12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лещёва Светлана Николаевна14855
Россия, Ярославская обл.
Материал размещён в группе «Классные руководители»
47

Родительское собрание «Агрессивный ребёнок»



Родительское собрание «Агрессивный ребёнок».

Цель:

- дать понятие «детская агрессия»;

- выяснить причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка, и пути её преодоления.

Задача:

- формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.


1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Тема нашей встречи серьёзная. Сегодня мы поговорим с вами о проблеме детской агрессии и проявлениях жестокости у детей. (слайд 1)
Мы сталкиваемся с разгулом агрессии и жестокости не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров.
К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явления и стоит ли нам о них говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только взрослые и подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)». (слайд 2)

2. Причины агрессии.

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много: (слайд 3)

- страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;

- отстаивание своих прав;

- желание стать независимым и самостоятельным;

- невозможность удовлетворить какое-то желание;

- запреты взрослых;

- особенности биологического развития;

- СМИ.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Ученые доказали, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», «непослушный», но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит свое поведение.

Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.

Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.

Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия? (слайд 4)

Когда ребенок не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

- его бьют, над ним издеваются;

- злые шутки и подколы в адрес ребенка;

- родительское пьянство и дебоши;

- недоверие родителей;

- ревность по отношению к одному из членов семьи;

- для друзей ребенка закрыт вход в дом;

- чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;

- недоверие родителей ребенку;

- чувство незаслуженного стыда;

- настраивание против ребенка его братьев и сестер.

В чем выражается детская агрессия? (слайд 5)

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

- он чувствителен, часто обижается;

- обвиняет в своих ошибках других;

- отказывается выполнять правила;

- идет на открытый конфликт с детьми;

- ищет повод для ссор и мелких стычек;

- реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

2. Портрет агрессивного ребенка. (слайд 6)

Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений учителей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Зачастую агрессивное поведение ребенка - лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

 

Каждый из Вас может проверить, насколько выражена агрессивность у Вашего ребенка, выполнив ТЕСТ. (слайд 7)

Ответы: да, нет

Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Высокая агрессивность -- 15 — 20 баллов.
Средняя агрессивность — 7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.

3. Виды агрессии. (слайд 8)

Единую классификацию видов агрессии и её причин, создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:

Физическая агрессия – на другого индивидуума используется физическое воздействие.

Косвенная агрессия – происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).

Раздражение – повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.

Вербальная агрессия – проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).

Негативизм – оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

5)Игры для агрессивных детей.

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций: (слайд 9)

- рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;

- громко покричать в «мешок крика»;

- побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;

- периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);

- бить боксерскую грушу;

- проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

  1. Игры с водой.

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.

Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.

Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.

Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.

Плавание, посещение бассейна или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.

В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.

Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.

Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

  1. Игры с сыпучими материалами.

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

- просеивание через сито или мельницу с ситом;

- закапывание в песок фигурок;

- работа по строительству замков;

- выкладывание картинок из цветного песка.

  1. Творческие игры.

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет. Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

6. Итог собрания. Рефлексия.
Подошла к концу наша встреча. Хочется выслушать ваше мнение.
- Был ли полезным наш разговор?
- Вызвал ли раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по- новому?
- Раскрыли ли мы причины агрессивного поведения ребёнка?

Давайте еще раз повторим правила работы с агрессивными детьми: (слайд 10)

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неогрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

ПОМНИТЕ! Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, умение выслушать. (слайд 11)

 

Литература:

1. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2008г 4. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Интернет источники:

Агрессивные дети. Памятка для родителей

http://gdemrebenka.ru/Recomendacii %20psihologa/dly%20roditeley/agressiy.php

Агрессивный ребенок: рекомендации родителям и советы, что делать с агрессией

http://vseprorebenka.ru/vospitanie/psihologija/agressivnyj-rebenok.html


"Агрессивный ребёнок"
PPTX / 1.04 Мб

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (20)

сменить сортировку
Забелина Маргарита Владимировна, 06.01.17 в 19:41 2 Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, почему не отправили работу на конкурс "Родительское собрание"? Отправьте.
Лещёва Светлана Николаевна, 06.01.17 в 20:49 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Маргарита Владимировна! Сегодня отправила.
Бородаенко Елена Александровна, 06.01.17 в 22:23 2 Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, спасибо Вам за труд! Важная, к сожалению, "животрепещущая" тема вами затронута. Удачи Вам! Творческого потенциала и доброты!
Лещёва Светлана Николаевна, 06.01.17 в 23:12 0 Ответить Пожаловаться
Елена Александровна, спасибо за отзыв! Вы правы, тема важная. Поэтому и приходится беседовать об этом с родителями, к сожалению, уже с первого класса.
Распопова Светлана Юрьевна, 09.02.17 в 18:47 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал.Актуален.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 27.02.17 в 20:50 2 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой во всероссийском конкурсе для классных руководителей на лучшую разработку «Родительское собрание»!

Лещёва Светлана Николаевна, 27.02.17 в 20:52 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна! А от малинки я бы сейчас не отказалась.
Медведева Татьяна Ивановна, 30.05.17 в 14:50 1 Ответить Пожаловаться
Прекрасный материал!
Медведева Татьяна Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 30 май 2017 в 14:50
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.