Дидактический материал к уроку литературы «Особенности любовной лирики А. Ахматовой» (11 класс)

3
0
Материал опубликован 16 January 2019 в группе

А.А.Ахматова. Дидактический материал к урокам

Особенности творчества

Исследовательница Н.Гончарова писала: « Ахматова уже в первых своих книгах через точный и острый образ простых вещей раскрывает сложный мир чувств».

Почему образы Ахматовой названы точными и острыми?

Для какого литературного течения характерно изображение мира обыденных вещей, прекрасных самих по себе?

Как называется в литературе деталь, через которую раскрывается внутреннее состояние человека? Приведите примеры из прочитанных литературных произведений.

Сделайте первоначальный вывод об особенностях творческой манеры поэтессы.

«Песня последней встречи» (1911г.)

Почему стихотворение так названо? Опишите, какими вы представляете себе события, о которых говорится? О том, что в поэзии Ахматовой «приютились элементы новеллы или романа», писал Б. Эйхенбаум, Согласны ли вы с этим? Ясным ли предстаёт сюжет стихотворения, можно ли однозначно сказать, о какой последней встрече идёт речь? Сделайте вывод об особенностях творческой манеры поэтессы.

Какие психологические детали вы можете отметить, и о чём они говорят?

Найдите эпитеты в стихотворении. Какую смысловую нагрузку они несут?

«Сжала руки под тёмной вуалью...» (1911г.)

Похоже ли это стихотворение на предыдущее? Если да, то чем? Попробуйте отметить в нём общие черты поэзии Ахматовой, сформулированные ранее.

Попробуйте восстановить сюжет, объяснить чувства и поступки героев.

Как вы понимаете метафору «терпкой печалью напоила его допьяна»?

«Вопль любящей женщины заглушается пошлым бесчеловечием любимого; убивая, он заботится о ее здоровье: „Не стой на ветру“. (А. Платонов. Анна Ахматова, 1940)

«Драма осталась „за кадром“, и повинна была в ней, по-видимому, героиня. Впрочем, стихотворение вовсе не о том, „кто виноват?“. Оно о более сложном и трагическом — о страшном взаимонепонимании людей, даже когда они любят... ». (А. Горловский. Песнь о любви, 1985) Что нового добавили эти высказывания в ваше понимание стихотворения?

«Ты письмо моё, милый, не комкай...» (1912г.)

Попробуйте передать содержание письма в прозаической форме так, как вы его поняли. О чём в нём говорится?

Как вы понимаете заключительные строки стихотворения. Можно ли считать «дно бедной котомки» метафорой? Как вы её понимаете?

Попробуйте сравнить это письмо с другими известными письмами, например, с письмом Татьяны Лариной.

«Столько просьб у любимой всегда...» (1913г.)

Что помогает выразить антитеза в начале стихотворения?

Как понимать образ воды и льда?

О чём единственном просит разлюбленная женщина и для чего ей это надо? Как она отзывается о бывшем возлюбленном, любит ли она его? Встречались ли похожие мотивы в любовной лирике других поэтов?

Как понимать последние строки? Как вы понимаете эпитет «горькой»?

Художественный мир

На основе проанализированных стихотворений попробуйте выделить общие черты любовной лирики Ахматовой: как развивается сюжет, в какое время — прошлое, настоящее или будущее — разворачивается любовный роман, охарактеризуйте героя и героиню лирики, каковы финальные строки строки стихотворений, чем они наполнены.

Стихотворения Ахматовой часто пародировались. Вот одна из пародий:

Стынут уста в немой улыбке.

Сон или явь? Христос помоги!

На ногу правую по ошибке,

Надела туфель с левой ноги.

Милый ушёл, усмехнувшись криво,

С поднятым воротом пиджака.

Крикнула: «Стой! Я ещё красива!»

А он: «Нельзя. Тороплюсь. Пока!» (В.Зоргенфрей)

Какие черты поэтической манеры и образа лирической героини сделал пародист своей мишенью?

Попробуйте определить, какое из приведённых стихотворений принадлежит перу Ахматовой? Обоснуйте свою точку зрения.

***

Приходи на меня посмотреть.

Приходи. Я живая. Мне больно.

Этих рук никому не согреть,

Эти губы сказали: «Довольно!»

 

Каждый вечер подносят к окну

Моё кресло. Я вижу дороги.

О, тебя ли, тебя ль упрекну

За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,

В задыханьях тяжёлых бледнея.

Только ночи страшны оттого

что глаза твои вижу во сне я.

В праздник

На столе — пурпурные тюльпаны

И пучок жемчужно-белых роз.

А в груди весенним счастьем пьяны

Хороводы золотистых звёзд.

Но тревогой тайною повиты,

Словно боль несбывшейся мечты -

От тебя, мой мальчик позабытый,

Голубые, странные цветы.

Подведём итоги

«Поэзия Ахматовой — небольшой красивый осколок дворянской культуры. <...> Ахматова умеет сжато и энергично формулировать, выражаясь словами Гумилева, переживания „женщин влюбленных, лукавых, мечтающих и восторженных“. Если добавить к этим эпитетам еще слова — „женщин старого дворянского мира“ — характеристика будет полной. <....> Мирок Ахматовой непомерно узок. Круг эмоций, доступных поэтессе, чрезвычайно невелик». (Г. Лелевич. Анна Ахматова (беглые заметки), 1923)

«Поэзия Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. И ее, между прочим, никак нельзя назвать исключительно поэзией сердца. В целом это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи, хотя бы и отраженной в этом дневнике далеко не во всей полноте и значительности». (А. Твардовский. А. А. Ахматова, 1966)

Какую оценку творчеству Ахматовой дал каждый критик? С кем из них вы более согласны? Аргументируйте свою точку зрения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.