Артикуляционная гимнастика в саду и дома
Артикуляционная гимнастика в саду и дома.
(Детско-родительский практикум)
Цель: познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.
План консультации:
Теоретическая часть. Артикуляционная гимнастика. Понятие, значение.
Практическая часть. Выполнение упражнений для губ, щек, языка.
Советы и рекомендации учителя-логопеда родителям.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Произношение звуков – сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов принадлежит специалистам. Но и родители должны принимать участие в становлении правильной речи детей.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения звуков.
Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 мин, в спокойной обстановке, перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 5 раз под счет до 5 после показа взрослого. По мере усвоения ребенком упражнений, можно просто говорить название и сопровождать действия ребенка короткими стихами.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Начинать артикуляционную гимнастику необходимо с упражнений для губ, которые помогут сделать артикуляционный аппарат свободным и подвижным.
«УЛЫБОЧКА». Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Прикус должен быть естественным. Нижняя челюсть вперед не выдвигается.
«ХОБОТОК». Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперед, как слоник тянет хоботок.
«УЛЫБОЧКА-ХОБОТОК». Поочередное выполнение упражнений.
Вспомним крылатые фразы: «уплетать за обе щеки», «надувать щеки», «щеки, как у хомяка». Это не просто фразеологизмы, это готовая зарядка для щек. Начинать упражнения надо с похлопывания, щипания и растирания, что приводит к развитию мышц, нормализации тонуса.
«СЫТЫЙ ХОМЯЧОК» - надуть обе щеки.
«ГОЛОДНЫЙ ХОМЯЧОК» - втянуть щеки
«ШАРИК» - надули-лопнули
1. «ЛОПАТОЧКА». Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Язык должен быть расслабленным, широким. Нижняя губа не должна подворачиваться. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.
2«ИГОЛОЧКА». Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»).
3«ЛОПАТОЧКА - ИГОЛОЧКА». Поочередное выполнение упражнений.
«ЧАСИКИ». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счет «раз-два» переводить язык из одного угла рта в другой. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
«КАЧЕЛИ». Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх-вниз») ребенок поочередно поднимает язык вверх и опускает вниз.
«ЛОШАДКА». Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Нижняя челюсть неподвижна.
Советы родителям:
ребенок должен жевать сухари, сырые овощи и фрукты;
научите ребенка полоскать рот;
говорите с ребенком медленно, четко и внятно. Не переходите на «детский язык».
читайте ребенку каждый день;
не забывайте развивать общую и мелкую моторику. Ребенок должен работать непослушными пальчиками. Ученые давно доказали, что развитие моторики напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга (ребенок должен сам застегивать пуговицы, молнии, засучивать рукава).
Надеемся, наши советы будут полезны и помогут Вам научить ребенка правильно говорить.