Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочных занятий»

2
0
Материал опубликован 13 April 2022

Методическая разработка по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочных занятий»

Введение

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, который позволяет устанавливать новые связи между объектами и явлениями, как в материальной, так и в духовной сфере. Такая способность является очень значимым фактором для развития творческой личности, которая может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

Школьное образование сегодня является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха учащегося, согласно новым принципам управления, заложенным в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта “Образование”, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития нашего государства, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование.

Еще один аспект - профессиональная деятельность в жизни человека, которая является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация будущих выпускников, должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные.[1]

Реализуемые в настоящее время меры по повышению качества российского образования направлены на ситуативное преодоление существующих проблем и не делают акцент на развитии познавательной активности учащихся, что предполагает изменения в организации и управлении образовательным процессом.

Решению этих вопросов успешно способствует внеурочная деятельность школьников в которых возможно и целесообразно решить задачи успешности,  профессионального самоопределения и социализации учащихся.

Также актуальным вопросом является выбор эффективных приемов и методов работы с учащимися во внеурочной деятельности. Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие школьника как личности определяется процессом обучения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Одним из таких методов можно считать проектно-исследовательскую деятельность, которая формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Использование проектной деятельности позволяет решить также проблему метапредметности получения результатов, в том числе профессионального самоопределения на деятельностном уровне.

В данной разработке рассмотрено применение проектной деятельности в системе внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №348 Невского района Санкт-Петербурга в 5-11 классах.

Методическая разработка адресована учителям, ведущим занятия внеурочной деятельности, методистам.

Актуальность темы

Данная методическая разработка  является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью развитие познавательной активности учащихся  и сознательному выбору профессии через проектную деятельность.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

 

  1. Ранняя диагностика мотивационного, когнитивного и деятельностного уровней учащихся.
  2. Использовать инновационные методы, направленные на создание образовательной среды, в которой формируются значимые ориентиры для построения индивидуальных образовательных траекторий и программ профессионального самоопределения.
  3. Через проектную деятельность формировать новый стиль инженерного мышления школьников, способных к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам знания и действия, основанным на анализе трендов научно-технологического развития.
  4. Повышать педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам развития рефлексивных качеств, творческого мышления, гибкого подхода и коррекции эмоционального отношения к детям.
  5. Развивать сетевое взаимодействие с вузами, профессиональными образовательными учреждениями, ДТТ «Старт +».
  6. Повышать квалификацию работников школы по проблеме реализуемого проекта.

 

Обоснование необходимости реализации данной методической разработки для достижения указанных целей и решения поставленных задач.

Необходимостью реализации методической разработки для достижения указанных целей и решения поставленных задач является то, что особое место в ней отводится проектно-исследовательской деятельности. Это такая гибкая модель организации учебного процесса, предполагающая кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нём. Учитель, организуя проектную деятельность учащихся, создаёт условия для освоения ими новых типов деятельности в социокультурной среде, проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Роль ученика также меняется. Ученик – активный участник, субъект деятельности; осваивает умения проектной деятельности, создает проект.

Таким образом, методическая разработка помогает учащимся интегрировать свои знания, выстраивать структуру его упорядоченной психологической и социальной действительности, а также помогает всем участникам образовательного пространства образовательного учреждения (дети, родители, педагоги) объединять свои усилия в развитии личности учащегося.

 

Основная часть

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как: художественных, культурологических, филологических, театральных, спортивных, научно-практических, олимпиадных, поисковых и т.д.

Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;

приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);

профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;

обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности учащегося;

развитие взаимодействия педагогов с семьями учащихся.

Основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной, др.

Результат внеурочной деятельности – развитие – на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира – личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

В связи с этим главная цель организации проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочных занятий заключается в следующем:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Цель проектно- исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО и ФГОС ОСО- формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся

Формирование личностных УУД:

• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

• Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД

• Сбор, систематизация, хранение, использование информации

 

Основные задачи организации проектно-исследовательской деятельности в рамках внеурочных занятиях:

  • приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • формирования умений публичной защиты работы.

Актуальность темы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся во внеурочной деятельности-проектная деятельность в микрогруппе  и индивидуальная проектно-исследовательская работа
 

В результате проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочных занятий  

должны знать:

– структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся; 
– основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования; 
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования; 
– основные информационные источники поиска необходимой информации; 
– правила оформления списка используемой литературы; 
– способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся 

должны уметь:

– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
– разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы; 
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; 
– планировать  и  координировать  совместную   учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.

Методы и средства обучения:

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Проектная деятельность реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Занятия групп проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в компьютерных классах, кабинете музыки, в спортивном зале, в библиотеке, а также на базах учреждений, с которыми заключены договоры по сетевому взаимодействию.

 

Разработанный алгоритм проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута включает

  1. Диагностику уровня познавательных возможностей и уровня притязаний одарённого подростка в том или ином направлении деятельности;
  2. Анализ проявления познавательной направленности одарённого подростка;
  3. обсуждение совместно с родителями и другими педагогами направления индивидуального образовательного маршрута;
  4. Проектирование индивидуального образовательного маршрута с учётом познавательной направленности (интеллектуальной, творческой, лидерской);
  5. Постановку личностно значимых целей и задач, отбор средств и способов деятельности, определение темпов продвижения, сроков реализации, конечного результата и форм его представления, оценки деятельности;
  6. Организацию взаимодействия педагогов и одарённого подростка общеобразовательного учреждения и учреждений социума в ходе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту;
  7. Создание ситуации успеха в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута;
  8. Нейтрализацию (либо коррекцию) факторов, негативно влияющих на развитие и проявление индивидуального сочетания способностей одарённого подростка, а также деятельность по адекватной поддержке одарённого подростка в решении возникающих у него проблем различного характера на индивидуальном образовательном маршруте;

   

   Открытие и освоение учащимися школы норм исследовательской и проектной деятельности осуществляются в разных, но содержательно и организационно взаимосвязанных друг с другом подпространствах школы.

Предметно-организационные способы увязывания между собой исследовательской и проектной деятельности, когда в ходе первой учащиеся открывают новые знания, а в ходе второй – используют эти знания как средство для решения практически значимых ситуаций, могут быть разными.

Одним из вариантов является реализация согласованного на уровне рабочих программ и учебных планов образовательного процесса в рамках основного образовательного процесса, внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования. Принципиально важно, что при такой организации исчезает единый центр, задающий нормы и правила.

Учащиеся уходят с уроков с познавательными задачами и вопросами и идут решать их в пространство внеурочной деятельности и дополнительного образования. В этих пространствах проводятся исследования, реализуются проекты, возникают новые вопросы, местом поиска ответа на которые становятся учебные встречи «первой половины дня», где изучается теоретический материал. Нелинейная и вероятностная организация образовательного процесса, сочетание самостоятельной работы и работы под руководством педагога обеспечивает развитие универсальных учебных действий учащихся, развитие учебной инициативы, учебной ответственности и главное – осмысленности происходящего.

Другим, более локальным вариантом являются межпредметные интегративные погружения. Эффективность погружения повышается, если деятельность школьников «помещена» в значимые социальные и социо-культурные контексты.

Переходной формой организации образовательного процесса могут стать так называемые «предметные блоки» модульного и деятельностного характера, сформированные за счет часов компонента образовательной организации («Инженерная математика», «Прикладная физика и технологии», «Химия – наука и технология», «Биотехнология», «Гуманитарные практики» и т.д.).

 

Используемая литература

 

  1. Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 6
  2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
  3. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
  4. Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический ас-пект / Г. А. Балл. – М. : Педагогика, 2000.
  5. Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 2003.
  6. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Во-ронцов и др. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с.
  7. Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа : по-собие для учителей / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, О. В. Раскина и др. – Вып. 2. – М. : Просвещение, 2012. – 144 с.
  8. Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»: опыт реализации, перспективы. // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2003. № 1. С. 51.
  9. Клюева Г.А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых  социальных условиях. Кафедра методики преподавания трудового обучения ПОИПКРО - 2006. - 5. с. 21.
  10. Композиция костюма/Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
  11. Осипова Г.Н. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук»/ авт.-сост. Г.Н. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  12. Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учеб. заведений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
  13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  14. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с.
  15. Сафонова, Т. В. Проектная задача как способ формирования уни-версальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова, И. А. Чумакова // Интеграция образования. – 2012. – № 2. – С. 21–26.
  16. Шуванов В.И. Психология рекламы. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003
  17. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

[1] Модернизация содержания профориентационной работы в новых  социальных условиях. Клюева Г.А. к.п.н., доцент кафедры методики преподавания трудового обучения ПОИПКРО

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации