Сюжетно- ролевая игра для младших школьников «С чего начинается Родина…»

5
0
Материал опубликован 2 June 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шадринская средняя общеобразовательная школа

Сарапульский район, д.Шадрино,

ул.Школьная, д.4 тел. (34147) 77-123 e-mail:schadrino@mail.ru






















Методическая разработка

«С чего начинается Родина…»

«Сюжетно- ролевая игра для младших школьников»











Разработала:

Юшкова Татьяна Анатольевна

Заместитель директора по воспитательной работе













Шадрино





СОДЕРЖАНИЕ:



Введение

 Игровые потребности и интересы младшего школьника.

Особенности творческой игры детей 7 -9 лет и 10 - 11 лет.

О воспитательном значении и воспитательных возможностях игры.

Игры удмуртских и русских народов

Заключение

Список использованной литературы















































ВВЕДЕНИЕ

С чего начинается Родина

С картинки в твоем букваре

Со старых и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе....

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности." Сухомлинский В.А.

Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют источником радости, королевой детства, чудом света .И все определения правильны, так как игра для ребёнка - сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.

Лапта, пятнашки, шашки, прятки, казаки-разбойники, классики - можно ли представить себе детство без этих игр? Но есть ещё и другие игры - самые любимые и увлекательные. Это игры "в кого-нибудь" или " во что-нибудь": в лётчиков, пограничников, в пожарников, в библиотеку, в школу, в больницу. В педагогической литературе эти игры называют творческими, сюжетными, ролевыми, подражательными, вольными. Творческие игры наиболее полно удовлетворяют стремления и потребности детей 7 - 10 лет. Психологи установили, что 80% младших школьников самыми любимыми и интересными считают творческие игры. Они не подчинены готовым правилам, как, например, спортивные или интеллектуальные. В них всесильное магическое "понарошку". Ребёнок действует в воображаемой ситуации - на корабле или в гостях, в цирке или в библиотеке - естественно и непринуждённо творит игру, развивая её содержание: ведёт корабль сквозь шторм и ураганы, во время аврала до блеска драет палубу, торпедирует вражеский катер. Но всё это вовсе не означает, что творческая игра - свободная импровизация, не регламентируемая какими-либо правилами. Ребёнок всегда поступает в соответствии с правилами той роли, которую он выполняет в игре. Именно роль позволяет ему совершать героические смелые поступки. Благодаря игровой роли ребёнок увлечённо выполняет трудовые действия, которые в обычной неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей. Вот почему именно творческая игра, а не какая-либо другая игра признана в педагогике одним из методов воспитания. Выдающийся педагог А. С. Макаренко придавал исключительно важное значение воспитательному воздействию игры. Он рассматривал игру в разных аспектах и, прежде всего, в плане подготовки ребёнка к жизни, к труду. Ребёнок 7 - 10 лет особенно остро нуждается в увлекательной ближайшей перспективе "завтрашней радости", эмоциональном подъёме - это может дать творческая игра. Выражая переживания положительного эмоционального состояния, она вносит бодрый, радостный тон в коллективную жизнь детей, облегчает организацию общей деятельности и установление доброжелательных отношений между ними. Это создаёт важнейшую предпосылку успеха воспитательной работы с детьми, вот и скажем, что, с игры начинается Родина.

2. Игровые потребности и интересы младшего школьника.

Почему у ребёнка в определённом возрасте возникает потребность в творческой игре? Психологи полагают, что что эта потребность связана с тенденцией подрастающего ребёнка проявлять самостоятельную деятельность. Но к ней ребёнок пока ещё не подготовлен, он ещё мал. Противоречия между потребностью ребёнка действовать определённым образом, с одной стороны, и возможностью осуществить требуемые действием реальные операции - с другой, является источником возникновения творческой игры. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради каких-либо последствий игровой деятельности. Игра всегда приносит ребёнку радость, удовольствие - в противном случае он не стал бы играть. В процессе общения ребёнка со взрослыми и накоплением жизненного опыта, ему открывается не только мир предметов, но и мир человеческих отношений. А человеческие отношения невозможно воспроизвести в одиночку, ребёнок вступает в коллективные творческие игры.
       Обучение в школе интенсивно обогащает внутренний мир ребёнка. Рассказы учителя, чтение книг о смелых и мужественных людях вызывают у детей желание быть похожими на них. Невозможно приблизиться как-то к притягательному миру взрослых в обычной школьной обстановке компенсируя игрой. Кроме того, у младших школьников сохранилась ещё свойственная дошкольникам склонность к подражанию, которая часто становится мотивом игровой деятельности. Дети играют в то, что видят в окружающей жизни. Часто они копируют поведение родителей и соседей (в играх на бытовые сюжеты), подражают интонациям учителей (в игре в школу). Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развёртыванием роли.

        Какова же динамика развития игровых сюжетов в младшем школьном возрасте? Установлено, что развитие ролевой игры идёт от бытовых сюжетов к производственным и героико-романтическим.

        Все творческие игры младшего школьного возраста можно разделить на несколько групп:

1. Игры на бытовые сюжеты - в семью, в гости, в день рождения, в столовую. Они характерны для детей 7 - 9 лет, особенно часто их затевают девочки.

2. Игры на сюжеты из жизни детей - в детский сад, в школу, в театр, в библиотеку. Эти игры специфичны для учащихся 1 - 2 классов. В этих играх дети стремятся отобразить то, что кажется им особенно привлекательным в обычной жизненной обстановке: интересные уроки в школе, возможность с успехом выступить в театре, музыкальные занятия в детском саду.

3. Профессиональные сюжеты творческих игр увлекают детей на протяжении всего школьного возраста. Они играют в шофёров, врачей, пожарных, строителей, портных. Выбор сюжетов этой группы игр зависит от профессионального окружения (родителей, близких), от наблюдений детей, от впечатлений, которые получают из жизни, книг, кинофильмов.

4. Игры на героико-романтические сюжеты - самые любимые и интересные для младших школьников. У детей 10 - 11 лет возникает острый интерес к героическим сюжетам и романтическим переживаниям. Они мечтают о подвиге, и творческая игра даёт им возможность пережить в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Они играют в лётчиков, пограничников, разведчиков, моряков.

5. Игры на сюжеты из книг, кинофильмов, телепередач - интерес к ним возрастает к концу младшего школьного возраста и сохраняется у подростков. По содержанию эти игры чаще всего сливаются с героико-романтическими. Дети охотно разыгрывают сюжеты сказок, приключенческих книг.

3. Особенности творческой игры детей 7 -9 лет и 10 - 11 лет.

Характер протекания ролевой игры у детей 7 - 9 лет незначительно отличается от игры старших дошкольников. В то время 

как у детей 10 - 11 лет творческая игра всё более приближается к игре специфичной для подростков.

            В ролевых играх учеников 1 - 2 классов нет последовательного развивающегося сюжета, дети не всегда стремятся к конечной игровой задаче, они по несколько раз повторяют один и тот же эпизод. Например, играя в семью, повторяют обед и сон. Играя в больницу - выслушивание, уколы, измерение температуры. Как и у дошкольников, в ролевых играх первоклассников особо важное место отводится игровой атрибутике, игрушкам, поделкам. Дети вообще не смогут играть, если у них нет каких-либо поделок или просто предметов, помогающих им создать воображаемую ситуацию и развернуть роль. Дети этого возраста затевают игры, в которых для выполнения функции действующих лиц используются игрушки, ребёнок выступает в роли режиссёра.  Например, девочка берёт на себя роль врача, все куклы и мишки лечатся в больнице. Это типичная игра дошкольного возраста, но она бытует и в ранние школьные годы.

            До начала игры дети 7 - 9 лет распределяют роли (иногда только главные) - c этого начинается игра. Часто активные ребята, пользующиеся всеобщим признанием, предлагают себя на ведущие роли - командира, учителя, врача, мамы. И все играющие принимают это как должное. Иногда на главные роли предлагают других детей, руководствуясь при этом такими мотивами: "Настю давайте мамой, её все будут слушаться!" Дети часто предлагают кандидатуру по внешним признакам: "Пусть Лена будет мамой, она выше всех". Иногда роли меняются в процессе игры. Например, в игре в семью Лёша взял роль папы. Побыв немного в этой роли, он принимает другую роль - сына. Аналогичные приёмы бывают и в других играх - в пограничниках, в школу, в гости. Почему у детей возникает потребность взять другую роль? Ребёнок удовлетворяется игрой только в том случае, если разыгрывает игровые действия, привлекательные для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребёнок не может через свою роль отобразить то, что является для неге привлекательным, он берёт другую роль, которая даёт такую возможность. Так Лёша сменил роль папы на роль сына в тот момент игры, когда дети начали соревноваться, кто сильнее. Смена роли в процессе игры происходит и в том случае, когда ролевые действия ограничены, ребёнок не знает, что ему дальше делать, и принимает на себя другую, более интересную роль. Например, в игре в школу дети, бравшие на себя роль нянечки, дав звонок, растерянно смотрели по сторонам, не зная, что делать дальше, затем садились за парты и становились учениками. Следовательно, роль для ученика - та основа игровых действий, без которых немыслима творческая игра.

            Наконец, следует отметить, что ученики 1 - 2 классов занимаются игрой с чисто детской непосредственностью, не стесняясь играть в присутствии взрослых. Здесь они также ни чем не отличаются от дошкольников.

            Каковы же психологические особенности творческой игры у школьников 10 - 11 лет? Прежде всего, чем старше возраст, тем больше игра характеризуется последовательным развитием сюжета, доведением его до конца. Дети стремятся изображать разыгрываемую ситуацию ближе к жизни и требуют друг от друга правильного поведения в соответствии со взятой на себя ролью. У детей этого возраста, в отличии от 7 - 9 летних, распределение всех ролей (основных и второстепенных), а также составление плана игры - обязательный и ответственный момент начала игры. Однако и у них имеют случаи смены ролей по ходу игры, а также слияние игровых сюжетов. Особенно часто это происходит, когда школьники играют не со сверстниками, а с младшими детьми. Например, Нина в игре в семью была мамой. Когда она проводила детей в школу, возникла игра на другой сюжет - в школу, и Нина стала учительницей. После окончания школьных занятий, она опять взяла на себя роль мамы.

            В развитии  сюжета ролевой игры ребята широко используют знания, полученные из книг, кинофильмов. Ролевые игры детей 9 - 11 лет отличаются значительно большей сюжетной насыщенностью, приближённостью к жизни, чем у учеников 1 - 2 классов. Учащиеся 3 - 4 классов по возможности стремятся соединить творческие игры с реальной общественно-полезной деятельностью. Например, игры в школу часто одновременно становятся дополнительными занятиями (хорошо успевающая ученица берёт на себя роль учителя, учащиеся её класса - слабо успевающие ученики). Играя в детский сад, учащиеся 3 - 4 классов всегда выполняют роли воспитателей, врачей. Они занимают младших детей играми, чтением, физкультурными занятиям.



4. О воспитательном значении и воспитательных возможностях игры.

            А. С. Макаренко говорил: "Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре".

                Одна из важнейших особенностей игры детей начальной школы - воспроизведение трудовой деятельности взрослых, их взаимоотношений. В этом вхождении в человеческие отношения, в их освоении детьми через ролевые действия заключается главная воспитательная функция ролевой игры. Поэтому педагог может применять игру, основой которой являются ролевые действия как упражнения для формирования положительных моральных качеств качеств, а также для проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения. Например, длительная игра в космонавтов может выполнять функции упражнений в воспитании у детей прилежания, сдержанности, организованности. Развёрнутая творческая игра охватывает сравнительно небольшую группу ребят. Это позволяет создать между играющими атмосферу дружбы, доброжелательности, взаимопонимания по поводу разыгрываемых в игре событий. Именно по этому творческая игра может быть использована педагогом для формирования коллективистических отношений между детьми.

                Игра является средством для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и воспитателем. Если педагог выступает перед школьниками в позиции человека, заинтересованного игрой, это сближает его с детьми. Особенно ценной является позиция воспитателя, взявшего на себя какую-нибудь роль.

                 В процессе ролевой игры ребёнок раскрывает себя как личность: он обнаруживает свои стремления, интересы, особенности характера. Следовательно, игра может быть использована для изучения нового состава учащихся или для более глубокого изучения коллектива.

                Каждая игра при направляющей роли педагога, помимо выполнения главной воспитательной задачи - той, ради которой она проводится, оказывает комплексное воспитательное воздействие на учащихся. В этом  году я проводила с детьми третьих классов серию периодически повторяющихся игр в школу.

                В играх  дети воспроизводили  школьные занятия - уроки и перемены. Они поочерёдно выступали в роли учеников и учителей. Наблюдение за их ролевым поведением показало мне что слабо успевающие и недисциплинированные дети в роли учеников в обстановке игры вели себя совершенно по-иному: они были прилежными, дисциплинированными, стремились получить отличные оценки или похвалу "учителя". По-видимому, каждый слабо успевающий ученик хотел бы стать прилежным и всеми уважаемым, но в реальной жизни существуют и реальные трудности, которые он пока не мог преодолеть. Зато участие в творческой игре даёт такому ребёнку возможность в воображаемой ситуации пережить то, чего он не может добиться в действительности. Отсюда большой эмоциональный подъём, каждая полученная в игре пятёрка радует такого школьника не меньше, чем если бы он получил её в действительности. В обстановке игры, я заметила, нарушение кем-либо из играющих правил скрытых в игровой роли, вызывало возмущение остальных детей. Дети требовали выполнять правила игры или выйти из неё. Такая оценка партнёров по игре действовала на ребят, нарушавших правила, магически - они были вынуждены сдерживаться, так как выходить из игры не хотели.

                В содержание игровых уроков дети - "учителя", как правило, включают тот учебный материал, который проходят в данное время в классе. На что-либо другое у них не хватает ни фантазии, ни сообразительности. И это имеет особо важное значение для слабо успевающих: фактически к ним предъявляются те же требования, что и в реальной в жизни, но в облегчённых условиях игровой обстановки - меньшая продолжительность уроков, более лёгкие задания, возможность получить высокую оценку в игре. Наконец, тот факт, что это игра и "учитель" - тоже ученик - психологически облегчает процесс умственной деятельности. Именно поэтому периодически повторяющаяся игра "в школу способствует улучшению успеваемости отдельных учеников.

    

    





















































5. Игры удмуртских народов

Игра «Водяной» ( Ву Мурт)

Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: « Водяного нет –а людей то много». Водяной бегает по кругу-озеру и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры: Водяной ловит, не выходя за линию круга. Те кого поймали, тоже ловят, помогают водящему.

Игра «Серый зайка»( Пурысь кечпи)

На площадке чертится квадрат (6х6)- это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (10 игроков) располагаются полукругом в 3-4 метрах у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?» На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его.

Правила игры: Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.

Игра «Охота на лося»(Лосьёсты кутон)

Играющие делятся на 2 команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов(их количество соответствует числу участников в команде) В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т.е. большее число раз набросил аркан на рога.

Правила игры: Начинать игру следует поочередно в обеих командах, по указанию ведущего. Прежде чем проводить игру. Следует научиться определенному набрасыванию аркана. Счет вести до 10 очков.



Игры русских народов

Подвижная игра «Совушка»

Подготовка.

Из числа играющих выбирается «совушка». Ее гнездо—в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде.

Содержание игры. По сигналу ведущего: «День наступает, все оживает!» — дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, все замирает — сова вылетает!» — играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.

Затем «совушка» опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего — поймавшего большее количество игроков.

Правила игры: 1. «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному — вырываться.

2. После двух-трех выходов «совушки» на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.







 Подвижная игра: « Гуси лебеди»

Подготовка. На одной стороне площадки (зала) проводится черта, отделяющая «гусятник». Посередине зала (площадки) ставятся четыре скамейки, образующие коридоры («дорога между горами») шириной 2 —3 м. На другой стороне площадки кладутся маты — это «гора». Все играющие, кроме двух, становятся в гусятник — это «гуси». За горой чертится кружок — «логово», в котором помещаются два «волка».

Содержание игры. Руководитель произносит: «Гуси-лебеди, в поле!» «Гуси» проходят по «горной дороге» в «поле», где и гуляют.

Затем руководитель говорит: «Гуси-лебеди, домой, волк за дальнею горой!» «Гуси» бегут к себе в «гусятник», пробегая между скамейками — «по горной дороге». Из-за дальней горы выбегают «волки» и догоняют «гусей». Осаленные останавливаются. Пойманные подсчитываются и отпускаются в свое стадо «гусей». Играют два раза, после чего из непойманных выбирают новых «волков». И так игра проводится 2—3 раза, после чего отмечаются ни разу не пойманные «гуси» и «волки», сумевшие поймать больше «гусей».

Побеждают «гуси», которые ни разу не были пойманными, и «волки», сумевшие поймать большее количество «гусей».

Правила игры: 1. «Волки» ловят «гусей» до «гусятника».

2. «Волки» могут ловить «гусей» только после слов «за дальней горой».

Подвижная игра «Лиса и куры»

Подготовка. Посередине зала ставятся четыре гимнастические скамейки в виде квадрата рейками вверх, это — «насест». Выбираются один водящий — «лис» и один — «охотник». Все остальные играющие — «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в которой помещается «лис». В другом углу встает «охотник». «Куры» располагаются вокруг «насеста» .

Содержание игры. По сигналу «куры» начинают то взлетать на «насест», то слетать с него, то просто ходить около «курятника» (около скамеек, образующих «курятник»). По второму условленному сигналу «лис», подобравшись к «курятнику», ловит любую «курицу», касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. «Лис» берет осаленного за руку и ведет в свою «нору». Если по пути ему встречается «охотник», «лис» выпускает пойманного, а сам убегает в «нору». Пойманный возвращается в «курятник», после чего все «куры» слетают с насеста. Если «охотник» поймает «лиса», выбирается новый «лис». Играют 4—6 раз.

Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.

Правила игры: 1. Забежав в «курятник», «лис» может осалить только одного игрока.

2. По сигналу руководителя «лис» должен покинуть «курятник» независимо от того, поймал он «курицу» или нет.

3. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать).лежать по ним.

Игра «Эстафета зверей»

Подготовка. Играющие делятся на 2 —4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия зверей. Допустим, первые называются «медведями», вторые — «волками», третьи — «лисами», четвертые — «зайцами» и т.п. Каждый запоминает, какого зверя он изображает. Перед впереди стоящими играющими проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10 —20 м ставится по булаве или по стойке. На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша.

Содержание игры. Руководитель громко вызывает любого зверя. Игроки, взявшие название этого зверя, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым возвратится в свою команду, выигрывает для нее очко. Руководитель вызывает зверей вразбивку, по своему усмотрению. Некоторых он может вызвать и по два раза. Каждый раз прибежавшие игроки встают на свои места в команде. Игра проводится 5 - 10 мин, после чего подсчитываются очки.

Побеждает команда, заработавшая большее количество очков.

Правила игры: 1. Если оба игрока прибегут одновременно, очки не присуждаются ни одной команде.

2. Если игрок не добежит до конечного пункта, очко зарабатывает его партнер из другой команды.


Подвижная игра «Караси и щука»

Подготовка. На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».

Содержание игры. По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперек площадки, образуют сеть. Теперь «караси» Должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины — круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда ее изображают, взявшись за руки, 15—18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».Когда пойманных «карасей»» станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши — коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. «Щука», находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».

Правила игры:

1. Игра начинается по сигналу руководителя.

2. Все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши.

3. Стоящие не имеют права задерживать их.

4. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать ее в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука».





















5 .Заключение

Работа с элементами сюжетно-ролевой игры стимулирует детей на самоконтроль и способствует улучшению отношения к ним в коллективе. С помощью педагогического применения творческой игры меняется позиция ребёнка в коллективе. Игровая деятельность привлекательна для ребёнка, чувства, которые он испытывает, глубоки и неподдельны. В процессе творческих игр формируются положительные мотивы поведения.

                    Вывод: игра является для ребёнка эмоционально привлекательным видом деятельности, стимулирует его на активное самовыражение через роль. Успехи, достигнутые ребёнком в игре, могут улучшить его позицию в коллективе. Общественное одобрение поведения отдельных детей в игре способствует перестройке отношения к ним в коллективе. В тех случаях, когда ребёнок сам не может добиться эмоционально благополучной позиции в коллективе через игровую роль, педагог занимает скрытую для детей, но активную позицию и обеспечивает ребёнку успех в игре.





















Список литературы:

Азаров Ю.П. Семейная педагогика.1985 год

Козак О.Н. Путешествие в страну игр. Союз Санкт- Петербург, 1997 г.

Маленкова Л.И. Педагоги ,родители, дети. 1992 год

Шмаков С.А. – потехи, забавы- утехи .1994 год.

Мир детства . Младший школьник. 1988 год.





























Сведения об авторе:

Юшкова Татьяна Анатольевна

Дата рождения – 19 ноября 1961 год

МБОУ Шадринская ООШ

Телефон : 77 1 66 – домашний, 771 23 – рабочий

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.