Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека» (5 класс)

6
0
Материал опубликован 17 January 2016 в группе

Родительское собрание “Как воспитать толерантного человека”
МБОУ СОШ №1

Цели:

1. Содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.

2. Способствовать сознанию родителями обучающихся, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Участники: классные руководители 5а, 5б, 5в классов, родители обучающихся 5х классов.

Приборы и оборудование: компьютер, проектор, рабочие места для четырех микрогрупп (столы, стулья, чистые листы бумаги, ручки, карандаши), схема на доске “Толерантный родитель”, музыкальный центр, диск с медленной музыкой.

Подготовительная работа: классные руководители готовят сценарий проведения собрания, готовят тест для родителей, раздают приглашения с тестом, родители отвечают на вопросы теста, сдают классному руководителю до собрания, классные руководители анализируют результаты тестирования и готовят сообщение о них на родительском собрании, составляют памятку для родителей, готовят копии на каждого, готовят компьютерную презентацию и таблички для участников ролевой игры: “Дети”, “Педагогические работники”, “Родители, которым нужен совет”, “Родители, которые могут дать совет”.

Ход собрания

Ход родительского собрания сопровождается мультимедийной презентацией.

1. Вступление.

1 классный руководитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи «Как воспитать толерантного человека». Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече я выбрала слова Л. Н. Толстого:

«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она те­чёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего».

Данная тема выбрана не случайно. Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто. Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека, показатель внутренней силы, условие конструктивного общения. Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и конструктивно, то никто не будет. Если мы их этому не научим, то никто не научит. От нас с вами – педагогических работников и родителей – зависит, насколько обучающиеся будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.

2. Понятийный аппарат.

2 классный руководитель: Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить, предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:

- tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- толерантность (терпимость) (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.

3. «Мозговой штурм».

1 классный руководитель

А. Заполнение опросных листов.

Прежде, чем проводить «мозговой штурм», давайте суммируем знания и определим наши толерантные качества. Вы получили бланки опроса. Как видите, характеристики, перечисленные в опроснике, свойственны толерантной личности.

Бланк опроса

Черты толерантной личности

А

Б

расположенность к другим

   

снисходительность

   

терпение

   

чувство юмора

   

чуткость

   

доверие

   

альтруизм

   

терпимость к различиям

   

умение владеть собой

   

доброжелательность

   

умение не осуждать других

   

гуманизм

   

умение слушать

   

любознательность

   

способность к сопереживанию

   

Инструкция по заполнению бланка:

Сначала в колонке «А» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; “ -- “ – напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены; в колонке «Б» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк остается у вас, о результатах никто не узнает, поэтому можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 5 минут. Родители заполняют бланки.

А теперь заполним вот этот большой бланк на доске. Поднимите руки те, кто отметил в колонке «Б» первое качество.

Число ответивших заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Три качества, набравшие наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения данного коллектива.

Итак, сегодня самые востребованные с точки зрения толерантности ….., ……… и ……. люди.

3 классный руководитель: Попробуем вместе поразмышлять над вопросом: какими качествами должен обладать толерантный родитель?

В. Схема «Толерантный родитель»

Родители, классный руководитель: родители называют такие качества, а классный руководитель записывает их на классной доске, составляя схему «Толерантный родитель». На доске появляются характеристики: мягкость, терпимость, снисходительность, сострадание, умение прощать, выдержанность, выносливость, великодушие, милосердие, стойкость, уважение мнения другого человека и др.

4. Практический блок.

1 классный руководитель: Уважаемые родители! Мы с вами тоже не всегда бываем терпеливыми, терпимыми, великодушными, не всегда верно управляем своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с окружающими. Не случайно Жюль Франсуа Эли Леметр говорил: «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма».

Я вам предлагаю поиграть в несложные и веселые игры, которые покажут нам, насколько мы умеем слушать и понимать друг друга.

 

Упражнение «Комплименты»

Форма работы: коллективная, в кругу.

Задание: Ведущий берет мяч, все остаются стоять в круге. Предлагается придумать комплимент друг для друга. Ведущий бросает мяч одному из участнику и говорит ему комплимент. Например: Даша, сегодня у тебя замечательная прическа. Даша должна бросить мяч другому и тоже сказать ему комплимент. Ведущий следит, чтобы комплименты получили все. Если кто-то остается все время без мяча (такое случается), то ведущий сам бросает мяч этому участнику с комплиментом.

Обратить внимание детей на то, что к концу круга все участники воодушевились, заулыбались. Наверное, всем приятно слышать добрые слова в свой адрес? Видите, всегда можно найти в человеке что-то хорошее, ценное, сделать другому приятное. Не забывайте, что когда вы делаете приятно другому, от этого вы сами становитесь лучше и добрее!

Упражнение «Превращения»

Форма работы: коллективная, в кругу.

Задание: закончите устно по очереди, начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.

-  Если бы я был книгой, то я был бы …

-  Если бы я был едой, то я был бы …

-  Если бы я был животным, то я был бы …

-  Если бы я был растением, то я был бы …

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

 Оборудование: листы бумаги и ручки.

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.

 Задание: напишите три признака, ко­торые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утвержде­ний.

 Индивидуальная работа.

Сбор записей участников тренинга ведущему, их чтение с последующим отгадыванием.

Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»

 Оборудование: мяч

 Форма работы: коллективная, в кругу.

Задание: выберите среди участников группы человека, который по вашему мнению похож на какого-нибудь персонажа из кинофильма, мультфильма, сказки (преподаватель обращается к кому-нибудь из группы) и бросьте ему мяч. При этом скажите, кого именно напоминает вам данный участник (Например, Аня, мне кажется, что ты похожа на русалочку). Участник, который поймал мяч, бросает его другому, называя персонаж, который напоминает ему этот человек. Запомните от кого вы получили мяч и как вас назвали. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно слов (Например, Витя, ты сказал, что я похож на Чебурашку, а на самом деле я чувствую себя крокодилом Геной).

Упражнение «Мы похожи»

Задание: Все участники сидят полукругом, ведущий приглашает встать рядом с собой одного из них на основе какого – либо сходства. Оно может быть реальное или воображаемое. (Например: Света, выйди ко мне, у нас с тобой одинаковый цвет волос). Света выходит и приглашает другого таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока в круге с ведущим не окажутся все участники.

! Обратить внимание на то, что мы все чем-то да похожи, у нас всегда есть общее с другими. Значит, к другим нужно относиться как к себе самому?

5. Тренинг «Профилактика интолерантного поведения».

2 классный руководитель: Отсутствие терпимости, великодушия и других качеств, которые вы уже знаете, приводит к интолерантному поведению. Как же проявляется интолерантность? Чтобы лучше понять, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Кроссворд «Толерантность»

Все слова кроссворда читаются по горизонтали слева направо, кроме ключевого слова «толерантность».

  

1. Лишение терпимости, неумение считаться с чужим мнением (нетерпимость).

2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательности (злоба).

3. Обсуждение чего – либо, кого – либо с целью вынести оценку, выявить недостатки (критика).

4. Отсутствие умения проявлять стойкость, самообладание (невыдержанность).

5. Отсутствие подлинных чувств, открытости, откровенности (неискренность).

6. Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор (конфликт).

 

6. Деятельностно – ролевая игра.

3 классный руководитель: Как видите все это приводит к конфликту. Конфликтные ситуации, помимо интолерантного поведения, осложняются особенностями возраста подростков (наши с вами дети вступили в период младшего подросткового возраста). Исследования их внутреннего мира показывают, что одной из самых главных моральных проблем детей этого возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Подростки склонны к спорам и возражениям, не следуют слепо авторитету взрослого. Родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергся чужому влиянию. В семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по – старому, т.е. назревает конфликт. Однако на пути к толерантности конфликт неизбежен, потому что именно в конфликтной ситуации вырабатывается способность быть терпимым, выдержанным, уважительным. Как успешно выйти из конфликтной ситуации, как положительно разрешить конфликт? Попробуем разобраться.

Проведем с вами игру «Почему бы вам не … Да, но …».

Родители делятся на 4 микрогруппы, получают карточки с ролью «дети -обучающиеся», «педагогические работники», «родители, которым нужен совет», «родители, которые могут дать совет». В течение игры микрогруппы меняются ролями. Начинают игру «родители, которым нужен совет». Представитель этой микрогруппы сообщает всем присутствующим о конфликте, случившемся у него в семье с ребенком, и просит помочь ему советом. Каждый, кто берется ему помочь, должен начинать свое высказывание словами: «Почему бы вам не …». Но группа «родителей, которым нужен совет», даже если видит рациональное зерно в нем, отвергает его (ведь в каждом совете есть слабое место), начиная соответственно свое высказывание словами: «Да, но …»; каждая группа предлагает свои идеи (советы) от имени тех ролей, которые они получили. На заключительном этапе игры классный руководитель спрашивает у группы «родителей, которым нужен совет»: «Какие советы ваших помощников действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?» Члены группы после короткого обсуждения отвечают на этот вопрос.

7. Принципы толерантного поведения.

1 классный руководитель: (в сопровождении презентации) Давайте подведем итоги нашей встречи. Итак, принципы толерантного поведения.

1. Отделяйте человека от проблемы. Придерживайтесь мягкого курса в отношении с ребенком, не стойте на жесткой платформе при решении проблемы. Продолжайте переговоры, независимо от степени доверия.

2. Рассматривайте поведение ребенка в конкретной ситуации. Разбирать ситуацию, не давая негативных оценок личности ребенка в целом. Избегать высказываний «Ты всегда …», «Ты вообще …».

3. Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях.. Анализируйте интересы, обдумывайте взаимовыгодные варианты.

4. Настаивайте на объективных критериях. Пытайтесь достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состоянию воли. Внимательно слушайте доводы ребенка, уступите им, а не давлению.

Каждой игровой группе предлагается выбрать один из четырех принципов толерантного поведения и на примере проигранной на предыдущем этапе собрания конфликтной ситуации объяснить суть выбранного принципа.

Заключение.

2 классный руководитель: Уважаемые родители! Очень хотелось бы, чтобы трудности, возникающие на пути к толерантности, были вами успешно преодолены, чтобы всегда находился достойный выход из сложных конфликтных ситуаций, чтобы вы умело владели принципами толерантного поведения, поскольку толерантность без этого умения оказывается лишь благим пожеланием. Учитесь толерантности и будьте терпимыми!

В качестве решения родительского собрания предлагаю памятку. Пусть ее советы помогут нам строить с детьми отношения взаимного уважения, любви и доверия.

Рефлексия

3 классный руководитель: В заключении, я прошу вас на листочках бумаги продолжить фразы: «Я поняла …», «Я узнала …», «Мне было интересно…», «Мне было трудно …» (на фоне медленной музыки).

Всем спасибо, что пришли сегодня обсудить такой важный вопрос!

Литература

1. Стахеева Л.В. Методические рекомендации по проведению родительского собрания «На пути к толерантности». 2012

2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.

3. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2001.

4. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Н. А. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2006.

5. Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации