Материал на проверке

Статья «Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одарённости у детей»

4
0
Материал опубликован 12 October 2015 в группе

Основная задача современного учителя – способствовать развитию каждой личности ученика. Важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Предпочтительными методами работы для этой категории детей являются исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.

В нашей гимназии уже более 10 лет существует ученическое научно-исследовательское общество (УНИО), члены которого постигают основы исследовательской деятельности в различных образовательных областях. Одно из направлений в работе УНИО - проведение исследовательских работ по биологии и экологии. Исследовательская работа учащихся направлена на расширение их знаний о природе, углубление представлений о роли биологии и экологии в жизни, развитие устойчивого интереса к изучаемому предмету. Она даёт школьникам возможность овладеть умением построения исследовательской цепочки: от идеи, через цели - задачи - мозговой штурм, до реализации своей работы, её представления и защиты. При работе с одаренными детьми учителю необходимо уметь стимулировать познавательные способности учащихся, работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся. Приведу пример научно-исследовательской и практической деятельности учащихся гимназии и влияние её результатов на решение социально-экологических проблем. В исследовательской работе ученика 5 класса Дмитрия К. "Изучение экологического состояния реки Малая Черепаха" поднята актуальная проблема состояния малых рек г. Таганрога. Она связана с вопросами практической природоохранной деятельности и с решением проблемы сохранения природы. Выбор данной темы не случаен: ученик живёт в районе реки Малая Черепаха и ему хорошо известны последствия, связанные с загрязнением русла этой речки. Сброс бытового и строительного мусора в русло приводит к подтоплению жилых и хозяйственных построек, расположенных вдоль реки. Загрязнение вод отходами производственных предприятий, находящихся в этом районе, уничтожает живых обитателей реки. Результаты экологических исследований, проводимых ранее на этом объекте указывали на отсутствие в нём живых форм организмов и характеризовали состояние речки Малая Черепаха как водоём с сильной степенью загрязнения.

Целью работы ученика было исследовать биологическое разнообразие и степень загрязненности водного объекта города - реки Малая Черепаха. Исследовательские задачи данной работы:

- взятие проб на водном объекте и определение видовой принадлежности собранного биоматериала;

- выявление взаимосвязи между количеством обитателей исследуемого объекта и степенью его загрязненности;

- оценка экологическое состояние Малой Черепахи на основании проведенных исследований.

В ходе работы было обследовано русло реки Малая Черепаха; взяты пробы воды на разных участках реки и определена видовая принадлежность собранного биоматериала; проведён анализ состояния реки по индексу Майера и сравнение полученных результатов с результатами предыдущих исследований этого объекта; проведены фото- и видеосъемка реки Малая Черепаха в местах взятия проб.

В пробах, взятых из реки, были обнаружены различные представители животного мира: ракообразные, моллюски, личинки насекомых, черви, мальки рыб. С использованием метода Майера был проведён анализ состояния реки, что позволило сделать вывод о соответствии водоема 3 классу качества или умеренному загрязнению исследуемого водоёма. Результатом проведённой исследовательской работы стали выводы:

1. река Малая Черепаха является умеренно загрязненным водным объектом города, экологическое состояние которого сильно подвержено влиянию антропогенного фактора;

2. в процессе исследования обнаружены 10 видов животных организмов;

3. за последние три года экологическая ситуация на исследуемом объекте улучшилась, о чем свидетельствует появление в реке живых водных организмов, включая рыб;

4. наблюдения за экологическим состоянием Малой Черепахи необходимо продолжить, чтобы отслеживать процесс восстановления реки.

Результаты своих исследований пятиклассник Дмитрий К. представил на ежегодной научно-практической конференции гимназии. Эта работа получила высокую оценку на городских экологических чтениях и опубликована в экологическом сборнике лучших исследовательских работ учащихся школ города. На основе данной исследовательской работы разработан маршрут экологической экскурсии "Малые реки Таганрога". Успех и признание первого самостоятельного исследования дали стимул для проведения учеником последующих исследовательских работ.

Как правило, у одаренных детей проявляются высокая продуктивность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания. Используя дифференцированный подход, учитель работает над развитием этих качеств. Применение метода исследовательской работы позволяет раскрыть творческие возможности ребёнка и способствуют развитию детской одарённости. Для успешного развития способностей одаренных детей важным, на мой взгляд, условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть непременно профессионально грамотным, талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности, владеть современными педагогическими технологиями, иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым и эмоционально стабильным.

Комментарии

Здравствуйте! Всем спасибо за участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства на лучшую разработку «Виртуальная экскурсия». Все конкурсные работы были замечательными, много ярких презентаций. Наличие пояснительной записки дополняло работу. Фотографии и рисунки - отличного качества. С уважением, Ольга Вячеславовна

7 November