Методические рекомендации для учащихся по написанию индивидуального проекта
МБОУ «Некрасовская СОШ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПО НАПИСАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Составитель: Рыбакова Валентина Петровна,
заместитель директора по УВР
Некрасовка – 2021 год
Цели и задачи выполнения индивидуального проекта
1. В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права);
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов.
2. Обучающийся сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
3. С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
4. Обучающийся создает проектный продукт (исследовательская работа, макет, бизнес- план, действующая модель, стендовый доклад и пр.) и печатное описание проекта.
Требования к печатному описанию индивидуального проекта
Структура
титульный лист
оглавление
введение
основная часть
заключение
список литературы (библиографический список)
приложения
Титульный лист должен содержать:
31. Полное наименование образовательного учреждения (с выравниванием по центру):
2. Название работы, ее вид.
3. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс).
4. Сведения о руководителе (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень).
5. Год выполнения работы
В оглавление должны быть включены:
введение
названия глав и параграфов
заключение
список используемых источников
приложения и соответствующие номера страниц
Введение должно включать в себя:
формулировку предпроектной идеи
обоснование актуальности темы
описание степени изученности данного вопроса
формулировку поставленной проблемы
определение целей и задач
описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой литературы и источников
описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания индивидуального проекта, а именно:
описание основных рассматриваемых фактов
гипотезу
характеристику методов решения проблемы
сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения
описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.).
Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов представленного проекта.
В список используемых источников заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.
Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности:
фамилия, инициалы автора
название издания
выходные данные издательства
год издания
№ выпуска (если издание периодическое)
количество страниц
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
законы, постановления правительства
официальные справочники
художественные произведения
специальная литература
периодические издания
Интернет-источники
Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
Требования к оформлению
Текст печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм).
Шрифт — Times New Roman, размер —12 пт, межстрочный интервал —1,5.
Поля: слева —25 мм, справа — 10 мм, снизу и сверху—20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п., которые выполняются черной пастой (тушью).
Текст работы — от 5 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц.
Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены.
Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели или пластиковые файлы).
Требования к процедуре проведения защиты проекта
1. Защита индивидуального проекта - формат оценки успешности освоения и применения обучающимся универсальных учебных действий
2. Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
предзащита проекта в процессе его разработки –сентябрь-октябрь
защита темы проекта (проектной идеи) и реализованного проекта – январь - февраль
3. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта.
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
4. На предзащите обучающийся докладывает о ходе работы над проектом. В результате должна произойти (при необходимости) корректировка предпринимаемых реальных проектных действий в целях достижения желаемого результата.
5. На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
Тема и краткое описание сути проекта.
Актуальность проекта.
Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации проекта.
Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Регламент проведения защиты проектной идеи, предзащиты и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности сообщаются обучающимся заранее.
Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
Лучшие проекты могут быть рекомендованы экспертной комиссией для участия в районном, городском, региональном этапах конкурсов учебных проектов.
Проект, получивший неудовлетворительную оценку, возвращается на доработку. Обучающийся дорабатывает ИП в течение недели, после чего представляет к повторной защите.
Критерии оценки итогового индивидуального проекта
Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех групп критериев:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. (данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий);
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.