12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина Болдырева38
3

Родительское собрание в средней группе на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»



Родительское собрание в средней группе на тему:

"Значение общения в развитии личностных качеств ребенка"

Форма проведения: круглый стол

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

Задачи:

рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;

помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей;

способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей, обработка результатов анкет, подготовка памяток для родителей.

Повестка дня:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Вопросы для обсуждения:

- Правила общения.

- Общение ребенка в семье.

- Результаты этого процесса для взрослых и детей.

- Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Памятка для родителей.

5. Подведение итогов.

Приложение № 1

Ход собрания.

«Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение »

Эрих Фромм

1. Организационный момент:

Добрый день, уважаемые родители! Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача - точно следовать инструкции: - согнуть лист пополам; - еще раз пополам; - оторвать верхний правый угол; - оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех разные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?

Итак, тема нашего собрания: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

2. Вступительное слово учителя.

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге - везде. Будучи органической частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый замечательный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной позиции, мировоззрения.

В младшем возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка - социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

Мы провели анкетирование на тему «Ребенок и социум», предлагаю вам ознакомиться с результатами.

(Родители высказывают свое мнение в устной форме)

Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Приложение № 3

Вопросы для обсуждения.

1. Правила общения (практические примеры).

Задача № 1.

Прошу выйти 2-х человек. Один-родитель, другой - ребенок. «Отец» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Становятся рядом.

1 причина, которая мешает общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

Задача № 2.

У женщины на работе неприятности, да еще по дороге домой ее обрызгал автомобиль, а дома ребенок порвал штаны, сломал новую игрушку.

Какой будет ваша реакция? (Родители высказываются)

Учитель: А теперь, 2-я причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

Задача № 3.

Представьте, что ваш ребенок, придя из садика, заявляет «Не хочу ходить в детский сад, пойду в школу» Что вы будете делать? (Родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения)

Учитель: 3-я причина непонимания ребенка - разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.

2. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Признание ребенка - это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.

Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают увлечений собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что часто они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении благодарности собственного ребенка. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться успеха и будет пытаться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.

Эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви.

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми.

I. Релаксационная пауза.

1. Просмотр социального ролика «Привика любви»

2. Подарки родителям (Каждый из родителей на память получает рисунок солнышка, в центре которого фотография собственного ребенка. На каждом лучике ответ на вопрос: «За что меня стоит любить и уважать?»)

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, - это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Разбор различных жизненных ситуаций

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации. Каждая группа родителей вытягивает ситуацию. Минуты две вы ее обсуждаете в группе, а затем зачитывает и предлагаете свои варианты ее решения.

Ситуации для обсуждения.

Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем коллективное рассмотрение ситуации и обсуждения.

Ситуация № 1

В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что игрушки не убраны и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»

Ситуация №2

Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит! »

Ситуация № 3.

В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа - футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?

К сожалению, мы, родители чаще нетерпеливы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Еще раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка». Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:

Времени у вас 3 минуты.

ЕСЛИ:

1. ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть);

2. ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

3. ребенок растет в упрек, он учится ... (жить с чувством вины);

4. ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);

5. ребенка хвалят, он учится ... (быть благодарным);

6. ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);

7. ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);

8. ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, быть справедливым, понимать других.

III. Упражнение «Шкатулка чувств».

Психологи пришли к выводу, что есть слова и выражения, которые вроде бы безобидны, но при частом повторении раздражают не меньше за грубость и окрики, даже, если произносятся спокойной интонацией. А есть слова, которые люди иногда стесняются говорить, хотя они положительно влияют на ребенка, поднимают настроение, поддерживают.

Перед вами две шкатулки «Секреты общения». На листах бумаги запишите выражения, запрещенные в общении с ребенком, поместив их в ящик «Негативные высказывания».

К «запрещенным» можно отнести:

Я тысячу раз говорил тебе, что...

Сколько раз надо повторять...

Неужели тебе трудно запомнить...

Ты стал таким (ленивым, неряшливым)...

Ты такой же, как...

Чего ты ко мне пристал...

Отстань, некогда мне...

(После озвучивания «запрещенных» высказываний ящик запирается на ключ, символизируя невозможность дальнейшего пользования негативными высказываниями.)

Выражения рекомендуемые и желательные, занимают место в волшебной шкатулке «Положительные высказывания», которая остается открытой с целью регулярного использования позитивных установок.

До желаемых высказываний принадлежат:

Я тебе так доверяю...

Я бы никогда не смогла сделать это без тебя...

Посоветуй мне...

Попробуй еще, это тебе обязательно удастся...

Как ты хорошо это сделал, научи и меня...

Спасибо тебе...

Постарайтесь никогда не закрывать волшебную шкатулку «Положительные высказывания» и пользоваться желаемыми высказываниями как можно чаще.

Советы психолога.

(Родителям раздаются памятки)

1. Безусловно принимайте своего ребенка.

2. Активно слушайте его переживания, мнения.

3. Как можно чаще общайтесь с ней.

4. Не вмешивайтесь в занятия, которые ей по плечу.

5. Помогайте, когда просит.

6. Поддерживайте.

7. Делитесь своими чувствами.

8. Решайте конфликты мирно.

9. Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

5. Подведение итогов.

Чаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

35 способов сказать ребенку я тебя люблю:

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Гораздо лучше, чем я ожидал.

4. Лучше, чем все, кого я знаю.

5. Прекрасно!

6. Прекрасно!

7. Именно этого мы давно ждали.

8. Это трогает меня до глубины души.

9. Ты сегодня много сделал.

10. Очень хорошо!

11. Уже лучше.

12. Еще лучше, чем я мог подумать.

13. Прекрасное начало.

14. Ты - просто чудо.

15. Ты на верном пути.

16. Здорово!

17. Ты в этом разобрался.

18. Ты ловко это делаешь.

19. Это как раз то, что нужно.

20.Поздравляю.

21. Я тобой горжусь.

22. Я просто счастлив.

23. Мне очень важна твоя помощь.

24. Работать с тобой - просто радость.

25. Ты мне необходим.

26. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.

27. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.

28. С каждым днем у тебя получается все лучше.

29. Для меня нет никого, красивее тебя.

30. Научи меня делать так же.

31. Здесь мне без тебя не обойтись.

32. Я знал, что тебе это под силу.

33. Ты мне нужен именно такой, какой есть.

34. Никто мне не может заменить тебя.

35. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

Закончить родительское собрание я хочу, рассказав вам одну историю. Я помню, что в свое время она меня очень впечатлила.

Однажды к мудрецу Руми пришла женщина и привела своего маленького сына. «Я не знаю, что мне делать, Руми, – сказала она. – Я испробовала уже все, но ребенок меня не слушается. Он ест слишком много сахара! Пожалуйста, объясните ему, что это плохо. Он Вас послушается, потому что очень уважает.»

Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах и сказал: «Приходите через три недели.»

Женщина была в отчаянии. Это же такая простая вещь! Почему же этот человек ничего не сказала сыну. Непонятно... Много людей приходило к Руме издалека, и он сразу помогал решать намного более сложные проблемы. Но что делать – она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребенка и сказал «Приходите еще через три недели.»

Только когда они пришли в третий раз, Руми обратился к мальчику: «Сынок, послушай моего совета, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.» «Если Вы мне советуете, – ответил парень, – я больше не буду этого делать.»

Мать попросила подождать ребенка на улице. Она обратилась к мудрецу за объяснениями. И Руми признался ей, что сам всегда любил есть сахар, поэтому перед тем, как давать другому совет, должен сам избавиться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...

Святой человек, известный всем своей мудростью и духовной силой, шесть недель пыталась бросить есть сладкое, чтобы просто иметь право сказать мальчику «Сынок, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».


 

Подытожить сказанное нам поможет игра «Карусель».( Каждой группе дается лист бумаги. Члены группы должны записать на нем одно из утверждений или выводов, которые запомнились с занятия. Потом по кругу группы обмениваются записями, пока к первой группе вернется первый лист. Далее все записи зачитываются).

Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей. Сделайте все, чтобы детство и будущее ваших детей было прекрасным. Не забывайте, что только «улучшая» себя можно помочь ребенку. Совершенствуйтесь вместе с детьми, используйте шанс, предоставленный жизнью.


 

Литература

1. Аромштам. М.С. Ребенок и взрослый в «педагогике переживания» [Текст] – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2005.

2. Гиппенрейтер Ю.Бы. Общаться с ребенком. Как? [Текст] – 3-е узд., испр. и доп. – М.: ЧеРо : Сфера, 2001.

3. Островская. Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании школьника [Текст] – М.: просвещение, 2005.

4. Работа с родителями младших школьников / сост.: Т. Бишова. – К.: Шк.мир, 2008.

5. Баришполь С.В. Руководство практического психолога: психодиагностика, тестирование. – Х. : ВГ «Основа», 2009.


Презентация "Значение общения в развитии личностных качеств"
PPT / 640.5 Кб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Рагулина Любовь Давыдовна, 17.01.18 в 18:33 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за методическую разработку!

Сучкова Алена Александровна, 13.10.18 в 16:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за родительское собрание! А подскажите пожалуйста. что вы написали на лучиках? (Каждый из родителей на память получает рисунок солнышка, в центре которого фотография собственного ребенка. На каждом лучике ответ на вопрос: «За что меня стоит любить и уважать?») и какую вы использовали анкету?(Анкетирование родителей, обработка результатов анкет) Буду очень признательна)))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.