«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли». Эрих Фромм
Цель:
показать значимость построения позитивных отношений между людьми;
обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Задачи:
1. Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.
Оборудование: мультимедийная техника, раздаточный материал, белые листы бумаги (квадрат 20см×20см), ручки.
Оформление класса: парты расположены в виде полукруга, на доске эпиграф собрания «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли». Эрих Фромм
Участники: родители 7 класса, классный руководитель.
Ход собрания:
Здравствуйте! Я рада вас приветствовать и думаю, что наше общение на родительском собрании будет плодотворным, пройдет в обстановке сотрудничества.
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. сложите лист пополам.
2. оторвите правый верхний уголок
3. опять сложите лист пополам
4. снова оторвите правый верхний уголок
Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Все полученные снежинки – разные, так же и наши дети - разные. Различны их способности, возможности и личные качества. А мы все – родители, и все мы – тоже разные. Но все мы объединены общей заботой о благополучии и успешности наших детей. А чтобы наши дети действительно были таковыми необходимо вовремя увидеть проблему, владеть ситуацией и уметь оказать помощь и поддержку своему ребенку.
Внимание на экран: смотрим ситуацию и формулируем проблему (Приложение №1).
Вопрос: Какие качества проявляет один подросток по отношению к другому? Ответы:
1. Гнев.
2. Неприятие.
3. Агрессия.
Итак, проблема для обсуждения сегодня: подростковая агрессивность.
Обратимся к психологии вопроса:
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. Агрессия - активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.
Существует три способа проявления агрессии.
Открытая агрессия. Ее проявление очевидно и явно для окружающих. Самым естественным способом выявления гнева для многих считается возможность взорваться словесно или физически против ситуации или личности, которая вызвала раздражение.
Пассивная агрессия может выражаться в юморе, за которым слышен агрессивный намек для того, кому он был предназначен, хотя окружающие, возможно, ни о чем и не догадываются. Пассивные агрессоры могут распространять плохую молву, «забывать» выполнять обещания, отказываться от сотрудничества, отпускать унизительные или смущающие комментарии тогда когда человек не может ответить. Пьянство, неуспеваемость - примеры сублимированных (сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения) путей атаки или мести родителям, учителям, или кому-то, вызвавшему злобу.
Переадресованная агрессия направлена на невинного человека. Особенно опасна ситуация, когда подросток не в состоянии определить, кого нужно винить в ситуации, или когда этот объект находится вне пределов досягаемости. В результате жертвами агрессии становятся невинные, но доступные для этого люди.
Любое агрессивное или «плохое» поведение подростка – это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача родителей – разобраться в причинах и помочь ребенку справиться с ситуацией.
Будем вместе выяснять причины и пути разрешения проблемы.
Вопрос: Что может послужить причиной гнева подростка? (Ответы родителей)
Вот типичные ситуации, которые служат “спусковым механизмом” для вспышки гнева и проявления агрессии подростком:
1. Когда возникает любая угроза его статусу.
2. Когда он выглядит неудачником в глазах класса, спортивной команды, группы сверстников или семьи.
3. Если кто-то или что-то бросает вызов его власти над окружающими или ставит ее под сомнение, то есть когда он не может добиться своего, вынужден следовать школьным правилам или выполнять задание, которое “наводит на него тоску”.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд. Каждый ли родитель в полной мере использует этот арсенал?
Тест для родителей «Тип родителя?»
Перед вами тест. (Приложение № 2) Заполните его. Правила просты:
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В, Г
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Г – тип родителя непоследовательного, запреты, наложенные такими родителями, работают недолго, и обещания, которые они дают, не выполняются.
Самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, т. к. у детей нет чувства стабильной опоры и защищенности.
На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там, где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.
Родители должны показывать пример своим детям.
А сейчас я предлагаю посмотреть притчу «О гвоздях» (Приложение № 3). Возможно, она поможет вам и вашему ребенку преодолевать свой гнев.
А теперь давайте выполним следующее задание: составим рецепты для преодоления агрессивности. В составлении рецепта вам помогут подсказки. (Приложение №4).
(Родители составляют рецепты, потом классный руководитель предлагает зачитать составленные рецепты)
Рецепт
Содержание
Пути выполнения
(заполняют родители)
№ 1
Наладить доверительные взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
§ Слушайте своего ребенка;
§ Проводите вместе с ним как можно больше времени;
§ Делитесь с ним своим опытом;
§ Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах;
§ Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
№ 2
Научить ребенка выражать (выплескивать) гнев в позитивной форме:
- Громко спеть любимую песню;
- Пометать дротики в мишень;
- Попрыгать на скакалке;
- Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции;
- Пускать мыльные пузыри;
- Полить цветы;
- Пробежать несколько кругов вокруг дома;
- Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик);
- Постирать белье;
- Отжаться от пола максимальное количество раз;
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
Спасибо вам за проделанную работу!
Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Послушайте притчу
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Наше собрание подошло к концу. Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение. Наша встреча подошла к концу. Я хочу вам раздать памятки, которые, я надеюсь, вам помогут (Приложение №5). Если у вас возникла такая ситуация в семье, с которой вы сами справиться не можете, то вы всегда можете обратиться за советом к квалифицированным специалистам. Для этого возьмите у меня визитки ГКУ «Михайловский центр социальной помощи семье и детям» .
Мне хотелось бы узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор? У каждого из вас есть листок обратной связи. Напишите на нем несколько слов о нашем собрании.
Всем спасибо, до встречи! Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 (ссылка на видео-ролик)
http://www.youtube.com/watch?v=ACcduy0EXd8 – ссылка ролик о подростковой агрессии
Приложение№2
Тест для родителей «Тип родителя»
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В, Г
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все;
г) отругаете, а потом сделаете так, как хочет ребенок
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома;
г) сам заварил «кашу», сам пусть и разбирается.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор;
г) сядете смотреть телевизор вместе с ним.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка;
г) сильно не переживаете, до конца четверти еще успеет исправить.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажете;
г) пообещав наказать, забываете это сделать.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Г – тип родителя непоследовательного, запреты, наложенные родителями, работают недолго, и обещания, которые дают родители не выполняются.
Приложение №3
http://www.youtube.com/watch?v=EggfnsTxEIg – ссылка «Все оставляет свой след» - притча о гневе и заборе с гвоздями
Приложение №4
Уважаемые родители!
Используя подсказки, попробуйте составить рецепты.
Подсказки:
- Слушайте своего ребенка;
- Проводите вместе с ним как можно больше времени;
- Делитесь с ним своим опытом;
- Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах;
- Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
- Громко спеть любимую песню;
- Пометать дротики в мишень;
- Попрыгать на скакалке;
- Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции;
- Пускать мыльные пузыри;
- Полить цветы;
- Пробежать несколько кругов вокруг дома;
- Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик);
- Постирать белье;
- Отжаться от пола максимальное количество раз;
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
Составить "рецепт"
Проблема №1:
Наладить доверительные взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно: (родители заполняют, пользуясь подсказками)
Проблема №2:
Научить ребенка выражать (выплескивать) гнев в позитивной форме: (родители заполняют, пользуясь подсказками)
Приложение №5
Памятка для родителей:
Дети учатся тому, что видят в своей жизни.
Если ребенок окружен критицизмом, Он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность, Он учится драться.
Если над ребенком насмехаются, Он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят, Он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью, Он учится быть терпеливым.
Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить.
Если ребенка одобряют, Он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, Он учится находить любовь в этом мире.
Венера Загидуллина
Федорова Людмила Ивановна
Хлустикова Елена Дмитриевна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Михалёва Наталия Сергеевна