12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соколова Оксана Сергеевна454
2014 год - окончила Усманский педколледж по специальности Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования, обучаюсь в Липецком педагогическом университете по специальности Начальное образование
Россия, Воронежская обл., Краснолесный
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Ролевая игра для младших школьников. Свойства растений

Ролевая игра для учащихся начальной школы (3-4 классы). Растения

Ролевая игра для учащихся начальных классов «Встреча со знакомыми незнакомцами»

Цель: познакомить с незнакомыми свойствами знакомых растений, формировать интерес к окружающему миру, стремление беречь его и украшать; воспитывать экологическую культуру.

Подготовка: учащиеся предварительно делятся на творческие группы, каждая из которых готовит задание о выбранном растении. Рассказы должны быть о следующих растениях: тополь, береза пушистая, береза повислая, вяз, дуб, сирень, пастушья сумка. Ребята заранее распределяют роли, выступая от имени этих растений.

Требования к сообщениям учащихся:

- Чем заинтересовало вас растение, от имени которого вы хотели выступить?

- В каких условиях оно произрастает в природе, соответствует ли это условиям месторасположения растения на школьном участке? Если нет, то где лучше было бы посадить?

(Учащимся был предложен список литературы, необходимой для подготовки к выступлению. В течение двух недель ребята читали и писали рефераты, используя эту литературу.)

Оборудование: для каждого участника необходимо продумать и подготовить схемы, рисунки, начертить красочный план школьного участка, подготовить изображения растений, собрать ветки различных деревьев и кустарников.

Ход игры

Ученик 1. Да, задали нам сегодня задачу. Наши предложения, по улучшению школьного участка. Что же мы можем предложить? Давайте-ка, друзья, ваши идеи.

Ученик 2. А что, если перед школой, вот здесь (показывает место на участке), посадим бамбуковую рощу? Бамбук и растет быстро, и красив, и удочки можно из него делать.

Ученик 3. Да что бамбук! Эх, посадить бы ананасы и кокосовые пальмы! Представляете... Приходишь в школьную столовую, а там вместо обыкновенного молока подают кокосовое: никто бы не отказался, это точно.

Ученик 4. А вот здесь, за школой, я бы посадил мандарины и апельсины, осенью на переменке выбежал - а они висят на ветках, оранжевые, красивые, вкусные.

Ученик 1. Ребята, ну о чем вы говорите? Вы же уже 4-классники! Взрослые должны понимать, что эти растения не могут жить на нашем участке - здесь ведь субтропики. Давайте серьезнее, время идет, а мы ничего не придумали.

Ученик 2. А что ты предлагаешь? Березки выращивать, липы? Это же неинтересно.

Ученик 3. Мы эти растения каждый день видим.

Ученик 4. Они ведь известные. Я - за необычные растения.

Их спор прерывает стук в дверь: появляется Старый Тополь со свитой - деревьями, кустарниками.

Тополь. Вы как хотите, братья-растения, а я не могу больше молчать. Слышите, что о нас говорят эти молодые люди? Ну- ка, всезнайки, что вы можете, например, рассказать обо мне?

Ученик 1. У нас все ребята вас знают. Вы - тополь, который растет возле нашей школы.

Ученик 2. Мы часто проходим мимо вас, играем под вашей кроной.

Тополь. И это все, что вы знаете обо мне? Маловато, маловато. Вы меня огорчили, да и моих верных подданных обидели. Вот и пришлось мне сдвинуть свои корни с места да поучить вас уму-разуму. Придется познакомить вас с теми растениями, которые вы видите каждый день, но мало что о них знаете.

Неожиданно входит Сапог, у него независимый вид - руки держит в карманах, он что-то насвистывает.

Сапог. Как вас много! Что это вы здесь собрались?

Ученик 1. А ты кто такой?

Сапог. Я — Сапог, гроза клумб, газонов и прочих зеленых насаждений.

Ученик 2. Ну, тогда тебе здесь делать нечего. Мы обсуждаем, как сделать наш участок лучше, где какие растения посадить. А от тебя одни беды.

Сапог. Озеленением, значит, решили заниматься? Ничего у вас не выйдет! Посадите цветочки, травку посеете - а я все вытопчу. Что это у вас? План участка...

Вот это мой условный знак. (Показывает силуэт сапога.) Сейчас я с его помощью покажу на плане листа, где на участке уже почти все вытоптано. Красиво. (Все дружно возражают.)

А мне нравится! Уж я постараюсь, чтобы весь участок стал таким!

Тополь. Нет, ребята, его нельзя прогнать - мы должны его перевоспитать. Пусть останется с нами и послушает, о чем мы будем говорить.

Сапог. Это мы еще посмотрим, кто кого перевоспитает!

Тополь. Продолжим. Ты, Сапог, появился в тот момент, когда я захотел рассказать ребятам о себе.

Когда я родился, был тоненьким, зеленым ростком, совсем непохожим на мощное, сильное дерево, каким вы видите меня сейчас. Когда я немного подрос и стал меньше сил тратить на борьбу за существование, появился у меня интерес ко всему, что происходило вокруг. Каждое мое годичное кольцо — это память природы.

Ученик 1. Вот здорово - все записано, как в книге, нужно только научиться ее читать.

Тополь. Верно!

Ученик 2. А что записано на ваших кольцах?

Тополь. Расскажу только о самых памятных датах. Я видел ... выпусков школы, как сюда пришли 6-летки, а теперь они стали полноправными учениками; как в школе появились разноуровневые классы, школьное кафе, клубы по интересам. Много интересного мы можем услышать не только от меня, но и от любого другого растения из моей свиты. Первое слово я хочу дать двум сестрам.

Из свиты Вяза выходят две Березы. Они представляются по очереди, делая низкий поклон.

Сапог. Да это же березы! Нашли чем удивить!

Березка 1. Береза пушистая.

Березка 2. А я — Береза повислая.

Береза Пушистая. Мы с сестрой очень похожи и внешне, и по характеру. Поэтому когда говорят о березе, то обычно рассматривают нас вместе.

Береза Повислая. Кстати, сестрица, давай спросим у ребят, знает ли кто-нибудь из них, что обозначает наше имя - «береза»?

Ребята удивленно пожимали плечами.

Береза Пушистая. Имя «береза» было дано нам еще в глубокой древности. Корень этого слова - общий для всех индоевропейских языков. Литовское «беркас», древнеиндианское «бхурийас», скандинавское «бьерк», немецкое «бирке» - все это варианты одного и того же слова, древнейшим корнем которого было индо-европейское «бхе» - «светлый», «сверкающий».

Ученик 1. Я слышал, что березу называют деревом четырех дел: первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать. «Мир освещать» - это понятно: раньше крестьянские избы в России освещались березовой лучинкой.

Береза Повислая. Ты верно объяснил наше первое дело. Что же тебе не понятно?

Ученик 1. Что означает второе дело - «Крик утишать»?

Береза Пушистая. Из бересты раньше получали деготь - черную маслянистую пахучую жидкость. Этим березовым дегтем смазывали колеса телег и карет, которые без смазки скрипели и пищали на все лады. Сейчас не ездят ни в каретах, ни на телегах. Вот и трудно вам разобраться, в чем заключается наше второе дело. Ну а третье и четвертое, что о них вы знаете?

Ученик 2. «Больных исцелять» - это объяснить несложно. Березовый сок и березовые почки - хорошее лекарственное средство.

Ученик 3. «Чистоту соблюдать» - и это просто: каждый год в лесах заготавливают множество березовых веников и метел.

Береза Повислая. Кстати, березовые веники и для бани хороши, наши листья обладают целебными свойствами.

Старый Вяз. Рассказ Берез будет неполным, если не сказать ничего о том, как они красивы, как украшают наши города.

Ученик 4. А где вы посоветовали бы посадить березы па нашем школьном участке?

Береза Пушистая. Мы, березы, очень неприхотливы: можем расти и на песках, и на болотистых почвах с избытком влаги. Но мы очень светолюбивы и совершенно не выносим затемнений. Вот с учетом этого и подберите нам место.

Место Берез занимает Дуб.

Старый Вяз. Разрешите познакомить вас с нашим добрым другом - Дубом.

Ученик 1. В нашем представлении дуб должен быть обязательно сильным, могучим, а о вас этого не сказать.

Дуб. Я еще молод, а век наш долог. Если березы живут чуть больше 100 лет, то мы, дубы, живем в 8-9 раз дольше, конечно, если условия хорошие. Вот и растем, не торопимся. Мы стойко переносим многие невзгоды, которые нередко выпадают на долю деревьев. Например, нападение вредителей, сильные бури, засухи. Древесина у нас, дубов, крепкая, тяжелая. Она необыкновенно прочная. Со дна рек иногда поднимают так называемый черный или мореный дуб, который пролежал под водой не одну сотню лет — его почерневшая древесина стала только красивее и прочнее. Словом, недаром с моим именем связывают представления о крепости и силе. Одного боюсь - сурового климата и сильных морозов.

Старый Вяз. Я знаю, что есть у тебя одна очень редкая особенность. Расскажи, пожалуйста, о ней ребятам.

Дуб. Ты имеешь в виду Ивановы побеги?

Старый Вяз. Совершенно верно.

Дуб. Хорошо, сейчас объясню, в чем гут дело. Я способен давать два поколения побегов за один сезон. Первое поколение образуется весной, когда из почек развиваются нормальные побеги, такие же, как и у других деревьев. Но проходит несколько недель, и весенний побег как бы «достраивается». Трогается в рост его верхушечная почка и дает начало новому побегу. Такие новые побеги появляются в середине лета. Они-то и получили название «Ивановых». И вот о чем хотелось бы еще сказать. В некоторых школах ребята собирают желуди и выращивают из них саженцы. Это очень хорошее, полезное дело. Только не забудьте защищать всходы и молодые деревца от зимних холодов, ведь мы, дубы, боимся морозов.

Сапог. Со взрослыми дубами мне, конечно, не справиться, а вот с маленькими, едва появившимся из желудя, - справляюсь без труда! Да, но ведь из желудя может вырасти дерево, которое может увидеть XXII век! Тут, пожалуй, задумаешься, прежде чем наступить на него!

Старый Вяз. Вот видишь, ты задумываешься над своими поступками. Это очень хорошо. Что ж, продолжим знакомство с растениями. До сих пор в нашем разговоре принимали участие только деревья, но ведь это несправедливо по отношению к кустарникам и травам. Верно? (Обращается к растениям из свиты.) Кого же представить следующим?

Выходит Сирень.

Сирень. А меня представлять не надо. Думаю, все ребята меня узнали. Как меня зовут?

Ученики. Сирень!

Сирень. Молодцы! А сейчас я хочу пригласить вас в сказочный сад. Этот сад необыкновенный - в нем растет только сирень. Думаете, все кусты похожи, словно близнецы. Ничего подобного! (Разворачивает лист ватмана, на котором нарисованы различные виды сирени.) Посмотрите! Белые, розовые, лиловые, голубые соцветия - сирень прекрасна! Этот чудесный сад называется сирингарием.

Старый Вяз. Да! Не забудь рассказать о том, что ты иностранка.

Сапог (в сторону). Вот это да! Она, оказывается, иностранка! А я вокруг нее на участке всю землю вытоптал. И это вместо гостеприимства и внимания! Да, некрасиво получается.

Сирень. Попутешествовала я немало, прежде чем попала в Россию. Первые кусты сирени были высажены в Италии в 1554 году, а туда они попали из Константинополя. В России я появилась значительно позже. Известный ботаник Андрей Тимофеевич Болотов, описывая в 1760 г. растения русской флоры, впервые упомянул «сиринщ» - сирень обыкновенная. Я не случайно подчеркнула - обыкновенная, потому что видов сирени много - около 30. Чуть больше 200 лет понадобилось мне, чтобы завоевать любовь жителей нашей страны и почувствовать себя здесь, как дома. Думаю, на вашем школьном участке вы посадите еще несколько кустов сирени различных сортов.

Ученик 1. Конечно, и выберем для этого самое лучшее место, вот здесь (показывает на плане), перед школой.

Пастушья сумка. А для меня вы не могли бы найти на участке место? Правда, я считаюсь сорным растением и встречаюсь повсюду: у дорог, изгородей, на огородах, в полях. Меня можно назвать золушкой флоры, ни на балу цветов, ни на празднике урожая меня не встретишь. Хотя знаком со мной каждый. Как истинный сорняк, я очень живуча, ни с каким растением спутать меня невозможно, настолько необычен весь мой облик, особенно в пору плодоношения. Плод мой - треугольный стручок с вмятинкой посередине - очень похож на старинные сумки пастушков.

Ученик 1. Все это очень интересно, но зачем нам приглашать тебя на участок, да еще выделять специальную делянку?

Пастушья сумка. Да ведь я - лекарственное растение: с древних времен я известна как прекрасное кровоостанавливающее средство.

Старый Тополь. А что, ребята, не начать ли вам выращивать на участке лекарственные травы? Дело это нужное, полезное. Подорожник, ноготки лекарственные, ромашку аптечную, череду трехраздельную.

Ученик 2. Вот уж никогда бы не подумал, что неприметная пастушья сумка, березы, дуб смогут рассказать о себе столько интересного!

Ученик 3. Мне даже начинает казаться, что это необычные, удивительные растения.

Сапог. Вы знаете, ребята, я никогда не раздумывал, наступая на растения, вытаптывая их, никогда не признавал дорожек. А сейчас - мне очень стыдно.

Старый Вяз. Рад, если мы, растения, заставили всех немного задуматься. Поверьте, жить не разрушая, а создавая гораздо интереснее. Конечно, нелегко выбрать растения для участка, правильно разместить их с учетом особенностей, требований к свету, почве, соседям, да еще так, чтобы они предстали во всей красе! Но поверьте мне, - вы не пожалеете! А мы, растения, с вами не прощаемся. Весной обязательно придем, посмотрим, что изменилось на вашем участке.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.