Родительской собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» (4 класс)
Родительское собрание в 4-м классе
по профилактике вредных привычек
Тема: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Цель: помочь родителям предупредить формирование и закрепление вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) в процессе воспитания детей.
Задачи собрания:
- формировать представление родителей о мерах наркотической, алкогольной и никотиновой профилактики;
- учить родителей распознавать, если у ребенка появилась проблема, говорить с ними открыто, честно и откровенно;
- формировать мотивацию у родителей на здоровый образ жизни;
- познакомить родителей со статьями административного кодекса, имеющими отношение к алкоголю, наркотикам и курению в какой-либо степени;
- выявить и распространить позитивный опыт семейного воспитания.
Подготовка к собранию:
1. Изучить нормативную базу и другие документы о правах ребенка и защите детства.
2. Провести анкетирование родителей и учащихся класса.
3. Распечатать буклеты для родителей по профилактике наркозависимости, алкоголизма, курения.
4. Оформить выставку литературы по теме.
5. Выявить положительный опыт семейного воспитания путем предварительных бесед с родителями.
План собрания:
Вступительное слово учителя
Анализ анкет детей и родителей
Понятие о вредных привычках
Выступление педагога-психолога:
- кто склонен к употреблению наркотических веществ,
- правила общения с ребенком,
- тренинг защиты.
Итог собрания.
Ход собрания:
Вступительное слово учителя
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня у нас необычная тема собрания, может кто-то скажет, что очень рано говорить об алкогольной и никотиновой профилактике. Но нельзя не согласиться, что еще позавчера наши дети были совсем маленькими, вы водили их в детский сад, вчера вы привели их в первый класс и уже сегодня они почти выпускники начальной школы. Наши ребята почти взрослые: у них свой взгляд на многие вещи, свое личное мнение, которое они пытаются доказать, свои попытки принимать решения, пусть и не совсем удачные. Бывает так, что попытки «самостоятельности» приводят к конфликтам, растущему непониманию между вами. К сожалению, статистика и психологи говорят о том, что как раз в 4-6 классах дети пробуют пить и курить, так как именно в этом возрасте очень высока тяга к разного рода экспериментам.
Порой мы не знаем, что делать, как правильно поступить в той или иной ситуации, как уберечь от ошибок. Почему ребенок, который был послушным еще вчера, хлопает дверью и уходит? Вопросы, вопросы… и ни одного ответа. Давайте попытаемся вместе найти выход из данной ситуации и найти ответы на эти вопросы.
Чтобы подобрать «ключик» к ребенку, необходимо, чтобы в семье царила атмосфера взаимоуважения, доброжелательности, чтобы контроль со стороны родителей не мешал развитию ответственности и самостоятельности детей, не был избыточным и всепоглощающим. Необходимо научиться видеть проблему глазами ребенка, уметь встать на его позицию, не выдавая желаемое за действительное.
На сегодняшнем собрании я хотела бы, чтобы вы задумались о вредных привычках, подстерегающих любого человека (без разницы ребенка или взрослого) на жизненном пути.
Анализ анкет детей и родителей
Начать разговор на тему собрания хотелось бы с анализа анкет детей и родителей, проведенных анонимно для большей достоверности.
(см. Приложение 1. и Приложение 2.)
Понятие о вредных привычках
На самом деле вредных привычек великое множество, однако курение, наркомания и злоупотребление алкоголем составляют особую группу вредных привычек, относящихся к так называемым пагубным пристрастиям.
Пагубные пристрастия - это те привычки которые обязательно превращаются в самоцель и постепенно в той или иной мере подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность. Кроме того, они отличаются от всех других привычек совершенно особым характером подкрепления: это специфический, так называемый наркотический эффект, который выражает свойство наркотического вещества оказывать совершенно особое воздействие на центральную нервную систему человека, проникать в самые глубокие ее отделы, с функционированием которых связаны такие важнейшие психологические механизмы, как механизм потребностей, механизм эмоций, механизм воли. В результате человек попадает в глубокую зависимость от вещества, оказывающего такой эффект.
Взаимоотношение человека с наркотическими веществами, будь то никотин (курение) или алкоголь, складывается из нескольких стадий - стадий развития наркомании.
Первоначально прием наркотического вещества обычно вызывает защитную реакцию, объясняемую его токсическим действием. Это может быть тошнота или рвота, головная боль и т. д. Однако при повторных приемах уже начинает выявляться эйфория, а защитная реакция постепенно ослабевает. Затем состояние эйфории становится для человека потребностью - без него он уже не может обходиться. Постепенно в результате повторных приемов наркотика зависимость человека от него еще более возрастает. И вот на этом этапе человеку уже трудно вылечиться, так как уже сформирована жестокая зависимость состояния человека, его физического и психического самочувствия от введения наркотического вещества (никотина, алкоголя и т. п.). И тут уже беседы с ребенком о вреде, например, курения бессмысленны.
Что же требуется от нас, взрослых, чтобы простое баловство не переросло в привычку сейчас нам расскажет школьный психолог.
Выступление педагога-психолога:
- кто склонен к употреблению наркотических веществ,
- правила общения с ребенком,
- тренинг защиты.
Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление и о том, как действует никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет. Информированность «в теме» довольно противоречива. С одной стороны, дети, конечно «в курсе», что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чём конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить - заболеешь, от вина живот будет болеть».
С другой стороны, дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или, во всяком случае, их «безвредность»: праздничное застолье дома, курящие на улице люди. … В сознании ребёнка возникает одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно это является основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Ребёнку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти «таинственные» вещества?
Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу. Очень опасно воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными сами себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями, и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная - загруженность родителей на работе.
Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания - гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения - ведь этому их в семье не научили.
Власть, обыкновенная и неизбежная родительская власть - необходимое условие воспитания, но и она же может быть первым источником антивоспитания.
Считается, что если родители любят своих детей, то они будут достаточно мудро пользоваться властью. Ребенок, считается, вроде лошади: иногда надо натянуть поводья, а иногда и отпустить; это умение, полагают, дает любовь.
На самом деле все не так. Лучшая власть - незаметная власть. Лучшая власть та, которой как бы и нет. Умеете организовать жизнь детей в семье - и тогда ребенка легко и радостно любить, и тогда нет проблемы власти и нет проблемы авторитарности.
Что же делать, если ваши методы воспитания схожи с вышеописанными вариантами или же ваш ребенок уже начал курить или, того хуже, нюхать клей?
Во-первых, найдите в себе силы для решения ситуации. Исправить ситуацию можно, если отнестись к ней спокойно и обдуманно.
Во-вторых, сохраните доверие ребенка к себе. Говорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать.
В-третьих, меньше говорите, больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания отправить его в больницу быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Помните, что и в обычной ситуации ребенок все усваивает без частицы «не».
Таким образом, если мы говорим ребенку: «Не кури», «Не балуйся» и т. п., то ребенок слышит - кури, балуйся. То есть он получает четкую программу делать так же и дальше.
Бывает, что родители, рассказывая о ребенке, его поведении говорят: «Я ему всегда внушаю...» Как это выглядит обычно? Родитель медленно и уверенно, с повторами произносит какие - то фразы, носящие воспитательный, нравоучительный характер. Ребенок в этот момент стоит перед ним и смотрит в глаза. Информация чаще всего в этом случае действительно усваивается и ребенок делает то, что вам нужно. Но помните! Если злоупотреблять этим способом, то ребенок надолго сохранит повышенную внушаемость. А ведь этим может воспользоваться любой авторитетный для ребенка человек. Им может оказаться и сверстник-лидер, и взрослый, и друг. А «внушить» они могут разное: от желания попробовать алкоголь до вхождения в секты.
Беседуя с ребенком, не грозите ему. Вы ведь вряд ли выполните эти угрозы. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Но если вы уже пообещали что-то, то выполните это. В этом случае, вероятней всего, ваш ребенок будет более управляемым.
В-четвертых, если ребенок уже втянулся в процесс курения, употребления алкоголя или занимается токсикоманией, обратитесь к врачу. Специалист поможет выбрать и обсудить необходимое для пациента лечение. Не допускайте самолечения, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из вашего окружения.
В-пятых, помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, кино и т. п.
Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе.
Не оставляйте достижения детей без внимания. Если у ребенка неудача, трудности в общении, напоминайте ему, что все плохое проходит.
И еще один совет.
Советую всем родителям: делайте упор на романтической стороне воспитания. Не ждите подросткового возраста, когда мечтательность достигает апогея. С самого раннего детства рассказывайте ребенку о героях, о подвигах. Подбирайте соответствующий круг чтения.
Главное - не бойтесь вырастить оторванного от жизни идеалиста. Прагматической стороной воспитания у нас занимается государство. Так что ребенок и без вашего участия узнает, в каком банке лучше хранить деньги. Ваша задача в другом. Пусть он от вас узнает о радости «бесполезной» дружбы и бескорыстной помощи, о вечной любви, о работе не только ради денег, о том, что не все и не всех можно купить... И еще о том, что в жизни всегда есть место подвигу».
А теперь проверьте, соблюдаете ли вы такие простые на первый взгляд правила общение со своим ребенком (см. Приложение 5.)
Еще хотелось бы вам предложить «Тренинг защиты», который поможет подготовить ребенка к ситуации, когда ему могут предложить попробовать закурить сигаретку или выпить стакан горячительного напитка. (см. Приложение 6.)
Итог собрания.
Подводя итог нашему непростому разговору, хочется еще раз повторить, что спровоцировать возникновение пагубного пристрастия у ребёнка семья способна при необдуманном поведении, безответственной позиции родителей по вопросу курения и потребления алкоголя.
Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у детей свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, дающих детям возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркотиков и алкоголя. В первую очередь, это формирование у детей культуры здоровья. Научить ребёнка бережно относиться к своему здоровью, стоить гармонично свои отношения с окружающим миром - важнейшая задача родителей.
Не зря тема нашего собрания: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Ведь от родителей, совершенствования воспитания в семье зависит, каким станет ребенок, как сложится его судьба, кем он будет. Если ребенок чувствует себя в семье комфортно, вряд ли он станет пробовать какие-либо наркотические вещества. Но если ребенок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого найти поддержку и защиту, то эти средства могут стать для него тем, чего ему не хватает в жизни.
Хотелось бы, чтобы вы внимательно изучили буклеты, в которых очень подробно и легко описаны меры профилактики курения, алкоголизма и наркомании. (См. Приложение 3.), а также вместе с детьми познакомились со статьями административного кодекса, имеющими отношение к алкоголю, наркотикам и курению в какой-либо степени (см. Приложение 4).
Любите своих детей, общайтесь с ними как можно больше и тогда вам не придется в недоумении ставить перед собой вопросы: «Почему мы с ребенком чужие?», «Что с ним происходит?» и «Что делать?».
Использованные источники информации:
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar.jpg
https://intolimp.org/publication/roditiel-skoie-sobraniie-vriednyie-privychki-4-klass.html
https://uchitelya.com/pedagogika/102773-prezentaciya-roditelskoe-sobranie-ne-zapret.html
Потамошнева Наталья Алексеевна