Роль семьи в профилактике правонарушений: фундамент законопослвшного гражданина

0
0
Материал опубликован 4 November в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования №42" (МБОУ ЦО №42)




Статья на тему "Роль семьи в профилактике правонарушений: фундамент законопослушного гражданина" 

Автор: Котова Екатерина Викторовна, учитель химии и биологии МБОУ ЦО №42, г. Тула




Введение

Правонарушение – сложное социальное явление, причины которого часто уходят в ранний период жизни человека. В этой многогранной проблеме семья играет первостепенную, системообразующую роль. Именно в семье закладываются основы мировоззрения, строятся ценностные ориентации, усваиваются нормы и правила поведения, которые определяют дальнейший путь ребенка. Осознание и активное использование возможностей оказания помощи правонарушениям является одной из ключевых проблем общества.

Основная часть

Семья как первичный институт социализации

С момента рождения ребенка попадает в семейное окружение, которое становится для него первым и наиболее значимым «учебным полигоном». Взаимодействуя с родителями, братьями и сестрами, он учится:

  • Эмоциональному развитию. Способность к эмпатии, самоконтролю, пониманию чужих чувств – все это достигается через теплые и доверительные отношения в семье. Недостаток любви, постоянные конфликты, эмоциональное перенапряжение могут привести к развитию агрессивности, замкнутости, низкой самооценки – факторов, предрасполагающих к асоциальному поведению.
  • Формирование ценностей и норм. Родители передают ребенку свои представления о добре и зле, правильном и неправильном, честности и лжи. Если в семье культивируется уважение к закону, к труду, к другим людям, то вероятность того, что ребенок усвоит эти ценности, значительно возрастает.
  • Развитию навыков общения и разрешения вопросов. умение находить общий язык с другими, идти к компромиссу, решать споры мировым путем – эти навыки приобретаются в процессе взаимодействия с членами семьи. Отсутствие таких навыков может привести к тому, что ребенок будет прибегать к агрессии или обману для достижения своих целей.
  • Формирование самоидентификации и самооценки. Семья дает ребенку ощущения, помогающие понять, кто он и какое место занимает в мире. Позитивная самооценка, основанная на понимании и поддержке, является мощным щитом против стремления к деструктивному поведению, которое часто является попыткой привлечь к себе внимание или убедить.

Ключевые направления семейной профилактики правонарушений:

  1. Создание благоприятного психологического климата

    • Безусловная любовь и принятие. Ребенок должен чувствовать, что его любят независимо от его успехов или неудач. Это формирует у него стойкую самооценку и чувство безопасности.
    • Открытое общение. Родители должны создать атмосферу, в которой ребенок не боится говорить о своих проблемах, последствиях, страхах. Внимательно слушайте ребенка, интересуйтесь его жизнью.
    • Конструктивное решение вопросов Ссоры в семье неизбежны, но важно, чтобы они решались не через крики и обвинение, через диалог, взаимное уважение и поиски компромисса.
  2. Формирование ответственного поведения и правосознания:

    • Личный пример родителей: Дети учатся, глядя на родителей. Если родители сами соблюдают закон, уважают права других, не допускают случаев лжи или агрессии, то дети с большими препятствиями будут перенимать эти модели поведения.
    • Объяснение правил и законов: Важно не просто требовать соблюдения правил, а объяснять их смысл и последствия нарушений. Разговоры о правах и обязанностях уважения, о справедливости и ответственности должны стать частью семейного воспитания.
    • Воспитание трудолюбия и целеустремленности: Формирование навыков планирования, достижения целей, преодоления позволяют учить ребенка ценить усилия свои и искать продуктивные пути решения проблем, а не прибегать к противоправным действиям.
  3. Обязательного надзора и контроля

    • Знание окружения ребёнка. Важно знать, с кем общается ребенок, где проводит время, чем увлекается. Это не означает тотальный контроль, а скорее осознанная осведомленность.
    • Установление четких границ и правил. Правила должны быть понятны. Их нарушение должно иметь место в вашей картине мира, но с адекватными последствиями.
    • Вовлечение в позитивные виды деятельности. Кружки, секции, хобби, семейные мероприятия – все это помогает ребенку заполнить свое свободное время активными занятиями, снижая нагрузки в негативных компаниях.

Когда семья сталкивается с трудностями:

К сожалению, не все способны в полной мере выполнять свои семейные воспитательные функции. Факторами риска могут стать социально-экономические проблемы, низкий уровень родительской компетентности, наличие вредных привычек у родителей, а также деструктивные семейные отношения. В таких случаях:

  • важна своевременная помощь со стороны общества. Школа, психологические службы, социальные работники, вспомогательные органы должны быть готовы оказывать поддержку такой семье, проводить профилактическую работу, предлагать коррекционные программы.
  • необходимо повышение родительской грамотности. Проведение тренингов, семинаров, распространение информационных материалов по вопросам семейного воспитания, формирования правосознания, защиты асоциального поведения.
  • создание системы раннего выявления семей в группе риска. Позволит своевременно оказать помощь и предотвратить негативные последствия.

Заключение

Семья – это тот фундамент, на котором строится законопослушное общество. Сильная, здоровая, любящая семья является наиболее эффективным средством восстановления правонарушений. Инвестиции в институт семьи, в повышение ее воспитательного потенциала, в поддержку родителей – это инвестиции в будущее, в безопасное и способствующее развитию семьи каждого ребенка и общества в целом. Педагогическая наука и практика должны продолжать изучать и развивать методы семейной профилактики, делать их доступными и эффективными для всех, кто в них нуждается. 

Комментарии
Комментариев пока нет.