Методическая разработка «Роль диагностики в профориентационной работе»
Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 2 общий размер: 0,24 Мб)
Автор: Лукьянова Валентина
|
МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа»
Роль диагностики в профориентационной работе
Лукьянова Валентина Александровна, классный руководитель 11 "А" класса
Известно, что в детстве начинается длительный процесс познания. От того, как прошло детство ребёнка, зависит, каким человеком станет малыш. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. Знакомясь со своими подопечными в 5-м классе, классному руководителю необходимо знать и учитывать то, кто был рядом с ним. Главной задачей классного руководителя становится создание педагогического пространства для развития личности ребёнка. Педагогу необходимо вдумчиво оценить и понять историю и логику развития ребёнка, оценить нестандартно, творчески. Надо помнить, что «нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим» (В.Г.Белинский). Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы социального поведения. Поэтому воспитательная работа включала в себя диагностирование учащихся и родителей, индивидуальную работу с учащимися и их родителями. На классных часах решаются психологические задачи, проводятся игры, совместные вечера детей и родителей. В 7-м и 8-м классах основной задачей классного руководителя стало формирование устойчивых мотивов учения. Механизмами реализации этой задачи стали цикл бесед на тему «Учись учиться», диагностирование в определённой системе. Вопросы разрабатывались сквозные: для 7, 8, 9 классов. В 9-м классе перед классным руководителем стояла задача – формирование социально адаптированной личности, т.е. оказание помощи старшему подростку в поиске позитивной перспективы в жизни. Среди актуальных потребностей старших подростков можно выделить потребность в самопознании, самооценке, в достижении определённого социального статуса. К 10-му классу познавательная потребность и учебная мотивация сформированы умеренно. Более половины учащихся имеют определённую профессиональную направленность.
В формировании социальной культуры была выбрана определённая логика воспитательного воздействия:
- принять воспитанника таким, каков он есть;
- услышать, понять его, хорошо изучить причины, природу возникновения негативных явлений;
- найти адекватные меры воздействия, в частности, создание воспитательной среды, индивидуальный подход (в том числе индивидуальное диагностическое собеседование).
Воспитание находится в неразрывной связи с самовоспитанием – сознательной и целенаправленной деятельностью человека по формированию и совершенствованию у себя позитивных и устранение негативных качеств. В 11-м классе основным направлением педагогической деятельности классного руководителя является работа по обеспечению успешной социализации учащихся, в том числе их профессиональная ориентация. Воспитательная работа ведётся по программе «Дорогу осилит идущий» (формирование социально адаптированной личности).
Цели и задачи Программы.
Цель Программы – создание организационно-педагогических условий для формирования социальной компетенции учащихся:
- Способность работать самостоятельно, без постоянного руководства;
- Способность брать на себя ответственность по собственной
инициативе;
- Готовность проявлять инициативу;
- Готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
- Умение анализировать новые ситуации и применять имеющиеся
знания для такого анализа;
- Способность осваивать новые знания по собственной инициативе;
- Умение принимать решение на основе здравого смысла.
Задачи Программы:
· Создание воспитательного пространства школы;
· Создание благоприятных условий в классе для развития личности обучающихся;
· Формирование чувства самоценности личности и психологического комфорта;
· Развитие самоуправления обучающихся;
· Повышение уровня информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда;
· Формирование информационной основы принятия решения о выборе профессионального пути.
Неотъемлемой частью профориентационной работы является диагностика.
« Диагностика - не панацея, а средство, которое
может помочь сделать проблему беспроблемной»
Д. Добсон
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru
Гарифянова Надежда Геннадьевна