Справочный материал к уроку литературе в 11 классе «"Реквием" Анны Ахматовой»

1
0
Материал опубликован 27 February 2018 в группе

АННА АХМАТОВА "РЕКВИЕМ" 11 КЛАСС

О ПОЭМЕ " РЕКВИЕМ

Сделано на сервисе https://www.smore.com/26fs-11

                                    АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там. где мой народ, к несчастью, был.

1961г


 

СЛУШАЕМ И СМОТРИМ " РЕКВИЕМ"

Памяти политических репрессий. Вокальная сюита Владимира Дашкевича на стихи Анны Ахматовой Исполняет Е. Камбулова

http://www.youtube.com/watch?v=7t_Io1pe1B4&feature=related ~ ~ V

ЗАДАНИЕ 1. ( ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА)

1. Внимательно прослушайте и посмотрите сюиту В. Дашкевича на стихи Анны Ахматовой "Реквием" (адрес выше)

2. Какие первые впечатления возникли у Вас после просмотра "Реквиема"

3. Письменно изложите их в своем эссе?

4. Эссе отправьте по электронной почте преподавателю


 

РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ПОЭМЫ " РЕКВИЕМ"

Цели.

1. Понять, как история великой страны отражена в поэме "Реквием"

2. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа поэмы.

3. Воспитывать уважение к истории нашей Родины, понимать ее, быть справедливым в отношении ее людей, событий, поступков.

1. Вы уже прочитали "Реквием" и прослушали сюиту В. Дашкевича на стихи А.Ахматовой. Написали эссе по прослушанной сюите. Настало время перейти к анализу поэмы, чтобы выполнить поставленные цели.

В словаре можно найти лексическое значение слова «реквием»

2. Работа над словом «реквием»

Реквием - это траурное, заупокойное песнопение в католическом церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Реквием носит циклический характер. Реквием может быть как инструментальным произведением, так и вокально-инструментальным с сольными партиями или хоровым сопровождением. Название "реквием" произошло от начальной строки католической заупокойной мессы. Реквием Aeternam Дона EIS, Domine (Покой вечный даруй им, господи) http://www.ymniki.ru/rekviem.html

3. Прос.лушивание "Реквием" Моцарта. Это произведение любила Анна Андреевна

http://youtu.be/MlAuHoRXLes

Какое настроение рождает музыка?

Созвучно ли оно с сюитой В. Дашкевича?

(Дискуссия)


 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

" Это была трагедия народа, а у вас - матери и сына"

А. Солженицын

Нам предстоит в конце урока дать ответ на вопрос:

1.Это трагедия народа? 2. Это трагедия матери и сына?

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ

1 Учитель рассказывает о композиции поэмы.

В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., Например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы "Реквием" в 1963 году за рубежом: "Я-то видел Ахматову" царскосельской веселой грешницей "и" насмешницей "... Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих - женах, матерях, невестах ... Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? "

Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935 и 1938 годов рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 года, по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП (б), и теперь сын сидел уже из-за нее.

Но "Реквием" - это не только личная трагедия, но трагедия народная.

Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает В себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление , 10 глав (три из которых имеют название: VII - Приговор , VIII - К смерти , Х - Распятие) п Эпилог (состоящий из трех частей).

Почти весь "Реквием" был написан в 1935-1940 годах, Раздел Вместо Предисловия п Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэта.

Поначалу "Реквием" был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.

http://www.licey.net/lit/poet20/rekviem 


 

ПОЭМА " РЕКВИЕМ" ( ТЕКСТ)

http://www.ahmatova.ru/book/762/ ~ ~ V 

Реквием / Поэма

Нет, и не под чуждым небосводом, 
И не под защитой чуждых крыл, - 
Я была тогда с моим народом, 
Там, где мой народ, к несчастью, был.

1961

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): 
- А это вы можете описать? 
И я сказала: 
-. Могу 
. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом 1 апреля 1957 Ленинград

Посвящение
Перед этим горем гнутся гору, 
Не течет великая река, 
Но крепки тюремные затворы, 
А за ними "каторжные норы" 
И смертельная тоска. 
Для кого-то веет ветер свежий, 
Для кого-то нежится закат - Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет. Да шаги тяжелые солдат. Подымались как К обедне ранней По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, А надежда все поет вдали. Приговор ... И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет ... Шатается ... Одна ... Где теперь невольные подруге Двух моих осатанелых Лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет. Март 1940 


Вступление
ЭТО было, когда улыбался 
ТОЛЬКО мертвый, спокойствию рад. 
И. ненужным привеском болтался 
Возле тюрем СВОИХ Ленинград. 
И когда, обезумев от муки, 
Шли уже осужденных полки, 
И. короткую песню разлуки 
Паровозные пели гудки. 
Звезды смерти стояли над нами, 
И. безвинная корчилась Русь 
ПОД кровавыми сапогами 
И. .. .. ПОД шинами Черных марусь. я тебя Уводили На рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки. Смертный пот на челе ... не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть. 1935


II
Тихо льется тихий Дон, 
Желтый месяц входит в дом. 
Входит в шапке набекрень - 
. Видит желтым Месяц теням Эта Женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. III Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть черные сукна покроют, И пусть унесут фонари. Ночь. IVПоказать бы тебе, насмешнице И .. Любимице Всех Друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случилось с жизнью твоей. Как трехсотая, с передачею, ПОД Крестами будешь стоять И .. своей слезою горячею Новогодний Лед прожигать. Там тюремный тополь качается, И ни звука. А сколько ТАМ Неповинных жизней кончается ... 1938



V
Семнадцать месяцев кричу, 
Зову тебя домой. 
Кидалась в ноги палачу - 
. ТЫ Сын Мой ужас П 
Все перепуталось навек, 
И. Мне не разобрать 
Теперь, кто зверь, кто человек, 
И долго ль казни ждать. 
И только пышные цветы, 
И звон кадильный, П Следы 
Куда-то в никуда. 
И. Прямо Мне В Глаза глядит 
И. .. .. скорой гибелью грозит 
Огромная Звезда. 1939



VI
Легкие летят недели, 
Что случилось, не пойму. 
Как тебе, сынок, В тюрьму 
Ночи Белые глядели, 
Как они Опять глядят 
Ястребиным жарким оком, 
О твоем кресте высоком 
И. .. .. О смерти говорят. 1939


VII 
Приговор
И. .. .. упало каменное слово 
На мою again, раз, раз, живую грудь. 
Ничего, ведь я была готова, 
Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела. Надо научиться Снова Жить А не ТО ... Горячий шелест лета, Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый День п опустелый дом. Лето 1939 года. Фонтанный Дом


VIII 
К смерти
ТЫ Все равно придешь. - Зачем же не теперь? 
Я жду тебя -. Мне Очень трудно 
Я потушила свет отворила дверь П 
. Тебе, такой чудной Простой П 
Прими ДЛЯ этого Какой угодно вид, 
Ворвись отравленным снарядом 
Иль С гирькой подкрадись, как опытный бандит, 
Иль отрави тифозным чадом, 
Иль сказочкой, придуманной тобой 
И. .. .. Всем ДО тошноты знакомой, - 
чтоб я увидела верх Шапки Голубой 
И. .. .. бледного ОТ страха управдома. 
Мне все равно теперь. Струится Енисей, 
Звезда полярная сияет. 
И. Синий Блеск возлюбленных очей 
Последний ужас застилает. 19 августа 1939 Фонтанный Дом


IX
УЖЕ безумие крылом 
Души накрыло половину, 
И. поит огненным вином 
И. .. .. манит В черную долину. И поняла я, что ему Должна я уступить победу, Прислушиваясь К своему УЖЕ как бы чужому бреду. И. не позволит Ничего Оно Мне унести С собою (Как НИ упрашивай его как И НИ докучай мольбою.): Ни сына страшные глаза - Окаменелое страданье, Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья, Ни милую прохладу рук, Ни лип взволнованные тени , Ни отдаленный легкий звук -. Слова последних утешений 4 мая 1940 


Х 
Распятие 
"Не рыдай Мене, Мати, 
во гробе зрящи ". 
1
Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне. 
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?" 
А Матери: «О, не рыдай Мене ...» 2 Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Эпилог 1Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие Страницы Страдание выводит На щеках, Как локоны пепельных ИЗ П Черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, И в лютый холод, и в июльский зной, Под красною ослепшею стеною. 2 Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: ". Сюда прихожу, как домой" Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать. ДЛЯ них соткала я широкий покров ИЗ бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же оне поминают меня В канун моего погребального дня. А если когда-нибудь В этой стране Воздвигнуть задумают Памятник Мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его НИ около Моря, где я родилась (Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, Где стояла я триста часов И .. Где ДЛЯ МЕНЯ не открыли засов. Затем, что П В смерти блаженной боюсь Забыть громыхание Черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И .. выла старуха, как раненый зверь. И. пусть С неподвижных П бронзовых ВЕК Как струится подтаявший снег Слезы, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Март 1940 Фонтанный Дом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.