Родительское собрание в 4 классе по теме «Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»
29.10.2018
Родительское собрание в 4 «а» классе
«Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»
Цели собрания: показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению; способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей; развивать навыки сотрудничества, совместного обсуждения и решения проблем и желание общаться.
надо: опросить детей по времени о чтении+слайд; напечатать грамоты «учителям» от админстации; таблицы группам; название групп; предложения о чтении; номера; буклеты; сделать инд. папки по РЧК.
Ход собрания:
1. Вступительная беседа
4 класс является заключительным в начальной школе. Уже на будущий год ребята начнут изучать новые предметы. Вместо одного учителя с детьми будут несколько преподавателей. 4 класс является решающим, мостиком от 1 ступени на 2-ю, т.е.ступенькой из начальной школы в среднюю, поэтому ему следует уделить особое внимание как в обучении, так и в воспитании. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
СЛАЙД: Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения:
– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.
2. Упражнение «Собери предложение»
СЛАЙД тема собрания
3. Переход к теме собрания, формулирование целей.
СЛАЙД «О чтении языком статистики»
4. Знакомство родителей с проектом «Наш класс в диаграммах»
Особое внимание на слайд «Любим читать»
5.Знакомство родителей с итогами анкетирования учащихся
«Сколько в среднем времени в сутки я трачу на чтение, и сколько хотел бы тратить?» СЛАЙД
Я трачу на чтение |
Я хотел бы тратить на чтение |
0 минут - 0 человек 10 минут – 0 человек 20 минут – 4 человека 30 минут – 12 человек 45 минут – 3 человека 1 час – 3 человека 2 часа – 0 человек 3 часа – 0 человек |
0 минут – 3 человека 5 минут – 0 человек 10 минут – 0 человек 20 минут – 5 человек 30 минут – 10 человек 1 час – 3 человека 1 час 30 минут – 1 человек 2 часа – 0 человек 3 часа – 0 человек 4 часа – 0 человек |
5.1.Комментирование классным руководителем результатов анкеты.
5.2.Выделение проблемы - малое количество времени, затрачиваемое ребятами нашего класса на чтение.
(Предоставить родителям для сравнения данные скорости чтения в конце 3 и в начале 4 класса) СЛАЙД
6. Вступительное слово классного руководителя о роли книги в жизни человека:
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 5 – 6 классу читают все хуже и хуже.
Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.
Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Словарный запас ничтожно беден, отсюда проблема по русскому языку со словообразованием – дети не могут подобрать однокоренные слова для того, чтобы проверить орфограмму, не могут определить корень слова.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.
7. Интерактивная часть.
7.1 Обсуждение возникшей проблемы.
- Итак, перед нами встала проблема - нежелание детей читать.
Попытаемся сегодня подумать и обсудить, как можно ее разрешить.
Сейчас нам предстоит ответить на вопросы (СЛАЙД):
Почему дети не любят читать? и Как заинтересовать детей чтением?
- Скажите, пожалуйста, а кто заинтересован в решении данной проблемы? учителя; родители; библиотекари; дети.
- Сегодня мы с вами попытаемся взглянуть на разрешение проблемы глазами тех групп людей, которые вы сами определили.
7.2. Оформление четырех заинтересованных групп (желательно, чтобы число групп соответствовало числу членов в ней).
На столах карточки «Учителя», «Родители», «Библиотекари», «Дети».
Каждый член данной группы должен заполнить лист с выделенными вопросами 5 минут
Затем обсудить мнения в своей заинтересованной группе (может быть что-то дописать)
В чем состоят причины проблемы? |
Что мы, как группа, сможем сделать, чтобы решить эти проблемы? |
Что придется сделать другим заинтересованным группам (и как именно), чтобы решить эти проблемы? |
7.3. Работа в группах смешанного состава.
Обсудив проблему в заинтересованных группах с позиции определенного лица, каждый член группы переходит в смешанную группу, где собираются по одному представителю от первоначальных групп. Участники новых групп обмениваются мнениями и дорабатывают свои предложения. (5 – 7 минут)
На доску вывешиваю название заинтересованных групп: «Учителя», «Родители», «Библиотекари», «Дети».
7.4. Возвращение в заинтересованные группы, обсуждение и доработка своих рекомендаций. Запись рекомендаций на карточках и размещение их на доске.
7.5. Презентация результатов деятельности групп. Обсуждение.
8. Вручение родителям буклетов по развитию читательского интереса у детей.
Работа с памятками, их обсуждение и анализ.
Приложение 1
Анкета для родителей
Нравится ли вашему ребенку читать книги? ___________________________________
Сколько времени он проводит за книгой? _____________________________________
Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения? _______
Какие книги он предпочитает? ______________________________________________
Как вы поощряете его читательские стремления? _______________________________
Дарите ли вы своему ребенку книги? _________________________________________
Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения? ________________________________
Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? ____________________________
Считаете ли вы себя активным читателем? ____________________________________
Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? ____________________
Анкета для учащихся
Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? ____________________________
Нравится ли тебе читать книги? _____________________________________________
Какие книги ты читаешь с удовольствием? ____________________________________
Нравится ли тебе получать книги в подарок? __________________________________
Какую книгу ты теперь читаешь? ____________________________________________
Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке? ________________________________
У вас дома много книг? ____________________________________________________
Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке? _______________________
Приложение 2
Таблица для работы в группах
В чем состоят причины проблемы? |
Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему? |
Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему? |
Приложение 3
Рекомендации по развитию читательского интереса у детей:
· Не надо заставлять читать подолгу. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 10-15 минут и пересказал содержание прочитанного. Через час-два еще 10-15 минут. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
· Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
· В режиме щадящего чтения ребенок читает 1страничку и после этого получает короткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок читает детский журнал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующую страничку - опять посмотрел картинки. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
· Для того, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства ребенка. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 80 слов в минуту! Замечательно!», «В ноябре было 90, а сейчас 95 слов в минуту!» и т. п.). К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.
· Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
· Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
· Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т. д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними. Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает. Обязательно записать ребенка в библиотеку.
Возраст с 7 до 16 лет — это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность навсегда.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 сл/мин.
Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Плохое чтение – как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».
В.А.Сухомлинский.