Презентация к родительскому собранию "Подросток и молодёжные субкультуры" для 5-11 классов
Подросток и молодёжные субкультуры Педагог-психолог Федорова Евгения Александровна МБОУ Средняя образовательная школа №42 г.Твери Родительское собрание для 5-11 классов
Возрастные особенности подростка Подростковый возраст — переходный этап между детством и взрослостью (~10 -19 лет). Ведущая деятельность: общение со сверстниками. Значимая поведенческая реакция: реакция группирования — инстинктивное желание существовать в группе сверстников.
Положительные функции группирования: обучение навыкам социального взаимодействия; 2. формирование собственных ценностей, самооценки, завоевание статуса и авторитета; 3. интимно-личностное общение (понимание, сочувствие, общение с противоположным полом); 4. формирование умения подчиняться коллективной дисциплине; 5. самовыражение.
Молодежная субкультура – это культура определенного круга молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры: 1. конструктивные 2. деструктивные (разрушение личности, подмена понимания традиционных ценностей, неэтичные методики убеждения, преданность идее или человеку, реализация скрытых целей лидеров)
Участников деструктивных объединений отличает: претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее); уверенность в том, что групповые интересы и цели выше индивидуальных; убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения); общие внешние признаки (прическа, одежда, атрибутика, жаргон); ослабление связей с родственниками, прежними друзьями.
Деструктивные экстремистские объединения
Националистические и нацистские: РНЕ, лимоновцы, неонацисты, скинхеды
Псевдопатриотические: Антифа, Стопхам
Бойцовские, фанатские: Оффники – «около футбола»
Бойцовские: «лесные феи», «лесные братья», «яблоки на снегу»
Арестантское Уркаганское Единство – романтизация и пропаганда криминального образа жизни
суицидальные «группы смерти» (синий кит, разбуди меня в 4:20, киты не плачут); суицидальные «группы смерти» (синий кит, разбуди меня в 4:20, киты не плачут); политические. псевдорелигиозные (секты: кришнаиты, свидетели иеговы, псевдоисламские, сатанисты, растафарай); колумбайнеры (скулшутинг). Деструктивные экстремистские объединения
«Беги или умри», зацеперы, руферы, стритрейсеры Опасные для жизни:
Конструктивные субкультуры по признаку принадлежности к любимому музыкальному стилю (рокеры, рэперы и т.д.), геймеры (фанаты компьютерных игр); фанаты литературных произведений: толкиенисты, ролевики, косплееры (аниме); клубы исторической реконструкции; по хобби: музыканты, художники, байкеры, граффитеры… по видам спорта: скейтеры, ВМХ, страйкбол, воркаут, паркур… мировоззренческие: готы, эмо, хипстеры...
Как помочь ребёнку пройти подростковость? Не мешайте инстинкту группирования. Наберитесь терпения и переждите. Знакомьтесь с друзьями ребёнка. Будьте в курсе его интересов. Делитесь опытом своих переживаний. Расскажите, как сами были подростком. Будьте актуальными, современными для своих детей. Заведите и посещайте свой аккаунт в ВКонтакте и т.п. Оберегайте право на частную жизнь. Предоставляйте право выбора, развивайте умение принимать решения самостоятельно, говорить «нет».
Как реагировать на принадлежность ребёнка к субкультуре? Поймите причины: - примите изменения внешности, - проясните идеологию, её воздействие. Восстановите и поддерживайте контакт: больше говорите с ребёнком, спрашивайте, слушайте. Объясните, что его увлечение — это один из нормальных аспектов переходного возраста; Помогите найти полезное увлечение; Поменяйте круг друзей подростка, если необходимо; Мотивируйте его на будущие жизненные планы и новые приоритеты; Проявите терпение и понимание - быстро ребёнок не откажется от своего предыдущего выбора.
Волкова Светлана Ивановна