12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Букина Татьяна Васильевна159
Стаж работы 20 лет
Россия, Коми респ.
Материал размещён в группе «Уроки географии»

УРОК   В  7 КЛАССЕ  НА  ТЕМУ   «РЕЛЬЕФ  ЕВРАЗИИ» (урок 1)

Цель урока: Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и  размещения форм рельефа.

Задачи:

Образовательная: Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур.

Воспитательная: Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка.

Развивающая: Сопоставлять и анализировать различные по содержанию карты атласа (тектоническую и физическую); развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: физическая карта мира и Евразии, компьютер, мультимедиапроектор, атласы.

 

План урока.

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний.

3.     Мотивация на новую деятельность.

4.     Изучение нового материала.

5.     Подведение итогов занятия. Рефлексия.

6.     Домашнее задание.

 

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний.

На прошлом уроке вы начали изучать материк Евразия.

Чем он отличается от других материков?

Ученики. Он самый большой.

Вспомним  уже изученные материки. Назовите их характерные особенности.

Ученики. Австралия – это самый  сухой  материк.    Африка – самый   жаркий , Южная Америка – самый влажный., Антарктида -  самый холодный.

Можем ли мы с вами однозначно дать такое же однозначное определение Евразии?

Уч. Нет.

Почему?

Уч. Потому, что это самый разнообразный материк.

3.     Мотивация на новую деятельность.

На протяжении  следующих  уроков  вам предстоит это доказать.

А начнем мы уже сегодня. С чего мы начнем? Итак, внимание на экран.

Слайды  1 – 31. (каждый слайд сопровождается определенным словом в стихотворении) Стихотворение Бальмонта (см. приложение)

Почему именно с этого стиха мы начали урок?

(ЦЕЛЬ)Будем говорить об особенностях рельефа и его развития

Слайд 32. Тема урока «Особенности рельефа Евразии, его развитие»

Почему  из всех природных компонентов рельеф изучают первым?

Он влияет на другие компоненты природы.

Как  мы можем узнать о рельефе местности, не выходя из класса?

Посмотреть в окно, прочитать в учебнике, посмотреть на карте.

 Карта – язык географии. Что вам может рассказать о рельефе Евразии физическая карта?

Сравните рельеф с другими материками.

Уч. Много гор, горы высокие, самые высокие горы в мире, много равнин, они большие , их больше, чем гор.

Самые высокие горы в мире, их вершина? (по карте)

Уч. Горы Гималаи, их вершина г.Джомолунгма – высота 8848 м.

А можно ли определить самую низкую точку на материке по физ. карте?

(Подсказка – слайд 33. Какой географический объект изображен?)

Уч. Впадина  Мертвого моря.

Проверим правильность наших рассуждений.  СЛАЙДЫ 34 – 35.

Чем объяснить такое разнообразие рельефа Евразии? Где найти ответ на этот вопрос?

Уч. Тектоническая карта. Рельеф зависит от строения земной коры.

Что составляет основу материка?

Уч. Евразийская литосферная плита.

Чтобы  выяснить ее особенности поработаем в группах.

Задание по группам.

1 – 2 гр. Определить соответствие физ. и тект.  Карт; определить закономерность( выйти к доске и показать)

1 гр. Восточно-Европейская равнина,  Среднесибирское плоскогорье,  Великая Китайская равнина,  Плоскогорье Декан

В основании равнин находятся платформы

2 гр. Кавказ, Гималаи, Альпы, Памир

В основании гор – складчатые пояса

 

3 гр. Из предложенных фотографий выбрать фото Уральских гор и Кавказа (СЛАЙД  36). Доказать правильность своего выбора, используя тект. карту.

Кавказские горы более высокие, т.к. в основании – молодая кайнозойская складчатость. Уральские горы невысокие, т.к. в основании – старая герцинская складчатость.

 

4 гр. Геологи, поднимаясь на склоны Гималаев,  собирают окаменелые остатки древних морских организмов, обитавших на дне океана. Как организмы, которые обитали миллионы лет назад только в древних океанах, могли оказаться в высочайших горах Земли далеко от океана на высоте более 4000 метров?

После образования Гондваны и Лавразии между ними располагался океан.

В результате сближения Африканской плиты с Евразийской образовались Пиренеи, Альпы и Карпаты. Столкновение Евразии с Аравийским выступом Гондваны привело к образованию Кавказа и Армянского вулканического нагорья. При столкновении Индостана с Евразией, как вы видели в фильме, осадочные слои океанического дна, зажатые между двумя мощными плитами, были смяты в складки и подняты на большую высоту – поднялись высочайшие горы Земли – Гималаи, Тибет и другие.

 

5 гр. Определите по геогр. координатам  географические  объекты, покажите на их на карте и объясните причину  их расположения.

42 с.ш. 14 в.д. – Везувий

55 с.ш. 161 в.д  - Ключевская Сопка

35 с. Ш. 138 в.д. -  Фудзияма

38 с.ш. 14 в.д. – Этна

Вулканы характерны для районов нового горообразования, или сейсмических поясов. На территории Евразии 2 сейсм. пояса: Европейско – азиатский и Тихоокеанский. (СЛАЙД 39)

После выступления групп заполняется  схема.

 СЛАЙД 37 и 39.

А теперь вернемся к стихотворению,  которого мы начали урок. Можно ли сказать, что оно написано о Евразии?

Почему вы так решили?

А только ли внутренние процессы влияют на формирование рельефа Евразии?

Найдите формы рельефа, которые образовались под действием внешних процессов.

Итак, отчего же зависит развитие рельефа Евразии?

От действия внутренних и внешних сил.

 5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

 

Познание – это как подъем в гору. Мы с вами сегодня тоже попытались преодолеть крутые вершины познания. Что удалось?

Учащиеся отвечают на вопросы теста (см. приложения)

Учащиеся проверяют правильность ответов и считают количество баллов.      Слайд 41.

 

Определите сами, какую вершину  вы поднялись. СЛАЙД  42.

Когда альпинисты достигают вершину. То они устанавливают флаг. Предлагаю определить свое настроение  (СЛАЙД 43) и прикрепить флажок своего цвета на общий флаг.

 

Тема. «Особенности рельефа Евразии, его развитие»

Цель:   1. Выяснить   особенности рельефа Евразии

                      2. Объяснить  закономерности размещения основных форм рельефа

1.     Разнообразие рельефа

Земля, ты так любви достойна

За то, что ты всегда иная.

Как убедительно и стройно вся в глуби глаз,

Вся жизнь земная.

Холмы, луга, долины, скалы,

Равнины, горы и леса,

Ущелья, осыпи, морены,

Барханы, море, небеса.

Хребты безмерных гор во мраке,

Как исполинские удавы

Кошмарных ходов под землею,

Расселин, впадин и пещер.

И храмы в страшных подземельях,

Чей странен сказочный размер.

Паденье в пропасть, мрак и ужас,

В рудник, где раб, как властелин.

И горло горного потока

И ряд оврагов меж стремнин.

Землетрясение, ужасность –

Вулкана, взрытости зыбей.

Успокоительная ясность вчера лишь вспаханных полей.

 

2.     Причины разнообразия рельефа.

 

Форма  рельефа

Равнины

платформа

землетрясения

вулканизм

горообразование

 

Складчатая область

Сейсмический пояс

 Д.з.              

Горы

Тектоническая структура

 

 

 

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.