Ролевая игра к уроку математики «Учитель» (2–4 класс)
Обучение младших школьников решению задач
через ролевую игру «Учитель»
Автор: учитель начальных классов
МАОУ «Кувинская СОШ»
Истомина Татьяна Михайловна
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Умение решать задачи в начальных классах является одним из основных показателей уровня развития учащихся.
Решение текстовых задач включает развитие всех регулятивных УУД. При работе над ними обучающиеся учатся определять цели предстоящей деятельности, находить пути достижения этих целей, т.е. составлять план решения задачи, контролировать свои действия соответственно составленному плану, а после решения задачи соотносить свои решения с решениями других, проверять, достигнута ли поставленная цель, оценивать свои действия и действия других.
Обучение построению плана решения текстовой задачи строю в виде ролевой игры «Учитель».
После чтения задачи предлагаю обучающимся побыть в роли учителя. Один из них выходит перед классом и «ведёт» урок. Поначалу дети пользуются опорным планом работы над задачей (Приложение 1), который получает «учитель» перед тем как «повести урок». В ходе работы над задачей звучат вопросы:
- О чём говорится в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можем ли мы сразу же найти ответ на вопрос задачи?
- Почему?
- А можем ли мы найти отсутствующие данные?
- Каким действием?
- А теперь что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Сколько действий в решении задачи?
- Что узнаем первым действием? Каким?
- Что узнаем вторым действием? Каким?
Постепенно этот план запоминается детьми, и они «ведут урок» уже без «шпаргалки».
Роль учителя можно не поручать одному ребёнку, а попросить «вести урок» по цепочке. Право задавать очередной вопрос переходит от одного ученика к другому, рядом сидящему и т.д.
Другой вариант игры, когда учитель спрашивает: «Какой будет первый вопрос?», «О чём спросим потом?» и т.д.
В ходе учебного диалога между учащимися формируются и такие УУД, как контроль и оценка своей учебной деятельности и деятельности одноклассников, потому что дети следят за тем, те ли вопросы задаёт их одноклассник, исправляют его, оценивают, хорошо ли сыграл он роль учителя. Также и ученик, находящийся в роли учителя, в свою очередь, оценивает ответы одноклассников, соглашается с ними или нет.
После такой «игры» дети самостоятельно записывают решение задачи. Во время проверки сравнивают свои решения с решениями других, при необходимости вносят поправки, исправления, обосновывают правильность выбора, в процессе чего формируются такие регулятивные УУД, как контроль и оценка деятельности своей и одноклассников, коррекция и волевая саморегуляция.
На первых порах учителю приходится, конечно, направлять действия обучающихся, но постепенно дети запоминают «правила игры», и учитель становится лишь наблюдателем в ходе работы над задачей.
Такая игра формирует умения правильно организовывать свои действия во время самостоятельной работы над задачей. Ребёнок мысленно ведёт диалог с самим собой, последовательно ставит перед собой вопросы, отвечает на них, находит способ решения задачи, решает её, испытывая огромное моральное удовлетворение от того, что сам умеет решать задачи.
Приложение 1
План работы над задачей
1. О чём говорится в задаче?
2. Что нужно узнать?
3. Можем ли мы сразу же найти ответ на вопрос задачи?
4.Почему?
5. А можем ли мы найти …….?
6. Каким действием?
7. А теперь сможем ли мы ответить на вопрос задачи?
нет - возвращаемся к вопросу №4
да - вопрос №8
8. Сколько действий в решении задачи?
9. Что узнаем первым действием? Каким?
10. Что узнаем вторым действием? Каким? И т.д.