Методические рекомендации к выполнению исследовательского проекта по истории (8–11 классы)

1
0
Материал опубликован 5 April

Рекомендации по выполнению исследовательского проекта по истории для учащихся 8-11 классов

Пояснительная записка

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности, а также этот метод является хорошим стимулом для повышения интереса к предмету.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода.

Применение системно–деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

Таким образом, главной целью работы над индивидуальным проектом является формирование таких навыков, умений и качеств, как поиск информации в различных источниках, анализ полученных данных, критическое мышление, формирующееся через рассмотрение события, явления или процесса с различных объективных и субъективных точек зрения, а также развитие интереса к изучению истории, сопряженный с самостоятельным поиском.

В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни «здесь» и «сейчас» – вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности, который выражается в вовлеченности учащихся не только в какой-то определенный предмет, но и, в целом, в познание.Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Индивидуальный проект на уроках истории решает следующие задачи:

- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформировать навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- выработать способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

- развивать навыки саморегуляции учащихся путем последовательной работы над проектом с помощью методических рекомендаций.

Рекомендации к выполнению проекта по истории

Выбрать из предложенного списка или самостоятельно тему индивидуального проекта.

Важно! Обязательно подумай, что тебя интересует больше всего на данный момент.

Совет – ответь для себя на следующие вопросы:

- Что ты будешь изучать, событие, процесс или какое-либо историческое явление?

- Достаточно ли изучена данная тема?

- Существуют ли достоверные, авторитетные источники по этой теме?

Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).

Важно! В своем исследовании нужно опираться на проверенные источники, изучать выбранную тему с разных сторон.

Совет: изучение любой темы должно строиться не только на информации из книг и статей, но и на основе реальных исторических документов и свидетельств.

Составить список используемой литературы.

Важно! Не забывай сохранять ссылки на те источники, которыми пользуешься.

Определить структуру работы (составить план)

Важно! Любой исследовательский проект должен состоять из трех важных элементов: введение, где ты поставишь перед собой цели, определишь задачи, основной части, которая будет состоять из информации по теме, и заключения, где ты сделаешь выводы по теме, дашь оценку своей работе.

Обосновать актуальность темы индивидуального проекта

Важно! Нужно подумать, чем эта тема интересна и значима для тебя, твоих сверстников, страны или всего мира.

Оформить введение, основную часть и заключение работы

Важно! Обязательно следуй рекомендациям по оформлению работы, не стесняйся обращаться к руководителю, если возникают трудности.

Совет: наметь для себя план того, из каких элементов будет состоять основная часть твоей работы. Так проще будет подбирать информацию и не потерять линию повествования.

Подготовить и оформить приложения

Важно! Приложения – это дополнительные материалы, которые помогут более полно раскрыть тему твоего проекта. Это могут быть рисунки, таблицы, карты, диаграммы, фотографии, документы и т.д.

Совет: по ходу работы над темой проекта создай отдельную папку с файлами. Где будешь складывать изображения, таблицы или любые другие дополнительные материалы к своей теме. Это поможет в последствии не потерять интересные элементы и мысли.

Оформить титульный лист

Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)

Важно! Всегда будь на связи со своим руководителем и не откладывай работу над проектом на потом. Не бойся обратиться к руководителю за помощью, например, с подбором литературы.

Подготовить презентацию

Важно! Презентация обязательно должна соответствовать требованиям, прописанным в школьном положении.

Совет:

- Не используй в дизайне презентации более трех ярких цветов. От них устают глаза;

- не используй шрифт с засечками. Лучше брать такие шрифты, как Arial или Colibri;

- не помещай много текста на слайде. Лучше использовать больше наглядного материала, а текст проговорить устно.

- на слайде лучше разместить только самую основную информацию, чтобы не перегружать;

- используй как можно меньше анимаций и переходов.

Подготовиться к защите индивидуального проекта

Важно! Нужно хорошо знать материал, чтобы суметь ответить на вопросы комиссии.

Удачи в выполнении проекта!

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2018. 61 с. (Стандарты второго поколения).

Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. 175 с. (Работаем по новым стандартам).

Бухаркина  М.Ю. Разработка  учебного  проекта.-М.,2003.

Нефедова  Л.А,Ухова  Н.М.  Развитие  ключевых  компетенций  в  проектном  обучении //Школьные  технологии.-2006.-№4.

Пахомова  Н.Ю.  Метод  учебного  проекта  в  образовательном  учреждении: пособие  для  учителей  и  студентов   педагогических  вузов.-М.: АРКТИ,2005.

Полякова Т.Н.  Метод  проектов  в  школе : теория  и  практика  применения.-М.:ООО «ТИД  Русское  слово»,2011.

Чернышева О.А. Обществознание . Проектная   деятельность: методика,технология,результаты,  Ростов-на Дону,-2015.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации