Родительское собрание на тему «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»
Тема « Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»
Память человеку необходима для проявления души. (Блез Паскаль)
Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей. (Вольтер)
Задачи: рассмотреть мыслительный процесс память и его особенности с точки зрения науки психологии, показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности, показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Участники: классный руководитель, родители учащихся четвёртого класса.
Форма проведения: занятие в школе интеллектуального развития ребёнка.
Вопросы для обсуждения: значение памяти в учебной деятельности; методы и приёмы развития памяти ребёнка.
Подготовительная работа: анкетирование, подготовка цикла упражнений по улучшению памяти, оформление памятки.
Ход собрания
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно. Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:
-Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
С.Л.Рубинштейн, автор одного из учебников по психологии, писал:
«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом.»
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Индивидуальные различия памяти у людей.
Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объёму запоминания.
Выделяют следующие индивидуальные типы памяти:
-зрительную;
-слуховую;
-двигательную;
-эмоциональную и разнообразные их сочетания.
Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал, или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.
«Чистые» виды памяти крайне редки. Чаще всего на практике мы видим различные сочетания зрительной, слуховой и двигательной памяти.
Типичными их смешениями является зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, двигательно-слуховая память.
Однако у большинства людей всё же доминирующей выступает зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются.
Анализ анкетирования
Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся и анкетирования.
Законы памяти
1). Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу.
2). Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения.
3). Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени. Распределение повторений в течение суток даёт экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.
Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал, лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.
4). Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко даёт лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания.
Классный руководитель выдаёт памятки.
Развитие памяти
С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям.
Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных приёмов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идёт рука об руку с развитием речи.
Классный руководитель знакомит с упражнениями для тренировки памяти учащихся дома.
Подведение итогов
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
Литература
1.Немов Р.С. Психология.-М., 2005.
2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. –М., 2008.
3.Персидская И.В. и др. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград, 2007.
Приложение 1
Анкета для учеников
1.Легко ли тебе заучивать стихи?
2.Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
3.Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
4.Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
5.Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
6.Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Приложение 2
Памятка для учеников по развитию памяти
- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
- Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
- Многократно повторяйте заученное.
- Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
- Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил» Вы же не хотите быть таким? тогда – за дело.
- Ставьте себе цель запомнить надолго.
Приложение 3
Задания для проверки памяти (зрительной, слуховой)
1.Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите ещё раз слова, которые вы только что прочли.
Слова: мак, ежевика, лимонад. манго, пирожное, слива, фундук, тесто, креветка, овсянка, яйцо, молоко, майонез, колбаса.
(Норма запоминания 8-10 слов)
2.Внимательно вслушайтесь в следующие 10 слов. Каждое слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся слова запишите.
Слова: ветер, снег, термометр, велосипед, экскаватор, воспитатель, дневник, ручка, автомат, ученик.
(Норма запоминания 8-10 слов)
Приложение 4
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
1.Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
2.Прочтите ребёнку диктант. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте 1-2 слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
3.Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
4.Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.