Родительское собрание «Профилактика вредных привычек»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (Коррекционная) Школа-Интернат № 152»
Родительское собрание
«Профилактика вредных привычек»
Составила учитель
начальных классов
I кв. категории
Александрова М. Ю.
Новосибирск 2019
Тема: Профилактика вредных привычек
Цель: Объединение усилий школы и родителей по предотвращению появления вредных привычек.
План:
Выступление школьного психолога с докладом «Возрастные особенности и факторы, способствующие появлению вредных привычек»
Выступление социального педагога с докладом «Роль семьи в формировании привычек и образа жизни ребенка»
Выступление классного руководителя и воспитателя с докладом «Вместе мы можем многое»
Психолог
«Возрастные особенности и факторы, способствующие появлению вредных привычек»
Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на «престижность» потребления табака и алкоголя уже с осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым уравнять себя с недоступными ранее взрослыми.
Немаловажным фактором приобщения к вредным привычкам может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного саморазрушающего поведения, когда всё то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребёнок с удовольствие демонстрирует «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». В том случае, если у ребёнка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение. Предупреждение табакокурения и алкоголизма у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению и приёму алкоголя. Это обуславливает определённые требования к раннее профилактике вредных привычек. Например. Чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему её нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.
Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения, алкоголизма и употреблению наркотиков имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой- психологическими особенностями младших школьников. В связи с этим следует учитывать следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов:
1. Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приёме алкоголя и наркотиков должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребёнка мнения.
2. Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: «хорош- плохо», «привильно- непривильно», «плохой человек- хороший человек» и т.п.
3. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, должно в сознании ребёнка облачаться в «одежды тёмного цвета», противопоставляться всему светлому, доброму, яркому.
4. Образность мышления ребёнка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.
5. Стимуляция представлений ребёнка- важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чём-то, учителю, родителю надо периодически делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.
6. Склонность ребёнка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.
7. У учащихся младших классов почти отсутствует ощущение определённой «разорванности» картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщённость. Поэтому учителю, родителям предоставляется больше возможностей связать курение, как и другие вредные привычки, со всем, что воспринимается ребёнком в негативном контексте.
Таким образов, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников- разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни
Социальный педагог
«Роль семьи в формировании привычек и образа жизни ребенка»
«Семья – это самое важное, что есть в мире.
Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего»
Действительно, семья – это самое главное, что есть у человека в жизни. Семья – это самый первый опыт ребенка. В школу ребенок поступает уже в осознанном возрасте понимаю кто он и что делает. Будучи в младенческом возрасте ребенка окружают родные. Его приучают укладу и образу жизни в семье. От того какой он, этот «образ жизни семьи» зависит будущее маленького человека. Если в семье принято курить и выпивать, то не стоит удивляться, что и ребенок возьмет за правило такое поведение. Главный пример – это мама и папа. Что думает младший школьник (ребенок): «Я люблю папу. Папа сильный, добрый смелый и он курит. Я хочу быть похожим на папу, а значит буду делать все-то, что делает он. Буду сильным, добрым, смелым и буду курить». Когда вы начнете объяснять ребенку, что это вредно и тд, он резонно ответит вам: «Но ведь ты же сам куришь» Никакие словесные доводы, уговоры, поощрения не будут работать пока ребенок видит живой пример в действии. Чаще показывайте детям собственный положительный пример. Разговаривайте с ними о вредных привычках. Показывайте на примерах кто такой курильщик, алкоголик и наркоман и делать это нужно уже сейчас, в младьшем школьном возрасте, не дожидаясь пока «вредная привычка» появится. Проводите больше времени вместе со своими детьми. Занимайтесь спортом, просто гуляйте, элементарно смотрите вместе фильмы. Будьте ближе к детям и тогда, вы не будете знать что такое горе семьи наркомана, алкоголика.
Классный руководитель и воспитатель
«Вместе мы можем многое»
Что значит быть здоровым для ребенка? Это значит — развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Семья – школа труда и жизни. Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростка к будущей жизни с той огромной ролью, какую играет семья. Семья воспитывает ребенка, не какими - то «мероприятиями», а всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней, тем незаменимом богатством и теплотой, какие могут быть между очень близкими людьми.
Одним словом, нормальная семья – это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.
Конечно, ответственность за будущее поколение не ложится только на плечи родителей. Школа и сверстники, педагоги, которые окружают ребенка, имеют не маловажную роль в формировании привычек ребенка. Как и семья, школа должна всемерно способствовать формированию педагогической культуры родителей, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. В ней накоплен человеческий опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура — это основа воспитательной деятельности отца и матери. Она помогает избегать ошибок в семейном воспитании, решать непростые проблемы взаимоотношений с детьми. В процессе формирования педагогической культуры родителей происходит овладение знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Ведь, чтобы дать ребенку правильное воспитание, необходимо хорошо его знать, «во всех отношениях», как говорил К.Д. Ушинский.
В связи с чем школа и семья должны тесно сотрудничать и помогать друг другу в формировании у ребенка «правильного», полезного образа жизни. Воспитание должно быть целостным, общим. Как именно могут взаимодействовать семья и школа. Прежде всего это совместная внеклассная деятельность на каникулах и во внеурочное время. Походы, экскурсии, секции, кружки. Мероприятия должны носить исключительно оздоровительный характер. Так на примере взрослых дети поймут, как жить весело и хорошо без алкоголя, табакокурения и наркотиков.
Итог собрания
Заполнение протокола родительского собрания. Принятие решения по главному вопросу собрания.
Потамошнева Наталья Алексеевна