышева О.А. Обществознание . Проектная деятельность: методика,технология,результаты, Ростов-на Дону,-2015.