Дидактический материал для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку выпускников основной школы

10
1
Материал опубликован 22 February 2018

Дидактический материал для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку выпускников основной школы

Пояснительная записка

Модель итогового собеседования по русскому языку включает наряду с другими заданиями монологическое высказывание по одной из выбранных тем. Необходимость во введении устного собеседования вообще и подобного упражнения в частности появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью подготовки учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку.

Данные упражнения являются дидактическим материалом, который поможет учителю организовать подготовку к выполнению данного задания на уроках русского языка в 7, 8 и 9 классах. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку к выполнению задания предусмотрено всего одна минута. (Примечание: в ходе апробации данного материала автор упражнений отводил учащимся 5 минут на подготовку в седьмом классе и 3 минуты -в восьмом)

Таким образом, цель данных упражнений состоит в эффективной подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку (задание 3 описание фотографии).

Задачи, решаемые при организации работы с данным дидактическим материалом:

1) формировать умение встраивать монолог на заданную тему в соответствии с определенным типом речи и в зависимости от целей высказывания;

2) развивать умение определять предмет описания, выявлять особенности его характеристики;

3) формировать речеведческие и коммуникативные компетенции.

Целевая аудитория: материал предназначен для учащихся 7-9 классов

Дидактический материал может быть предложен учащимся в виде распечатанных карточек (как и на экзамене) или может выводиться на экран мультивидеопроектора.

Система оценивания:

"5" ставится, если высказывание содержит не менее 10 фраз, композиционно стройно и логично, допущено не более одной грамматической и речевой ошибки, логических и фактических ошибок нет.

"4" ставится, если высказывание содержит не менее 8 фраз, композиционно стройно и логично, допущены не более двух грамматических, двух речевых, одной логической и одной фактической ошибки.

 Другие оценки за данную работу автор материала рекомендует не ставить, следует добиваться того, чтобы ребята формировали речеведческие навыки и демонстрировали их не менее чем на "4".

Материал проходит апробацию среди учащихся 7 и 8 класса МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска на уроках русского языка и во внеурочной индивидуальной работе.


 

Использованная литература

1. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажер. Итоговое собеседование для учеников основной школы.-М.: Издательство «Экзамен», 2018.-79 с.

2. Флоренская Е.А. Русский язык. Правописание. Культура речи. Рабочая тетрадь. 9 класс.-М. Издательство «Вентана Граф», 2017.-160 с.


 


Тема 1. На уроке биологии.

1. Опиши фотографию.

Обрати вниимание на то,

где происходят запечатленные события (обстановка, место и время);

в какой момент урока запечатлены ученицы;

какую работу они готовы представить учителю и одноклассникам;

какова роль биологии в формировании мировоззрения школьников;

почему важно изучать биологию.

Опиши героев фото (их настроение, выражение лиц, одежда).

Какой из уроков биологии тебе запомнился больше всего и почему?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.


 

Тема 2. Зимние забавы.

1. Опиши фотографию.

Подумай, какой может быть композиция твоего рассказа- описания. С чего лучше начать, каким будет содержание основной части, как лучше завершить рассказ-описание. Используй вопросы для выполнения работы.

Кто изображен на фото?

Как ты думаешь, чем занимаются ребята?

Как выглядят запечатленные на фото ребята? Сколько им лет? Как они одеты? Что выражают их лица? Как ты думаешь, что привлекает внимание ребят? Какие чувства они испытавают в данный момент?

Какие зимние забавы известны тебе?

Какова роль зимних забав в твоем физическом и нравственном развитии?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 


 

Тема 3. Мир твоих увлечений.

1. Опиши фотографию.

Какими бывают увлечения твоих ровесников?

Почему каждому человеку необходимо иметь увлечение? Что дает человеку его увлечение?

Где и когда происходят запечатленные на фото события? Опишите обстановку. Чем заняты герои?

Можно ли при помощи танца выразить счастье и печаль, радость и грусть, любовь и ненависть, как уверяют многие известные танцоры? Какие чувства выражают запечатленные на фото герои?

Что дает занятие танцами человеку? Любишь ли ты танцевать? Какие танцы предпочитаешь и почему?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 


 


 

Тема 4. Праздники.

1. Опиши фотографию.

Используй вопросы-подсказки.

Говорят, что Масленица-один из самых веселых и долгожданных праздников? Согласен ли ты с этим утверждением?

Какие традиции и забавы, связанные с празднованием Масленицы тебе известны? Какая из традиций изображена на фото?

Где и когда происходят запечатленные на фото события? Опишите обстановку. Чем заняты герои? Как они одеты? Каково их настроение? Какие чувства выражают их лица?

Почему современные люди не должны зыбывать праздники, дошедшие до нас из глубокой древности?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 

Тема 5. Посади дерево.

1. Опиши фотографию.

Используй вопросы-подсказки

Японцы говорят, что «деревья сажают предки, а их тенью пользуются потомки». В чем мудрость этого утверждения?

Почему каждый из нас должен посадить дерево?

Где и когда происходят запечатленные на фото события? Опишите обстановку. Чем заняты герои? Как они одеты? Каково их настроение? Какие чувства выражают их лица?

В чем польза деятельности героев для каждого их них и для всего общества в целом?

Где растут деревья, посаженные тобой и твоими сверстниками? Какие чувства ты испытываешь, когда видишь дерево, посаженное тобой?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 


 

Тема 6. Популярные головоломки.

1. Опиши фотографию.

Используй вопросы-подсказки

Какие головоломки тебе известны? Для чего они нужны?

Какую головоломку решают герои, запечатленные на фото?

Где и когда происходят запечатленные на фото события? Опишите обстановку. Чем заняты герои? Как они одеты? Каково их настроение? Какие чувства выражают их лица?

В чем польза головоломок для тебя и твоих ровесников?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 


 


 


 

Тема 7. На экскурсии.

1. Опиши фотографию.

Подумай, какой может быть композиция твоего рассказа -описания. С чего лучше начать, каким будет содержание основной части, как лучше завершить рассказ-описание. Используй вопросы для выполнения работы.

Кто изображен на фото?

Как ты думаешь, чем заняты ребята? Ответ аргументируй.

Как выглядят запечатленные на фото ребята? Сколько им лет? Как они одеты? Что выражают их лица?

В чем польза экскурсионного отдыха? На какой экскурсии ты был последний раз? Какую экскурсию планируешь в ближайшем будущем?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 


 


 

Тема 8. Историческая реконструкция.

1. Опиши фотографию.

Используй вопросы-подсказки.

Что такое историческая реконструкция?

Как ты думаешь, какая именно эпоха реконструируется на запечатленном фото? Ответ аргументируй. Что тебе известно об этом времени?

Кто изображен на фото? Что делают участники реконструкции? Как они выглядят?

Почему историческая реконструкция очень популярна сегодня среди молодых людей?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 


 


 

Тема 9. Интеллектуальные игры.

1. Опиши фотографию.

Что такое интеллектуальные командные игры? Какие из них тебе известны?

Как ты думаешь, в какой игре принимают участие герои фото? Ответ аргументируй.

Кто и в какой момент изображен на фото? Что делают участники игры? Как они выглядят? Какие чувства выражают их лица?

Почему интеллектуальные игры очень популярны сегодня среди молодых людей?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 


 


 


 

Тема 10. Компьютер и школьник.

1. Опиши фотографию.

Кто и в какой момент изображен на фото? Где происходят запечатленные события? Чем заняты герои? Как они одеты? Какое у них настроение? Опиши их лица.

Попробуй предположить, что именно смотрят ребята на мониторе?

Помогает ли компьютер современным школьникам учиться? В чем польза компьютера для тебя лично? А в чем вред?

Время на подготовку: 1 минута. Важно составить не менее 10 фраз по теме высказывания. Время ответа: не более 3 минут.
 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вера Сергеевна, спасибо.

24 February 2018

Похожие публикации