Внеклассное мероприятие «Роль плаката в Великой Отечественной Войне»
Изучая плакаты периода 1941-1945 гг., можно проследить весь ход Великой Отечественной войны с её неудачами, тяжёлыми потерями и долгожданными победами. Плакаты раскрывают настроение и переживания советских людей в этот тяжелый для страны период.
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
«С чего начинается Родина»
1941г. Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Изображенный на нем боец Красной армии решительно вонзает штык в голову хищного Гитлера, похожего на злобного хорька, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Этот плакат – живая атмосфера первых дней войны: он выражает презрение к врагу, ненависть, «благородную ярость» и уверенность в победе.
Победа не пришла скоро. 1418 дней и ночей беспрерывных боев оставалось до нее. И все это время работали плакатисты и те художники, которых плакатистами сделала война.
С самого начала наша борьба с фашизмом ощущалась как историческая миссия. Как борьба не просто с вражеской армией – с высшим социальным злом, с опаснейшей для всей планеты чудовищной античеловеческой силой.
«Родина – мать зовет!»
Первые плакаты войны несли в себе горькую, сухую суровость. «Родина – мать зовет!» - трудно представить себе что-то более ясное и действенное, нежели этот плакат художника Ираклия Тоидзе. Всего три цвета – красный, черный, белый. Это почти светофор: предельно простое устройство заставляет себе всех подчиняться. Лаконизм силуэта и скупая выразительность очень убедительны: почти физически слышишь голос и ощущаешь тяжесть натруженной руки. Обжигающий взгляд женщины, лист с текстом военной присяги в ее руке – здесь все сказано прямо и громко, с ясностью лозунга, с непререкаемостью приказа.
По словам самого Ираклия Тоидзе, ставший культовым образ возник случайно: сидя 24 июня в мастерской, художник увидел ужас на лице вбежавшей с криком «Война!» жены – и начал делать наброски.
Плакат, на котором образ Родины-матери связан с образом нашей страны, был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.
«Защитим родную Москву!»
«Марш защитников Москвы»
Осенью 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, неизвестным художником был создан плакат «Защитим родную Москву!». Он смотрел со стен столицы в те дни, когда решалась ее судьба…..
Красная Армия в кровопролитных боях теряла большое число единиц боевой техники. Тема единства фронта и тыла и важности трудового вклада всего народа в достижении победы стала весьма значимой для плакатов лета - осени 1941г..
«Ты чем помог фронту?»
Одним из шедевров начального этапа войны явился плакат «Ты чем помог фронту?». Художник Дмитрий Моор использовал композицию плаката периода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом. Плакат выполнен в красно-черных тонах с изображением воина Красной Армии, обращающегося к зрителю. На заднем плане дымящиеся трубы заводов – недвузначный намек на ударный труд во имя фронта во имя Победы.
«Хотят ли русские войны»
В военное время по-новому осмысливалась история. Писались книги о подвигах русского оружия, с новым чувством смотрели фильм Эйзенштейна «Александр Невский», были утверждены ордена Суворова, Кутузова, Нахимова. И за фигурами красноармейцев на плакатах все чаще возникали образы полководцев минувших веков, напоминавшие о своих победах с иноземцами и вселявшими веру в будущую победу.
«Наши силы неисчислимы»
На плакате художника Корецкого «Наши силы неисчислимы» (июнь 1941г.) боец повторяет движение Минина в прославленном памятнике Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса.
«Наше дело правое, победа будет за нами»
А ополченец на плакате художника Серова «Наше дело правое, победа будет за нами» изображен на фоне триумфальных Нарвских ворот, неуловимо напоминает бронзовую фигуру воина прошлого поколения.
В знаменитом радиообращении Сталина к советскому народу 3 июля 1941 года прозвучали слова: «Все народы нашей страны, все лучшие люди Европы, Америки и Азии, наконец, все лучшие люди Германии… видят, что наше дело правое, что враг будет разбит, что мы должны победить». Эти слова превратились в четкий чеканный лозунг на плакате Серова.
«Бей фашистского гада!»
В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. На плакате «Бей фашистского гада!» художника Кокорекина изображен огромный «скорпион» в виде фашистской свастики. «Скорпион» покрыт броней, напоминающей доспехи средневекового рыцаря. Кругом видны остро отточенные ножи, финки, пистолеты, автоматы. Голова «скорпиона» уже разбита прикладом винтовки, которую держит рука советского солдата.
«Воин Красной Армии, спаси!»
«Вивальди»
События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное – оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан.
Теперь героями художников стали женщины, старики и дети, гибель детей и матерей. Плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, взывал к помощи и защите, кричал страстным немым криком о том, что происходило в оккупированных городах и селах, о муках детей, женщин, стариков, о том, что такое каждый день, каждый час власти фашистов на родной земле.
В плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и 2 беззащитные человеческие фигуры – с другой. А прильнувшие друг к другу, сжавшиеся в одно целое мать и сын перед окровавленным фашистским оружием. В глазах ребенка ужас, во взгляде матери – ненависть.
Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины. Несмотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором.
Сколько благотворного гнева вдохнул этот плакат в обожженные ненавистью солдатские сердца!
«Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!»
«Освободим Европу от цепей фашистского рабства!»
«Последний бой»
Авторы плакатов всегда верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Когда разгром врага был уже близок, от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм – главная идея, объединяющая плакаты 3 победного этапа войны.
Плакат «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» - есть обещание скорого освобождения всего Советского Союза от гитлеровских сил.
В 1945 году, когда исход войны уже был предрешен, встал вопрос о поднятии боевого духа советского солдата, освободившего свою землю от немецко-фашистских захватчиков, для дальнейшей борьбы против фашизма и освобождения народов Европы.
Советский агитационный плакат «Освободим Европу от цепей фашистского рабства!» создан художником Ираклием Тоидзе в 1945 году. Плакат символически показывает, как советский солдат разрывает цепь с фашистской свастикой.
И в сорок первом, И в сорок пятом
Война мальчишек брала в солдаты,
Ломала судьбы, Они так хрупки,
Людей крошила, Как в мясорубке.
Творила беды Война-злодейка,
Там пуля-дура, А жизнь-копейка.
Не каждый воин Победу встретил.
Им так хотелось Пожить на свете.
Остались лица На жёлтых фото,
Читает память Их письма с фронта.
Большому горю Какая мера,
Год сорок пятый – Год сорок первый?
Великая Отечественная война и в нашей стране, и во всем мире, воспринималась как война, несущая освобождение от фашизма всей Европе. И вместе со статьями советских публицистов, с информацией ТАСС, с фото-и кинохроникой уходили за рубеж советские плакаты. Известно, что в Англии переиздавались и вывешивались на заводах работы советских плакатистов. И отзывы о них были заслуженно высокими.
«Красной Армии метла нечисть вымела дотла»
«10 батальон»
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием в истории страны. Впервые в послевоенные дни 1945 года появился плакат известного плакатиста Виктора Дени «Красной Армии метла нечисть вымела дотла».
В превосходном этом листе, полном динамики, отлично скомпанованном, каждая деталь на редкость красноречива: и алые звезды салюта, осиняющие винтовку солдата, и сама эта винтовка, уподобленная метле из острых сверкающих штыков, и флаг фашистской Германии, словно лужа темной крови раздавленного чудовища под сапогами бойца. Но особое качество плаката – его живая эмоциональная связь с искусством войны.
Заключение
Анализируя плакаты времен Великой Отечественной войны, можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдания, отчаяние и безнадежность, страх и ненависть, счастье и любовь. Самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никогда не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.
Плакаты, созданные в СССР в период с 1941-1945 года, - одно из самых ярких художественных явлений культуры 20 века. Теперь не сосчитать, сколько их было, этих плакатов в годы Великой Отечественной войны.