Открытый классный час на тему «Родной край — частица Родины»

10
1
Материал опубликован 18 March 2016 в группе

МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Открытый классный час на тему «Родной край – частица Родины»

Подготовила и провела: учитель начальных классов Зеленская Н.В.

Март 2016 г.


 

Цель: сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.

Задачи

1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

4 Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.

Планируемый результат:

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая. 

Оборудование урока: презентация к уроку, карта Саратовской области, атлас России, карточки с заданиями для исследовательской работы

 

Ход классного часа

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет
готовность обучающихся к уроку.

-Доброе утро, ребята!

Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.

Подготовка класса к работе.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Введение в тему

Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.

Рассказ учителя:

Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся Человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там – красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть.

- Поразмышляйте, что случилось с человеком?

- Родина – что это значит? (место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека).

- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.)

Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.

Перевощиков Н.

Малая Родина”

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

-Что каждый из вас считает своей малой родиной?

- Что значит моя?

- Что значит малая?

- Что значит родина?

- Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!

Высказывания обучающихся:

Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.

Отвечают на вопросы учителя.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

III. Постановка учебной задачи.

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

Проблемная ситуация: 

Учитель держит в руках  узелок с горсткой земли.  Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?»

- Как вы думаете, откуда эта земля?

- Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек.

- Как вы думаете, для чего? (Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в новые края, крестьяне обязательно брали с собой родную землю. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли. Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек).

- Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках.

- Какой вы подобрали материал о Родине? Давайте вас послушаем.

- В представленных вами пословицах, говорится: «Мать - родна земля», «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?

- Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу)

- А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять)

Отвечают: земля

Высказывания обучающихся.

Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.

Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.

IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Постановка задач и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю.

Для нас неведомой страной

Является наш край родной!

- Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова.

- Как можно связать два понятия: родина и край.

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний классный час?

-  Действительно, тема нашего урока «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами.

- А мы с вами в какой области проживаем?

- А знаете ли вы, ребята, что наша Саратовская область в этом году отмечает 80 лет со дня ее образования? (5 декабря 1936 год)

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в Саратов, город, который является главным городом нашей малой родины.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Что бы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить?

- Все сразу узнать о нашей области, городе невозможно. Выделим некоторые понятия, которые можно рассмотреть сегодня на классном часе.

- Как вы думаете с чего нужно начать путешествие? Сначала что нужно узнать?

Название города

Символы области

Достопримечательности

Для этого нам нужно занять места в экскурсионных автобусах, т.е. поделиться на группы.

На одних станциях вы узнаете новое из истории нашего города, на других проявите имеющиеся у вас знания. Итак, в путь!

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

- Край есть у стола, у леса,

- Край – место, где мы живём,

- Страна или часть страны, область, губерния

Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край?

Почему город так назван?

Как выглядят символы нашего города?

Какие достопримечательности есть в городе?

Высказывания обучающихся.

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности..

Виртуальное путешествие по Саратову

Станция Историческая

Слово предоставляет нашим экспертам.

Савлук Дарья

Дорогие Земляки! Так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течёт полноводная и могучая Волга. В 17-18 веках наш город был пограничным сторожевым пунктом, хлебной столицей нашей страны. В 19 веке стал крупным промышленным центром, а в 20 веке - космической пристанью: у нас не только приземлялись первые космонавты, но и создавались приборы для космических кораблей.

Многое впервые появилось именно у нас в губернии: первый трактор и первый художественный музей, первая в провинции консерватория и первый русский цирк, первые аккумуляторы и первые электронные часы.

Почему у нашего города такое название? От монголо-татарских слов: «сары»-жёлтый, «тау»-гора. «Сарытау» - жёлтая гора. Есть предположение, что имя городу дала Соколовая гора. Она глинистая жёлтая и возвышается над окружающей местностью. Город-крепость Саратов был основан в 1590 году князем Засекиным и боярином Туровым.

5 декабря 1936 года стал именоваться Саратовской областью.

Станция Географическая.

Работа в группах по физической карте Саратовской области.

- А сейчас поработаем в группах. На каждой парте лежат карты России и Саратовской области и задания.

- Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить:

1 группа: Изучите по карте, с какими областями, странами граничит Саратовская область – на западе, на востоке, на севере, на юге.

В какой части Евразии находится Саратов? (Европейской.)

На какой равнине расположен Саратов? (Восточно-Европейской или Русской.)

2 группа – Изучите по карте, какие реки протекают на территории Саратовской области, назвать города.

Назовите главную реку нашей области, протекающую через город. (Волга, делит область на левобережье и правобережье)

- Решите, кто будет предоставлять отчет.

Физкультминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Махи руками.)

Станция Геральдическая.

- Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе.

Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн)

Наши эксперты расскажут вам о них. (Отвечают заранее подготовленные учащиеся.)

Мечетина Ангелина

Герб – официальная эмблема, отличительный знак.

Герб окружен золотым декоративным венком, состоящим из переплетающихся лавровых ветвей и пшеничных колосьев, перевитых золотой лентой. Лазоревый цвет щита обозначает речные просторы Волги и красоту малых рек, протекающих на территории области. Стерляди символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки Волги и малых рек области. Колосья пшеницы символизируют природные и растительные богатства, изобилие, хлебосольство жителей, трудолюбие народа. Золотые ленты - богатство, могущество и постоянство

Желабаева Алина

Флаг Саратовской области выполнен в виде прямоугольного белого полотнища. В нижней части расположена горизонтальная полоса красного цвета. В центре верхнего участка размещён герб города. Художественная композиция утверждена 18 ноября 1997 года.

Милая Мария

Гимн – это торжественная песня, являющаяся одним из национальных символов страны, исполняется при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах; во время его исполнения может быть принято вставать и обнажать голову. Так выражается уважение к стране.

Гимн прославляет мощь, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины. Гимн был написан по просьбе бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Федоровича Аяцкова в 2001 году Олегом Газмановым.

(дети исполняют гимн).

Давайте исполним гимн Саратова.

Станция Экскурсионная

- На следующий вопрос мы попробуем ответить, путешествуя виртуально по городу Саратову. Вы просмотрите видеоролик и допишите недостающее название.

1 группа:

(Аграрный университет) имени Н.И.Вавилова

Театр оперы и (балета)

Музей (Радищева)

(Храм) «Утоли мои печали»

Краеведческий (музей)

Художественный музей имени (Радищева)

Гагаринское (поле)

2 группа:

Соколовая (гора)

На Соколовой горе – парк (Победы)

Троицкий (собор)

Театральная (площадь)

Театр юного (зрителя)

Театр оперы и (балета)

Театр кукол («Теремок»)

- Что вы сейчас называли? (достопримечательности)

- Почему вы так решили? (синонимы – интересная, достойная, удивительная, привлекательная, красивая), (место, вещь заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.)

Рассказы детей о городе, дополнение.

Рассматривают карту Российской Федерации, Саратовской области отвечают на вопросы.

Граничит: на юге — с Волгоградской областью, на западе — с Воронежской и Тамбовской областями, на севере — с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница с Казахстаном.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Высказывания обучающихся.

Просмотр видеоролика «Мой город», заполнение карточек

VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия.

Игра «Цветик - семицветик»

-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. (Сказка Валентина Катаева Цветик семицветик о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желание и оно тотчас исполнялось)

- Давайте узнаем, что написано на этих лепестках?

1 лепесток — фабрики, заводы, вокзалы.

2 лепесток - школы, училища, институты, университеты.

3 лепесток – музеи, театры, библиотеки.

4 лепесток – минеральные воды.

5 лепесток - парки.

6 лепесток - памятники.

7 лепесток – зерно, хлеб.

- Что это такое, как можно назвать одним словом? (богатство)

- Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться

- Они нужны для нормальной жизни.

- Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашей Саратовской области и главное наше богатство состоит в том, что мы живем в мире и согласии.

Станция Логическая

Кроссворд

-Назови наиболее крупные города края.

 

б

а

л

а

к

о

в

о

х

в

а

л

ы

н

с

к

э

н

г

е

л

ь

с

 

м

а

р

к

с

б

а

л

а

ш

о

в

р

т

и

щ

е

в

о

а

т

к

а

р

с

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

За одну минуту напишите как можно больше слов, которые встречаются в слове «Саратов» (вор, ров, тара, роса, оса, вата, сорт, рота, товар, рот, рост)

- С каких понятий мы начинали наш урок? (родина, Саратов)

- Составьте синквейн используя эти понятия.

Составление синквейна

Саратов

Многолюдный, гостеприимный,

Строится, развивается, встречает.

Саратов - столица Поволжья.

Родина.

Саратовский край

Любимый, родной

Цветёт, растёт, строится.

Любимый сердцем город.

Родина.

Саратов

Красивый, шумный

Украшает, возвышается, роднит.

Город тянется вдоль Волги.

Возвышенность.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

IX. Итоги урока. Рефлексия

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Спасибо экспертам за интересные сведения о нашей области. Все ребята – молодцы!

- Что узнали вы сегодня? (Познакомились с историей происхождения названия города, узнали интересные сведения о символах Саратова, познакомились с достопримечательностями города.)

Пригодится ли вам полученный материал? (Да, на уроках окружающего мира, литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов.)

Чему вы научились при подготовке и проведении классного часа? (мы узнали много нового и интересного о нашем городе, научились собирать интересные сведения по данной теме, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы.)

- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашей области.

- У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия.

- Если вы считаете, что получили достаточно информации о Саратове, Саратовской области, то возьмите флажок.

- Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей малой родины, возьмите с собой в дорогу чемодан и покажите на карте то место, куда бы вам хотелось на следующем занятии отправиться.

- Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине?

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.

Сараев Илья

Любите свой родной Саратовский край!

Любите Родину, её поля и шири,

Деревни малые, большие города.

Любите Родину за то, что в целом мире

Такой не будет в жизни НИКОГДА!

Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.

Чем богата наша область?

Какие растения, животные ? Кто из писателей и поэтов родился в Саратове?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за такие интересные формы работы! Особенно понравилась игра "Доскажи словечко!" и " Цветик-семицветик"как ознакомление с понятием соц. инфраструктуры для детей. Очень милое стих-ние о малой родине и интересна история названия города. А в вашем замечательном городе у меня живут родственники и поэтому вдвойне приятно было прочесть ваш класс. час. Как будто на занятии у вас побывала!

9 November 2018