12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николаева Анжелика Владимировна15

Памятка для учащихся 9 классов

«Как подготовиться к устному собеседованию по русскому языку».

Дорогой выпускник!

Итоговое собеседование по русскому языку проводится в форме зачёта, состоящего из 4 заданий.


Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста научно-публицистического стиля.

Задание 1– выразительное чтение текста. Время на подготовку – 2 минуты, на чтение вслух – 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием (цитатой). Время на подготовку–1 минута.

Задания 3 и 4 тематически связаны между собой и не имеют отношения к заданиям 1 и 2.

В задании 3предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов монолога: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания.

Время на подготовку – 1 минута. Продолжительность Вашего высказывания – не более 3 минут.

Задание 4-диалог (ответ на вопросы экзаменатора) по теме предыдущего задания. Общее время итогового собеседования (включая время на подготовку) – 15 минут.

На протяжении всего времени ответа ведётся аудио - и видеозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Максимальное количество баллов – 19.

Зачёт выставляется в случае, если за выполнение работы Вы набрали 10 или более баллов.

При выполнении заданий помните:

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.

     Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи.

Признаки выразительного чтения:

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

    Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

     Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать «словесное действие».

     Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Максимальный балл – 2.

Можете записать основные моменты текста, ответив на следующие вопросы (это вам поможет при пересказе текста, т.к. записями можно пользоваться при пересказе – задание 2):

Ф.И. О. того, о ком текст.

Кто он?

Чем он знаменит? ИЛИ Что он сделал? – 1 абзац

Перечислите его основные достижения или дела (от 2 до 4-х) ИЛИ перечислить основные события его жизни (от 2 до 4-х) – 2 абзац

Каковы были следствия его достижений (трудов)? – 3 абзац

Каково значение его открытий для мировой науки (указать какой)? – 4 абзац


 

Задание 2 - пересказ с включением цитаты

При пересказе необходимо сохранить микротемы текста (их 4, т.к. 4 абзаца), соблюдать фактическую точность, уместность и логичность включения указанной цитаты в пересказ. Поэтому внимательно прочитайте цитату, постарайтесь понять, как и в какой части пересказа эти слова могут быть использованы вами. При цитировании можно использовать прямую или косвенную речь. Использовать для введения цитаты логический переход (Н-р, после 1 абзаца возможен такой вариант применения цитирования: Тот-то сказал: «ЦИТАТА» - справедливость этих слов подтверждают факты из жизни учёного – продолжаем пересказ).

Пользоваться исходным текстом нельзя, его необходимо будет сдать экзаменатору. Записи не учитываются при оценивании работы, но их можно использовать при пересказе.

Максимальный балл – 4.

Задание 3 – монолог

Это задание проверяет Ваше умение строить монологическое высказывание по теме. Важно раскрыть тему в соответствии с выбранными условиями речевой ситуации, соблюдая требования логичности речи. Вам необходимо составить связный текст не менее, чем из 10 фраз (предложений). Максимальный балл–3.

1 тема – Опишите фотографию. Основной идеей вашего монолога по фотографии может стать настроение, переданное фотографом с помощью данной фотографии. Для этого запомните следующий алгоритм:

-Назвать событие, изображенное на снимке.

-Предположите, где, когда и почему произошло запечатлённое событие?

-Опишите, что изображено на переднем плане снимка

-Опишите, что показано в центре фотографии

-Опишите то, что запечатлено на заднем плане фото?

-Опишите наиболее яркие детали снимка. Что особенно привлекло ваше внимание и почему?

-Как это передаёт замысел фотографа?

-Почему он этот момент запечатлел?

-Каким общим настроением, какими чувствами пронизана эта фотография?

-Случалось ли вам такое почувствовать?

Задание 4 – диалог.

Оценивает вашу способность понимать поставленные экзаменатором вопросы по теме задания 3 и давать на них точные развернутые ответы, соответствующие речевой ситуации.

Постарайтесь ответить на все три вопроса, избегайте односложных ответов. В соответствии с речевой ситуацией Вы можете высказать свое мнение по теме, привести пример из жизни или литературы, обратиться к истории вопроса, включить в ответ элементы описания рассматриваемого лица/ предмета/ события и др.

Максимальный балл – 2.

5. Старайтесь говорить грамотно, используйте разнообразную лексику и синтаксические конструкции, не искажайте слова. За богатство речи, отсутствие грамматических, орфоэпических и речевых ошибок в заданиях 1 и 2 суммарно можно получить до 4 баллов, как и в заданиях 3 и 4 (суммарно до 4 баллов). В целом грамотная речь на собеседовании может принести Вам 8 баллов.

Во время подготовки к собеседованию обязательно выполните несколько полных вариантов заданий по опубликованным КИМам, чтобы привыкнуть к расположению заданий, формулировкам вопросов, инструкциям и требованиям времени.


Желаем успеха!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.