12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Лещенко18


Роль словарей в жизни современного человека

Автор: Лещенко Людмила Викторовна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа № 2 п. Усть-Камчатск»,

учитель русского языка и литературы

2.1. Тема: роль словарей в жизни современного человека.

Актуальность темы, обоснование ее выбора.

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Словари заслуженно называю спутниками цивилизации. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя - помочь ему в этом.

Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся. Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми.

2.2. Целевая аудитория урока/внеурочного мероприятия: 7 класс, возраст обучающихся – 13-14 лет,

2.3. Роль и место урока/внеурочного мероприятия в системе работы педагога. Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5-7 классах – это очень актуальная и злободневная проблема в методике преподавания русского языка. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, анализу приёмов работы с ними, я пришла к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, правильной, культурной. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение систематически пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и правильной связной речи. Убеждена, что работа со словарями на уроках русского языка обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.

2.4. Цели урока:

образовательные: формировать у школьников потребности в обращении к словарям и навыкам работы с ними;

формировать у учащихся потребность в самостоятельной работе со словарями как средством систематизации всех представлений о мире, мотивации развития мышления, пробуждения вкуса и творческой способности к языку;

стремиться расширить объем сведений о словарях, рассказать о типах словарей, о современном состоянии лексикографии, об истории возникновения и развития словарного дела в России, о людях, чьи заслуги в словарном деле являются выдающимися.

Развивающие: развивать умение извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач;

формировать у школьников умения и знания по использованию словарей разных типов в образовательном процессе;

способствовать распространению знаний об истории слова, учить определять значение и устанавливать последовательность развития и изменения лексического значения.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному языку, уважительное к нему отношение, стремление к речевому самосовершенствованию.

2.5. Планируемые результаты:

Личностные: школьники осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, испытывают гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Предметные: понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности; владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем.

Метапредметные:

познавательные  – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях.

2.6. Тип урока: урок открытия нового знания.

2.7. Основные методы и технологии

технология развивающегося обучения;

коммуникативная технология;

ИКТ-технология;

проектная технология

2.8. Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор; презентация Power Point; разные виды словарей.

3. ХОД УРОКА:

Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности класса, создание атмосферы доброжелательности, установка на успех.

Учитель: Добрый день! Сегодня у нас урок, начать который хочу с притчи. Я обращаю Ваше внимание на экран. После просмотра вы должны будете ответить на вопросы (ссылка на притчу «Все в твоих руках» https://v4k.life/video/8qFWSyFGfZc).

Учитель: как вы понимаете ответ Мастера (есть 2 варианта: сжать ладонь и убить или подарить жизнь).

Учитель: так оно и есть, наша жизнь в наших руках. Ведь в жизни много возможностей и результат деятельности всегда в руках человека. Каждый – хозяин своей жизни. Вспомните пословицы? Каждый - кузнец своего счастья. Что посеешь, то и пожнешь).

Мотивация учебной деятельности.

Образовательные задачи этапа: подготовка обучающихся к работе по определению темы и целей урока

1. Работа с текстом

Прочитайте стихотворение И.А.Бунина «Слово», подготовьтесь к выразительному чтению вслух (читает ученик)
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь. (слайд 1)

Учитель: определите тему стихотворения и его основную мысль (Поэтическая миниатюра звучит как завещание. Слово – это дар. Бунин отмечает, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры, он отмечает, что гробницы, мумии и кости молчат. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но не дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой: «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако, поэт чувствует, что настают смутные времена, для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» - русскую речь).

III. Определение темы урока.

Прием «Кластер»

Учитель: давайте попробуем определить тему урока…Выделите в стихотворении ключевые слова..

«Слово, его бессмертие… Письмена». Речь

-Где хранится этот бессмертный дар? Что является сокровищницей слова? (Словарь)

Учитель: а теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.

«Как сокровищница слова, Словарь… всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком» (В. В. Виноградов).

Работа с эпиграфом.

- Согласны ли вы с высказыванием В.В.Виноградова? Аргументируйте свой ответ.

-Сегодня на уроке мы поговорим о словарях, их видах, об их практической значимости в жизни человека.

Корректируется тема урока. Роль словаря в жизни современного человека

Целеполагание.

Учитель: каких целей мы должны достигнуть? (расширить объем сведений о словарях, рассказать о типах словарей, о развитии словарного дела в России, о людях, чьи заслуги в этом деле являются выдающимися, уметь извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач, воспитывать в себе чувство любви к родному языку, уважительное к нему отношение, стремление к речевому самосовершенствованию)

IV. Актуализация знаний.

Образовательные задачи этапа: актуализация знаний, мотивация учебной деятельности, побуждение к получению новой информации.

-Какие словари являются «спутниками всякого образованного человека»? (слайд 3)

-Назовите имена людей, чьи заслуги в словарном деле являются выдающимися (слайд 4)

-Как вы думаете, в высказывании В.В. Виноградова речь идёт о каком-то конкретном словаре?

«Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком» (В. В. Виноградов) (слайд 5-6)

V. Усвоение и применение новых знаний и способов действий.

Образовательные задачи этапа: восприятие, осмысление и закрепление сведений о словарях, об их типах, об истории возникновения и развития словарного дела в России, о людях, чьи заслуги в словарном деле являются выдающимися; обобщение и систематизация полученных знаний; практические умения работы со словарями.

1. Сообщение заранее подготовленного ученика о В.И. ДАЛЕ/ интересные факты биографии (слайд 7-8).

-Можно ли создание Словаря Даля можно считать подвигом? Что такое подвиг? Какой словарь поможет ответить на вопрос? (ответы обучающихся).

Словарь С.И Ожегова говорит: «Подвиг - это героический, самоотверженный поступок». Как слово подвиг связано с именем Даля? «Это был замечательный человек. За что ни брался Даль, все ему удавалось...» - говорил друг Даля и известный хирург Н. И. Пирогов. «Чудесный доктор» Куприна читали рассказ? Советую прочитать. Тяжелый, бесконечный труд – 40 лет В.И. Даль готовился к подвигу (слайд 9)

Слово учителя. Проблемная ситуация.

Алексей Евгеньевич Смирнов в своей книге «Дар Владимира Даля» пишет:

«Слову дар применительно к Далю я придаю два значения. Дар Владимира Даля – это отпущенная ему от природы любовь к слову, к живым речениям, к народному быту; умение слушать и слышать крестьянскую, купеческую, чиновничью речь; склонность к собиранию слов и пословиц, песен и лубков, то есть дар как талант. И дар Владимира Даля – это Словарь, завещанный им потомкам, в том числе и нам с тобой: дар как подарок» (слайд 10)

- Что вы знаете о слове дар?

- К каким словарям вы бы обратились за помощью?

Проведем практическую работу

Этимологический словарь Шанского Н. М. (слайд 11)

Дар. Общеслав. Суф. производное (суф. -р-) от дати.

Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь (слайд 12)

ДАР, ДАРИТЬ

дари'ть

дари'ть-ся

да'р-ива-ть

дар-е'ниj-е [дарение]

дар

дар-ови'т(ый)

да'р-ственн(ый)

без-да'р-н(ый)

небез-да'р-н-ый

дари'-тельн-ый

дар-ен-ый

о-дари'ть

от-дари'ть

отдари'ть-ся

пере-дари'ть

пода'р-ок

дарова'ть

дарова'ть-ся

дарова'-ниj-е [дарование]

даро'ва-нн-ый, прич.-прил.

Словарь синонимов (слайд 13)

Дар - 1.Синонимы: подарокподношение (приподн.), презент (ирон.)

2.Синонимы: вкладпожертвованиеблагодеяниедаяние (кн., приподн.)

3.Синонимы: дарование (кн.), талантодаренность

Какие фразеологизмы вы вспомните со словом ДАР,

Фразеологический словарь русского литературного языка. Фёдорова А. И. (слайд 14)

Божий дар

Устар. Экспрес. 1. То, что даёт человеку природа.  2. Кто-либо самый дорогой, любимый. 3. Что-либо самое ценное, необходимое.

Владеть даром слова

Устар. Обладать способностью выразительно, красноречиво говорить, писать. 

Толковый словарь С.Ожегова.

Дар – 1.способность талант. Литературный д. Лишиться дара речи (потерять способность говорить).2.-подарок, приношение, пожертвование. Принести что-н. в д. кому-н. Получить в д. Дары моря, леса, приборы (перен. : о том, что дает человеку в пищу море, лес, природа). (слайд 15)

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

ДАРИТЬ, даривать что кому, или кого чем; отдавать навсегда безмездно, отдать даром, приносить в дар, дать подарок. Дарование, способность данная Богом, более употреб. в высшем знач. Дар пророчества. Святые дары. Даровать, дарствовать что кому, дарить, жаловать, награждать, милостиво наделять. Даровать жизнь, возродить, преобразовать духовно (слайд 16).

Учитель: к сожалению, мало кто из нас имеет дома такой замечательный словарь. Что же делать, если вдруг вам встретится слово, значение которого вам неизвестно, а словаря нет под рукой. Можно обратиться к электронной версии Толкового словаря В.И.Даля. Обладает этот словарь ценным качеством. Некоторые необычные, редкие слова, вышедшие из употребления, можно найти только в Толковом словаре живого великорусского языка (слайд 17).

В адресную строку введите адрес http://v-dal.ru/.

Словарная статья включает:

1) грамматические характеристики,

2) дает синонимы,

3) указывает лексическое значение,

4) включает однокоренные производные слова, диалектизмы, местность

5) иллюстративным материалом являются пословицы и поговорки.

- Знает ли кто-нибудь из вас, какой принцип расположения материала использовал В.И.Даль?

В словаре В.И. Даля принят алфавитно-гнездовой принцип расположения материала. (Такой способ расположения, при котором в одной словарной статье объединяются близкородственные слова).

Учитель: как вы считаете: нужны ли людям словари в современной жизни?

Ответить на этот вопрос вам поможет фрагмент беседы Константина Деревянко, директора программы «Словари 21 века», с Еленой Фоминой, ведущей программы «Русский язык» на радио «Говорит Москва» (слайд 18)

Прослушайте внимательно и запишите в тетрадь.

Почему современному человеку необходимы словари?

1. В словарях концентрируется национальная система понятий, терминов, смыслов и норм, направленная на развитие культурной и языковой картины мира человека.

2. Словари необходимы для исторического самопознания , включая осмысление современной истории и культуры.

3. Словари открывают простор творческому словообразованию, расширению возможностей языка, являются источником верного понимания и интерпретации смыслов текстов художественных произведений и учебников, стихов и научных монографий.

4. Словарь завершает собой и одновременно предвосхищает множество книг, подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.

5. Разнообразные словари: алфавитные и идеографические, цитат и синонимов, терминов и метафор, фразеологизмов и неологизмов, абстрактных понятий и повседневных реалий, профессиональные и жаргонные образуют систему координат всех мыслительных процессов человека. Без словарей человечеству невозможно выжить, как нельзя ему выжить без слов.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Заключительное слово учителя. Общий вывод делает учитель.

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В.И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного Словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом как с живым человеком...

Ежегодно 22 ноября мы отмечаем день рождения Владимира Даля, и в этот день празднуем День словаря (слайд 19).

А для чего всё это? Словари, знания, русский язык? По моему мнению, лучше всех об этом сказал великий русский лексикограф и писатель В.И.Даль (1801–1872) - создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Поэтому сегодняшний урок я хочу закончить его словами: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи»

VII.Рефлексия

(слайд 20)

VIII. Домашнее задание: придумать и сделать буклет или брошюру/ памятку о пользе словарей в современном мире (слайд 21).


4. Заключение (выводы, позволяющие оценить успешность и результативность представленной работы; рекомендации по применению в практике других педагогов).

Итак, коммуникативная компетенция личности в современном обществе является одной из ведущих. Она предполагает высокий уровень культуры общения. Однако умение подбирать нужные слова, правильно их произносить, строить связные высказывания не приходит само собой. Неоценимую помощь в этом окажет умение работать со словарями. Вспомним справедливое изречение: «Не тот образованный человек, кто всё знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Именно в словарях, возможно найти ответы на очень многие интересующие школьников и вызывающие у них затруднения вопросы. Необходимо помнить об экологии речи, заботиться о здоровье языковой среды во имя сохранения культуры всего нашего народа. Хранителями литературной нормы русского языка являются словари разных типов. Умение ими пользоваться, привычка к ним обращаться – показатель высокого уровня коммуникативной культуры учащихся.

Хотелось бы предложить некоторые практические советы, дать рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка начинающим учителям:

Провести систему уроков и внеклассных мероприятий на темы «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»; «Страна Словария» и др.

Включать работу со словарями в каждый урок;

Предлагать учащимся разнообразные, иногда опережающие задания для работы со словарями (составить словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову, объяснить значение фразеологизма, поставить ударение и др.);

Систематически объяснять значение новых и непонятных слов, употреблённых в тексте;

Составить один из несуществующих в языке словарей;

Написать аннотацию на любой словарь (по выбору);

Уметь характеризовать построение словарной статьи;

Найти слово в словаре объяснить, почему оно интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна, каков его морфемный состав, сделать словообразовательный анализ, вспомнить, какие фразеологизмы с ним существуют и др.;

Составить кроссворд по темам «Лексика», «Фразеология» и т. д.


5. Список использованной литературы:

Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М.: Русские словари [и др.], 2008. - 667 c.

Бирих, Александр Карлович. Словарь фразеологических синонимов русского языка: свыше 8 000 рус. фразеологизмов, 950 синоним. рядов, толкование значений, алф. указатель фразеологизмов / А. К. Бирих, В. Н. Мокиенко, Л. И. Степанова. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. - 445 c.

Большой орфографический словарь русского языка: более 106 000 слов / [под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2007. - 1150 c.

 Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.-сост.: И. С. Брилёва и др.]; отв. ред. В. Н. Телия. - 4-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС, печ. 2009. - 782 c.

10. Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А.Н. Булыко. - М.: Мартин, 2006. - 703 c.

Горбачевич, Кирилл Сергеевич. Современный орфоэпический словарь русского языка : все трудности произношения и ударения: около 12 000 заголовочных единиц / К. С. Горбачевич. - М.: АСТ [и др.], 2009. - 477 c.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.


Интернет-ресурсы:

- ссылка на притчу «Все в твоих руках» https://v4k.life/video/8qFWSyFGfZc

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.