Урок на тему «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении» (9 класс)
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
Цель: познакомиться с ролью указательных слов в СПП
Задачи: знать…………………………………………………………… ………………… уметь……………………………………………………………………………………
Разминка. Разобрать предложения, определить средство связи – С или СС
Издали веяло прохладой которая казалась ощутимой после жары. |
Куда ушла она никто не мог сказать. |
Я свернул на аллею чтобы сократить свой путь и остановился. |
Новый материал. ξ 21, тр.63-64
-Где находятся УС в СПП? …………………………………………………………………….
-Какие ч.р. выступают в роли УС?...................................................................................................
-Какие УС составляют пары с СС?.................................................................................................
-Выпишите указательные слова………………………………………………………… ……… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Закрепление
А) Каким членом предложения является выделенное слово? (предложения разобрать!)))
Я совсем не то, что вы думаете.
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
После этого фуражка приобретала тот боевой вид, который был гордостью гимназиста.
Б) В предложениях найти средства связи и УС (если есть)
Усатов улыбнулся так что мне сделалось стыдно.
Вместе с нами плавали в воде наши шапки так что с берега казалось что тонет целых десять человек.
Контроль знаний.
1. Найдите СПП.
А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.
Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее
не раз приходилось русичам отражать их набеги.
В. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.
2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.
А. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.
Б. Макар и не заметил, что стало светать.
В. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
3. В каких предложениях придаточные стоят в середине сложноподчинённых? (Знаки препинания
не проставлены.)
А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о
мерцающих звёздах.
4.Найти СПП, в которых есть УС.
А. Из чащобы всё время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли
успокоиться.
Б. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
В. Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками
Домашнее задание: разобрать предложения (грам.осн., границы – скобки, средство связи, УС, схема)
И такая тоска была в этих глазах, такое горе, такие крупные слёзы катились по мордочке, что невозможно было на него смотреть.