Методические рекомендации «Роль учителя-дефектолога в подготовке кохлеарно имплантированных обучающихся к устному собеседованию по русскому языку»
Старикова Наталья Васильевна
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.
Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1».
г. Нижневартовск.
«Роль учителя-дефектолога в подготовке
кохлеарно имплантированных обучающихся
к устному собеседованию по русскому языку»
Возможность осуществлять речевую коммуникацию со слышащими окружающими, быть социализированным в обществе – результат, полученный в ходе представленного опыта.
Кохлеарная имплантация на сегодняшний день является самым эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. Мои ученики имплантированы еще в дошкольном возрасте. В сравнении со среднестатистическим слышащим развитие глухого имплантированного происходит с некоторым опозданием.
С декабря 2018 года с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится устное собеседование по русскому языку, как допуск обучающихся к ГИА. В контексте собеседования обучающимся предлагается выполнить 4 задания, которые представлены на слайде. Их можно разделить на 2 части. 1 часть включает задание 1 и 2. Умение выразительно читать текст вслух и пересказывать его с включением высказывания. 2 часть не связана с заданиями 1 и 2. Выявляется умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге. Для детей с ОВЗ такие задания являются повышенным уровнем сложности, так как речевой материал не адаптируются.
Из опыта работы мы знаем, что наибольшие трудности для кохлеарноимплантированных обучающихся представляют умения связно, последовательно и выразительно пересказывать тексты, составлять рассказы описательного, повествовательного и творческого характера. Эти трудности связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что сбивают детали произведения. Поэтому на индивидуальных занятиях учителем-дефектологом ведется целенаправленная и систематическая работа по подготовке КИ старшеклассников к устному собеседованию по русскому языку. Коррекционная работа строится на материале устного собеседования по русскому языку в преемственности с учителями-предметниками.
Особую трудность вызывает у КИ обучающихся чтение и пересказ текста объемом 170-180 слов. На коррекционных занятиях при чтении научно – публицистического текста ведется работа над интонацией, темпом речи, умением соблюдать правила орфоэпии, знаки синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции. Данная задача не простая и требует тренировки навыков чтения.
При пересказе прочитанного текста учим КИ обучающихся составлять простой план и логично включать высказывание. Работая над текстом, обращаем внимание на незнакомые фамилии, географические названия, формы числительных, предлагаем лексико-грамматические задания. Сложная терминология, малознакомые слова и выражения в тексте выделяется с пояснением значения,
Например, тема «Байкал» (1 абзац).
Байкал – уникальное (единственное, неповторимое) явление на нашей планете. Этому озеру нет равных (лучшее) в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам (качество)пресной воды. Байкал славится (известен) неповторимой, удивительной красотой природы, и называют его по-разному: «священное море», «жемчужина Сибири», «славный, седой, грозный Байкал». Все названия пропитаны (говорят о) неподдельным (искренним) уважением, восхищением и трепетом (приятные чувства) перед этой могучей силой.
Затем предлагается написание мини-диктанта с использованием словарных слов.
Если позволяет содержание текста, применяются приемы мнемотехники и моделирования.
Суть методики в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается изображение. Из них выстраивается модель пересказа. Глядя на схемы КИ обучающийся легко воспроизводит текстовую информацию.
Например, текст «Торнадо» они могут пересказать так.
1 Торнадо как и ураган – это быстро вращающаяся масса воздуха, но торнадо образуется над землёй, а не над водой и имеет меньший диаметр. 2 Торнадо напоминает воронку, сужающуюся книзу. 3. Высота торнадо может достигать двух метров. 4. Иногда торнадо сравнивают с огромным воздушным змеем из-за резких движений в нижней части. 5. Скорость торнадо может достигать 15-90 километров в час. 6. Торнадо совершает движения то вверх, то вниз, сметая все на своем пути. 7. Приближение смерча можно услышать по треску ломающихся деревьев и других предметов. 8. Длится это явление не более 2 часов, его путь не более 80 километров, но разрушения катастрофические.
Ребятам нравится этот творческий процесс. Этот метод основан на наглядно-образном мышлении, который является доминирующим у детей с ОВЗ и носит непринужденный характер запоминания.
Следовательно, при пересказе текста кохлеарноимплантированным обучающимся необходимо раскрыть все микро темы текста (3-4 абзаца) с опорой на простой план, словарь диктанта или схемы пересказа. Самой сложной задачей является логическое включение высказывания. На начальном этапе ведется обучение основным правилам устного цитирования и отсылке к мнению автора (Н: По словам…, Автор считает…Позиция автора такова…Как известно..).
Следующий вид работы – монологическое высказывание. Оно состоит из:
-монолога – описания по предложенной фотографии;
-монолога-рассказа на основе жизненного опыта;
-монолога-рассуждения на поставленный вопрос.
Ученикам предлагается мини-план (перечень вопросов) на которые необходимо отвечать предельно ясно, логично без фактических ошибок, следуя нормам устной речи.
Перед ними ставится задача:
-говорить правильно, без грамматических, речевых, орфоэпических ошибок,
-стараться отразить «богатство» и точность словаря, «разнообразие синтаксических конструкций».
Как оказалось, такой вид работы им очень нравится. Ученики готовят монолог на индивидуальных занятиях, а рассказывают друг другу на групповых занятиях. Они многое узнают о товарищах, восхищаются и даже хвалятся друг перед другом.
В соответствии с темой монолога кохлеарно имплантированным старшеклассникам предлагается ответить на поставленные вопросы. Оценивается умение справляться с коммуникативной задачей. Этот вид тоже очень любим учениками, особенно на групповых занятиях. Очень часто мы записываем фрагменты занятия, потом просматривая, выявляем ошибки в произношении, лексико-грамматических конструкциях. Для выработки самоконтроля коммуникации на групповых занятиях одному ученику предлагаем в качестве эксперта дать оценку речи одноклассников. И такие приемы дают свои результаты. Поначалу обучающиеся очень стеснялись, даже отказывались говорить в присутствии товарищей, а сейчас чувствуют себя уверенно и раскованно.
На основе вышеуказанных методов и приёмов обучения можно сделать вывод, что работа учителя-дефектолога с кохлеарно имплантированными старшеклассниками дает положительную динамику речевой коммуникации в целом и её структурных составляющих. В результате коррекционной работы кохлеарно имплантированные обучающиеся старших классов способны комфортно, раскрепощенно чувствовать себя на устном собеседовании по русскому языку, успешно сдать зачет и получить допуск к ГИА.
Литература
Зуборян С.А. Подготовка учащихся с ОВЗ к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы. М., Владос, 2014
Розова Ю.Е. , Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память: использование приёмов мнемотехники в работе логопеда». М., 2013
Целоусова Е.В. Мнемотехника – один из вспомогательных приёмов обучения русскому языку, поддерживающего интерес к предмету. –http//festival. 1 september.ru