МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Открытый классный час на тему «Родной край – частица Родины»
Подготовила и провела: учитель начальных классов Зеленская Н.В.
Март 2016 г.
Цель: сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.
Задачи
1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.
2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости патриотизма, уважения к родному краю, Родине.
4 Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.
5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;
6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.
Планируемый результат:
Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: презентация к уроку, карта Саратовской области, атлас России, карточки с заданиями для исследовательской работы
Ход классного часа
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
Эмоциональная, психологическая -Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача. |
Подготовка класса к работе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. |
Введение в тему Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта. Рассказ учителя: Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся Человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там – красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть. - Поразмышляйте, что случилось с человеком? - Родина – что это значит? (место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека). - Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.) Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина. Перевощиков Н. “Малая Родина” Малая Родина – Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая, А под ней скамья – Ласковая малая Родина моя! -Что каждый из вас считает своей малой родиной? - Что значит моя? - Что значит малая? - Что значит родина? - Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя! |
Высказывания обучающихся: Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям. Отвечают на вопросы учителя. МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи. |
Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока. Проблемная ситуация: Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?» - Как вы думаете, откуда эта земля? - Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек. - Как вы думаете, для чего? (Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в новые края, крестьяне обязательно брали с собой родную землю. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли. Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек). - Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках. - Какой вы подобрали материал о Родине? Давайте вас послушаем. - В представленных вами пословицах, говорится: «Мать - родна земля», «Одна у человека мать, одна у него и Родина». - А как вы думаете, почему Родину называют матерью? - Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу) - А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять) |
Отвечают: земля Высказывания обучающихся. Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение. Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. |
Постановка задач и целей урока. - Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю. Для нас неведомой страной Является наш край родной! - Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова. - Как можно связать два понятия: родина и край. - Как вы думаете, о чем будет сегодняшний классный час? - Действительно, тема нашего урока «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. - А мы с вами в какой области проживаем? - А знаете ли вы, ребята, что наша Саратовская область в этом году отмечает 80 лет со дня ее образования? (5 декабря 1936 год) - Сегодня я вам предлагаю отправиться в Саратов, город, который является главным городом нашей малой родины. Побуждение к высказыванию своего мнения. - Что бы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить? - Все сразу узнать о нашей области, городе невозможно. Выделим некоторые понятия, которые можно рассмотреть сегодня на классном часе. - Как вы думаете с чего нужно начать путешествие? Сначала что нужно узнать? Название города Символы области Достопримечательности – Для этого нам нужно занять места в экскурсионных автобусах, т.е. поделиться на группы. – На одних станциях вы узнаете новое из истории нашего города, на других проявите имеющиеся у вас знания. Итак, в путь! |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. - Край есть у стола, у леса, - Край – место, где мы живём, - Страна или часть страны, область, губерния Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край? Почему город так назван? Как выглядят символы нашего города? Какие достопримечательности есть в городе? Высказывания обучающихся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности.. |
Виртуальное путешествие по Саратову Станция Историческая – Слово предоставляет нашим экспертам. Савлук Дарья Дорогие Земляки! Так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течёт полноводная и могучая Волга. В 17-18 веках наш город был пограничным сторожевым пунктом, хлебной столицей нашей страны. В 19 веке стал крупным промышленным центром, а в 20 веке - космической пристанью: у нас не только приземлялись первые космонавты, но и создавались приборы для космических кораблей. Многое впервые появилось именно у нас в губернии: первый трактор и первый художественный музей, первая в провинции консерватория и первый русский цирк, первые аккумуляторы и первые электронные часы. Почему у нашего города такое название? От монголо-татарских слов: «сары»-жёлтый, «тау»-гора. «Сарытау» - жёлтая гора. Есть предположение, что имя городу дала Соколовая гора. Она глинистая жёлтая и возвышается над окружающей местностью. Город-крепость Саратов был основан в 1590 году князем Засекиным и боярином Туровым. 5 декабря 1936 года стал именоваться Саратовской областью. Станция Географическая. Работа в группах по физической карте Саратовской области. - А сейчас поработаем в группах. На каждой парте лежат карты России и Саратовской области и задания. - Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить: 1 группа: Изучите по карте, с какими областями, странами граничит Саратовская область – на западе, на востоке, на севере, на юге. В какой части Евразии находится Саратов? (Европейской.) На какой равнине расположен Саратов? (Восточно-Европейской или Русской.) 2 группа – Изучите по карте, какие реки протекают на территории Саратовской области, назвать города. Назовите главную реку нашей области, протекающую через город. (Волга, делит область на левобережье и правобережье) - Решите, кто будет предоставлять отчет. Физкультминутка По родному краю Дружно мы шагаем. (Марш на месте.) Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.) Слева находится лес. (Поворот.) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (Махи руками.) Станция Геральдическая. - Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе. – Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн) – Наши эксперты расскажут вам о них. (Отвечают заранее подготовленные учащиеся.) Мечетина Ангелина Герб – официальная эмблема, отличительный знак. Герб окружен золотым декоративным венком, состоящим из переплетающихся лавровых ветвей и пшеничных колосьев, перевитых золотой лентой. Лазоревый цвет щита обозначает речные просторы Волги и красоту малых рек, протекающих на территории области. Стерляди символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки Волги и малых рек области. Колосья пшеницы символизируют природные и растительные богатства, изобилие, хлебосольство жителей, трудолюбие народа. Золотые ленты - богатство, могущество и постоянство Желабаева Алина Флаг Саратовской области выполнен в виде прямоугольного белого полотнища. В нижней части расположена горизонтальная полоса красного цвета. В центре верхнего участка размещён герб города. Художественная композиция утверждена 18 ноября 1997 года. Милая Мария Гимн – это торжественная песня, являющаяся одним из национальных символов страны, исполняется при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах; во время его исполнения может быть принято вставать и обнажать голову. Так выражается уважение к стране. Гимн прославляет мощь, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины. Гимн был написан по просьбе бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Федоровича Аяцкова в 2001 году Олегом Газмановым. (дети исполняют гимн). – Давайте исполним гимн Саратова. Станция Экскурсионная - На следующий вопрос мы попробуем ответить, путешествуя виртуально по городу Саратову. Вы просмотрите видеоролик и допишите недостающее название. 1 группа: (Аграрный университет) имени Н.И.Вавилова Театр оперы и (балета) Музей (Радищева) (Храм) «Утоли мои печали» Краеведческий (музей) Художественный музей имени (Радищева) Гагаринское (поле) 2 группа: Соколовая (гора) На Соколовой горе – парк (Победы) Троицкий (собор) Театральная (площадь) Театр юного (зрителя) Театр оперы и (балета) Театр кукол («Теремок») - Что вы сейчас называли? (достопримечательности) - Почему вы так решили? (синонимы – интересная, достойная, удивительная, привлекательная, красивая), (место, вещь заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.) |
Рассказы детей о городе, дополнение. Рассматривают карту Российской Федерации, Саратовской области отвечают на вопросы. Граничит: на юге — с Волгоградской областью, на западе — с Воронежской и Тамбовской областями, на севере — с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница с Казахстаном. Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку. Высказывания обучающихся. Просмотр видеоролика «Мой город», заполнение карточек |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия. |
Игра «Цветик - семицветик» -Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. (Сказка Валентина Катаева Цветик семицветик о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желание и оно тотчас исполнялось) - Давайте узнаем, что написано на этих лепестках? 1 лепесток — фабрики, заводы, вокзалы. 2 лепесток - школы, училища, институты, университеты. 3 лепесток – музеи, театры, библиотеки. 4 лепесток – минеральные воды. 5 лепесток - парки. 6 лепесток - памятники. 7 лепесток – зерно, хлеб. - Что это такое, как можно назвать одним словом? (богатство) - Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться - Они нужны для нормальной жизни. - Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашей Саратовской области и главное наше богатство состоит в том, что мы живем в мире и согласии. Станция Логическая Кроссворд -Назови наиболее крупные города края.
Работа в парах. За одну минуту напишите как можно больше слов, которые встречаются в слове «Саратов» (вор, ров, тара, роса, оса, вата, сорт, рота, товар, рот, рост) - С каких понятий мы начинали наш урок? (родина, Саратов) - Составьте синквейн используя эти понятия. Составление синквейна Саратов Многолюдный, гостеприимный, Строится, развивается, встречает. Саратов - столица Поволжья. Родина. Саратовский край Любимый, родной Цветёт, растёт, строится. Любимый сердцем город. Родина. Саратов Красивый, шумный Украшает, возвышается, роднит. Город тянется вдоль Волги. Возвышенность. |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Итоги урока. Рефлексия |
Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. – Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Спасибо экспертам за интересные сведения о нашей области. Все ребята – молодцы! - Что узнали вы сегодня? (Познакомились с историей происхождения названия города, узнали интересные сведения о символах Саратова, познакомились с достопримечательностями города.) – Пригодится ли вам полученный материал? (Да, на уроках окружающего мира, литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов.) – Чему вы научились при подготовке и проведении классного часа? (мы узнали много нового и интересного о нашем городе, научились собирать интересные сведения по данной теме, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы.) - Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашей области. - У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия. - Если вы считаете, что получили достаточно информации о Саратове, Саратовской области, то возьмите флажок. - Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей малой родины, возьмите с собой в дорогу чемодан и покажите на карте то место, куда бы вам хотелось на следующем занятии отправиться. - Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине? - Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей. Сараев Илья Любите свой родной Саратовский край! Любите Родину, её поля и шири, Деревни малые, большие города. Любите Родину за то, что в целом мире Такой не будет в жизни НИКОГДА! |
Высказывания обучающихся, участие в обсуждении. Чем богата наша область? Какие растения, животные ? Кто из писателей и поэтов родился в Саратове? |
Юлия Дьякова