План-конспект сюжетно – ролевой игры «Автосервис».
Составитель: воспитатель высшей категории МБДОУ «Д/С №371» Янова Т.В..
Цель: создание условий для игры, способствующей гендерному воспитанию детей дошкольного возраста, отражению знаний о профессиях своих родителей; воспитание положительно эмоционального отношения к любому виду труда.
Задачи:
- обеспечить педагогически целесообразное руководство на основе партнерства и сотрудничества с детьми, способствующее реализации в игре познавательного опыта в работе автосервиса;
- учитывать возможности игрового общения для формирования поведенческих и коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации ребёнка в социуме ближайшего окружения;
- развивать у детей творчество в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе предметных и ролевых способов их решения;
- дать детям возможность активизировать игру, дополняя её пособиями из бросового материала;
- развивать конструктивные способности и воображение;
- воспитывать умение принимать правильное решение в процессе игры.
Содержание ролей
Автомойщик - моет машину
Заправщик на бензоколонке - заправляет машины бензином
Автослесарь – принимает заказы, выезжает для устранения срочных неполадок, проводит техосмотр, ремонтирует машины
Продавец автозапчастей - продает необходимые запчасти для ремонта автомобилей и инструмент.
Кассир – берет оплату, дает сдачу, выдает чек.
Диспетчер – получает по телефону заказ, сообщает через микрофон куда шофер должен подать машину.
Шиномонтажник – меняет колеса.
Водитель - заправляет бензином, перевозит людей, моет машину, приобретают запчасти в специализированном магазине, соблюдает правила дорожного движения
Полицейский инспектор дорожного регулирования – контролирует соблюдение правил дорожного движения, проверяет исправность машин, выписывает штрафы
Официанты придорожного кафе – обслуживает посетителей кафе, приносит заказы, выписывает счет и направляет к кассиру.
Игрушки – атрибуты.
Строительный материал, 3-4 машины, телефоны, микрофон, спецодежда для автослесаря и автомойщика, набор инструментов для ремонта и обслуживания машин, каски, насос для автомобиля, дрель, предметы-заместители (по выбору детей).
Примерная игровая обстановка.
В помещении стоят АЗС, автомойка, автомастерская (используются конструкции из кубов), магазин «Автозапчасти» (используется стол), рядом располагается диспетчер с телефоном, микрофоном, касса.
Предварительная работа.
· Рассматривание тематических альбомов «Транспорт», «Автосервис»;
· Беседа о работе автомастерской, автомойки, автозаправки;
· Игры-имитации «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (на тему автосервис)
· Режиссерские игры с машинками и игрушками «Автомастерская» (отработка диалогового взаимодействия)
· Изготовление атрибутов к игре;
· Конструктивные игры «Построй автомобиль», «Угадай, какой автомобиль я построил» и др.
· Игровые задания в уголке ИЗО «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль», «Мастерская по покраске автомобилей», «Придумай необычную раскраску автомобиля».
· Лепка «Автомобили, автомобили буквально все заполонили!» (Схемы с пошаговой инструкцией для самостоятельной лепки)
· Игры на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?»
· Школа вежливых наук «В придорожном кафе», «На заправочной станции», «Автомобильный слесарь и водитель» и др.
· Подвижная игра «Таксисты» (с обручами).
Приемы руководства игрой.
1 этап.
– беседа «Что такое «Автосервис»?
– предложение поиграть
– участие воспитателя в игре
– совет, подсказка
– обсуждение как дети играли, что можно изготовить для игры
2 этап.
– создание ситуации неопределенности (в салоне автомобиля пахнет бензином, что делать? Машина сломалась, срочно нужен ремонт, что можно сделать в этой ситуации? У вас разбита фара здесь рядом есть магазин «Автозапчасти». Лопнуло колесо, а запасного нет, как быть?)
– обсуждение-беседа из личного опыта о том, что необходимо для создания «новых цехов»
– совет, подсказка
– обсуждение как дети играли, что можно изготовить для игры
3 этап.
– самостоятельная игра, воспитатель наблюдает за игрой, дает рекомендации
– введение роли полицейского инспектора (говорит, что машина неисправна, выписывает штрафы, проверяет строительные объекты),
Варианты игровых ситуаций:
· Автомобилю необходимо поменять колесо, фары и т.д.;
· Семья едет на море, по дороге необходимо проверить исправность автомобиля, заправить его и помыть;
· Водитель решил перекрасить свой автомобиль, у него есть эскиз необычной раскраски машины.
· Водитель на своем автомобиле попал под огромный град, приехал починить машину.
· В автомастерскую приехал мотоциклист.
· В автомастерскую пришел робот-трансформер.
· В автомастерскую обратился Бетмен, чтобы сделать свой автомобиль летающим.
· В автомастерскую обратилась Баба Яга, у неё сломалась ступа.
· В автомастерскую приехал Емеля на печке, желает подремонтировать свое транспортное средство.
· Передвижная автомастерская.
· В автомастерской имеются волшебные виды топлива (автомобиль начинает прыгать, летать, петь, всех смешить и т.п.)
Возможный вариант развития сюжета.
1 этап.
1. Беседа «Что такое автосервис и кто там работает?» Можем ли мы у себя попробовать поиграть?
Воспитатель может взять на себя роль администратора автосервиса и давать рекомендации по обустройству рабочих мест.
– Где мы можем разместить автомойку? Автозаправку? Автомастерскую?
- Где могут водители взять необходимые им запасные части к автомобилю или инструмент?
– Что для этого необходимо?
– Люди каких профессий могут работать в автосервисе?
– Какие атрибуты необходимы для каждой профессии?
– Кто хочет быть диспетчером?
– Для наших машин необходимы водители, кто будет управлять техникой?
2. У автослесаря имеется набор карточек-схем «Неисправности автомобиля». В автомастерской работают 2 автослесаря. Сначала водитель отправляется на диагностику. Автослесарь с помощью приборов обследует неисправности автомобиля и выдает водителю карточки с изображением выявленных неисправностей. Водитель с этими карточками обращается к другому слесарю за ремонтом, масло можно поменять на АЗС, вымыть автомобиль — в «автомойке».
3. Педагог помогает детям в игре, разъясняет.
4. После игры проводится обсуждение о том, как дети играли, что можно изготовить для игры.
2 этап.
1. Педагог создает ситуацию неопределенности.
– в салоне автомобиля пахнет бензином, что делать?
- Машина сломалась, срочно нужен ремонт, что можно сделать в этой ситуации?
- У вас разбита фара здесь рядом есть магазин «Автозапчасти».
- Лопнуло колесо, а запасного нет, как быть?)?
2. Обсуждение из личного опыта о том, что необходимо для создания «новых цехов»
3. Воспитатель берет на себя второстепенную роль, советует, подсказывает, как продуктивнее играть.
3 этап.
1. Открытие магазина «Автозапчасти».
2. Педагог предлагает кому-то из детей взять на себя роль продавца магазина.
3. Функционирует несколько «цехов» (автомастерская, кафе, автозаправочная станция, автомойка, магазин «Автозапчасти»).
4. Введение роли шиномонтажника (гололед, нужно поменять колеса).
Гусельникова Анастасия Николаевна