Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
«Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».
Социально-экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения:
Правовой нигилизм среди подростков
Отсутствие занятости во внеурочное время
Слабый контроль со стороны родителей
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье.
Асоциальное поведение родителей.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
Гиперопека.
Авторитарный стиль взаимоотношений в семье.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
Родительская любовь порой бывает слепа, родители во всем доверяют детям, принимают слова тетей на веру и защищают, порой, не оценив ситуацию. И ребенок часто уверенно манипулирует родителями. Как же следует выстраивать отношения родителям с детьми, чтобы не допустить перекосов в воспитании и помочь ребенку не перейти границу закона.
Не исправляйте за ребенка его ошибки
Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности, ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.
Меньше говорите, а больше делайте
Когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.
Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком
Чаще взаимодействуйте с ребенком, научитесь выслушивать его переживания, не критикуйте, а но ищите вместе выход из ситуации.
Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно
Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно.
Не пускайте процесс на самотек
Поддерживайте самостоятельные шаги ребенка к исправлению спользуйте любые возможности для моральной поддержки.
Восстановите доверие к ребенку
Никогда не напоминайте ребенку о его промахах, мотивируйте его на позитивные поступки.
Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему
Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с ребенком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы. Хвалите даже за маленькие достижения.
От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то.
2