Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Фаустовская тема в произведении
План-конспект
К уроку литературы
Подготовила
Демченко Татьяна
Тема: Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Фаустовская тема в произведении
11 класс (90 минут)
Цель:
1.Рассмотреть биографию писателя. Ознакомить учеников с понятиями роман-мистерия, мениппея.
2.Развить навыки анализа текста. Учащиеся постараются выявить сходства, сближающие трагедию Гете и роман Булгакова; Развить умение и навыки сопоставлять героев литературных произведений, выражать свое отношение к их действиям, строить монологические высказывания, выделять компоненты художественного мира произведения; Развить умение работать в группах.
3.Развивать такие нравственные качества, как: милосердие, доброжелательность. Переосмыслить вечные проблемы добра, зла и истины.
Ожидаемые результаты:
1. Активность учащихся на всех этапах урока, умение слушать, работать, высказывать свое мнение, проявлять терпимость к другому мнению;
2. Вызвать познавательный интерес к литературе.
Используемые технологии:
1) технология личностно-ориентированного обучения;
2) игровые технологии.
Оборудование: ноутбук, презентация, иллюстративный и демонстративный материал.
Ход урока
I. Фаза вызова интереса
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем урок по роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» и сопоставим его с философской драмой Гете «Фауст».
Э пиграфом к роману «Мастер и Маргарита» послужили слова из знаменитой трагедии «Фауст». Этим эпиграфом автор намекает читателям на существующую связь между произведениями.
...Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете. «Фауст»
2.Опрос и проверка домашнего задания
На прошлом уроке у нас было вступительное занятие: знакомство с известным советским писателем – Михаилом Булгаковым. Я рассказала Вам биографию художника, и мы ознакомились с главными его трудами. Вашим домашним заданием, было: познакомится с критическими работами о жизни Булгакова. Даны были следующие исследователи: Мариэтта Чудакова, Лидия Яновская, Борис Соколов. На сегодняшнем уроке мы послушаем несколько докладчиков, проанализируем, с какой стороны рассматривали жизнь Булгакова, ученые. (пример доклада, читает ученик)
М ихаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто. Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены, преподавательницы женской прогимназии, Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской; 1869—1922), в 1890 году начавших совместную жизнь, на Воздвиженской улице, 28[12] в Киеве. В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность), подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными»[13]. и т.д.
II. Реализация целей урока
Молодцы ребята, вы подготовили отличные доклады с интересной информацией, которую не дают в школах и школьных учебниках. Всем, кто докладывал, я поставлю хорошие оценки.
Сейчас мы перейдем непосредственно к анализу и разбору текста. Накануне дома вы прочитали роман «Мастер и Маргарита». Попробуем же вместе сделать литературоведческий анализ текста.
С литературоведческим термином «роман» вы знакомы давно, а ведь разновидностей романа много, и каждая имеет свою особенность. Сейчас мы попытаемся выяснить какова жанровая характеристика романа.
1)Беседа по вопросам: Учитель задает вопросы.
-К какому жанру относится произведение?
Его жанр определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия.
Дети знакомятся с новыми понятиями. (мениппея – вид серьёзно-смехового жанра; роман-мистерия – один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.). Обсуждают; далее учитель объясняет термины, на интерактивной доске появляются иллюстрации с определениями, дабы учащиеся могли не только на слух, но и зрительно познакомится с определениями.
Как пишет в своей книге американский педагог, Дейл Карнеги: «Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
-Какова сюжетно-композиционная структура текста?
«Мастер и Маргарита» – это «роман в романе», «двойной» роман: роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера и его романа.
Учитель говорит, что техника роман в романе называется – рамочная композиция.
-Какие средства использует автор в романе?
Исследователи обычно выделяют в романе Булгакова три круга повествования. Поэтому автор использует различные средства для создания колорита каждого повествования.
1) Это – современность. В художественных приемах используется гротеск, юмор, сатира;
2) Это – прошлое, содержащее историю Понтия Пилата и Иешуа. Повествование ведется в строго реалистической манере, а обобщение имеет гипотетический характер;
3) Это – лирическая тема. История любви Мастера и Маргариты. Здесь господствуют лирические приемы повествования.
Молодцы ребята, а сейчас мы перейдем к Фаустовской теме в романе «Мастер и Маргарита». Мы проведем аналогии с трагедией Гете, которую вы уже изучали в 10 классе, и попытаемся выявить связь между произведениями.
Как вы думаете, почему именно с этим произведением мы будем сравнивать Мастер и Маргариту? (проблемный вопрос)
Ответ: я предполагаю, что это связано с тем, что в обоих произведениях фигурирует нечистая сила, и поднимаются философские проблемы бытия. А также эпиграф к роману «Мастер и Маргарита» отсылает нас именно к трагедии Гете.
2) Система персонажей в «Мастере и Маргарите» и «Фаусте»
Ребята, напишите на листочках главных героев произведений «Фауста» и «Мастер и Маргариты». Попробуйте их соотнести. Какой герой с одного произведения схож с героем из другого?
«Мастер и Маргарита» « Фауст»
Мефистофель Фауст Маргарита |
Воланд Мастер Маргарита |
Маргарита
Вывод: систему персонажей Булгаков позаимствовал у Гете. На ноутбуке детям проектируется система персонажей.
3)Индивидуальное занятие. Учащиеся должны составить цитатную характеристику персонажей. (Воланда, Мастера, Маргариты). Сопоставив их с персонажами Гетевской трагедии.
В примере ответов дается большое количество цитатной характеристики. Использованы на уроке будут не все.
Класс делится на две команды. 1 группа берет роман Булгакова и находит описания персонажей, 2 группа берет философскую драму Гете. Поскольку дети знакомы с обоими произведениями, то есть возможность поиграть в игру. Ученик из команды выходит к доске и зачитывает описание героя из текста, а противоположная команда угадывает по описанию героя. Побеждает та команда, которая угадает всех героев.
Мефистофель -«Из кармазина с золотою ниткой. Камзол в обтяжку, на плечах накидка, На шляпе петушиное перо. А сбоку шпага с выгнутым эфесом» -«Его коварный, острый взор. Он так насмешлив и хитер. И ни во что людей не ставит». -«Я дух, всегда привыкший отрицать. И с основаньем: ничего не надо. Нет в мире вещи, стоящей пощады, Творенье не годится никуда. Итак, я то, что ваша мысль связала С понятьем разрушенья, зла, вреда. Вот прирожденное мое начало, Моя среда». -«Я – части часть, которая была Когда-то всем и свет произвела | Воланд «Росту был высокого, коронки с правой стороны у него были платиновые, а с левой – золотые. Одет он был так: серый дорогой костюм, серые туфли заграничные, на голове берет, заломленный на правое ухо, на руках серые перчатки. В руках нес трость с золотым набалдашником. Гладко выбрит. Рот кривой. Лицо загоревшее. Один глаз черный, другой зеленый. Один глаз выше другого. Брови черные. Словом – иностранец». А в образе «владыки-Люцифера», утратив мефистофельские атрибуты, предстает пред нами Воланд, покидающий Москву «в своем истинном обличье». Воланд знаток человеческих судеб. Он обнажает пороки грешников, исследует у людей способность к милосердию, добру, любви и верности. В романе он выступает как исправитель нравов: он обнажает пороки в человеке затем, чтобы заклеймить их с презрением и смехом. Воланд знает всему подлинную цену: «Каждому будет дано по его вере…» |
Действие сопровождается комментариями учителя о произведениях и обсуждениями учеников, в чем сходства и различия героев. Дополнительно идет презентация на ноутбуке с портретами героев, иллюстрациями, также даются прототипы героев произведения «Мастер и Маргарита»
Имя Воланд встречалось ранее в поэме Гете «Фауст». Мефистофель называет себя «Воландом». Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В немецкой литературе дьявола именовали Фаландом.
Первое же бросающееся в глаза сходство – внешняя характеристика Воланда. Черный костюм дьявола приближает читателя к традиционной одежде средневековья. В черном плаще был одет и Мефистофель. Петушиное перо, в бархатном берете, в руках Сокова, вновь относит нас к «Фаусту» Гете. Перо – является деталью образа Сатаны. Следующее сходство: Берлиоз и Бездомный успели заметить в паспорте и на портсигаре Воланда букву "W", которую можно прочитать (с другой стороны портсигара) и как "М" – Мефистофель.
На Патриарших прудах Воланда сопровождают черные птицы, которые были и с Мефистофелем из поэмы Гете «Фауст». Оба персонажа появляются перед героями во время их душевного кризиса. В начальных редакциях Воланд был близок по духу к Мефистофелю, однако к последней рукописи образ его трансформировался. От образа черта, низкого, совершавшего кощунства и до образа Великого Сатаны. Мефистофель предстает пред нами именно в образе плутоватого беса, скептичного, не верующего ни в добро, ни в зло. Воланд, и Мефистофель предстают перед героями в одно и то же время – в час душевного кризиса, когда вся предыдущая жизнь кажется напрасной: в такую минуту Фауст подносит к губам кубок с ядом, а Мастер сжигает своё творение. Однако Фауст, будучи истинным сыном века Просвещения, самоотверженно ищет истину и борется с Мефистофелем, одержав победу в этом поединке. Мастер же не встречается с Воландом, вместо него в союз с тёмными силами вступает Маргарита.
Маргарита (Гретхен) Я в жизни не видел подобной. Как неиспорченно-чиста И как насмешливо-беззлобна Багрянец губ, румянец щек, Я их вовеки не забуду! Несмело покосилась вбок, Потупив взор, – какое чудо! А как ответила впопад! Нет, это прелесть, это клад!» «Ей исповедаться нет причины, Она, как дети малые невинна». | Маргарита «Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно – с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны» «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» От отчаяния Маргарита готова на все – на встречу с иностранцем, на союз с нечистой силой, на то, чтобы быть хозяйкой на балу у сатаны – лишь бы снова быть с любимым: «Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!» |
Образ Маргариты приобретает самостоятельное значение, недаром её имя вынесено в заглавие романа. Это сильная и целеустремлённая личность, идущая своим собственным путём. Если кроткая Гретхен Гёте наотрез отказалась от союза с Мефистофелем и спасла свою душу ценою жизни, то булгаковская героиня добровольно вступает в сделку с Воландом и гордится этим. Превратившись в ведьму, она играет роль королевы бала сатаны. Поверив ему, она выпивает кубок с питьём и даёт отведать Мастеру, после чего оба падают мёртвыми. Здесь тот же мотив, что и в «Фаусте», -- и Маргарита и Гретхен являются невольными отравительницами своих близких: “Отравитель!” -- шепчут немеющие губы Мастера.
Характеристика Фауста: «Странно, этот эскулап Справляет вам повинность божью. И чем он сыт, Никто не знает тоже. Он рвется в бой, и любит брать преграды, И видит цель, манящую вдали, И требует у неба звезд в награду, И лучших наслаждений у земли». Не верит в свои силы «Однако я при этом всем, Был и остался дураком». Угрызения совести «И за нос 10 лет вожу Учеников, как буквоед, Толкуя так и сяк предмет. Но знанья это дать не может, И этот вывод мне сердце гложет». Образование «Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию добил И медицину изучил». «В магистрах, в докторах хожу». Самооценка «Я разумнее многих хватов, Врачей, попов и адвокатов». «Кто б ни был ты, Я , Фауст, не меньше значу». Самоуверенность « Я ж и пред чертом не опешу, – Но и себе я знаю цену, Не тешусь мыслию надменной, Что светоч я людского рода И вверен мир моему уходу». Недовольство своей жизнью «Не нажил я чести и добра И не вкусил, чем жизнь остра». Трудолюбие: « Меня привык Встречать среди бумаг и книг В ночных моих трудах без сна…» «Мы век проводим за трудами дома И только в праздник видим мир в очки». Осознание своих ошибок «Я, названный подобьем божества, Возомнил себя и вправду богоправным, Настолько в этом ослепленье явном
Я переоценил свои права! Я счел себя явленьем неземным Пронизывающим, как бог, творенье. Решил, что я светлей, чем серафим, Сильней и полновластнее, чем гений. В возмездие за это дерзновенье, Я уничтожил словом громовым». «Какой я бог! Я знаю облик свой! Я червь слепой, я пасынок природы, И гибнет под стопою пешехода». О вере в Бога « Я плакал, упиваясь счастьем слез, И мир во мне родился небывалый, С тех пор в душе со Светлым воскресеньем Связалось все, что чисто и светло». Уважение жителей «Народ вам благодарность преподносит, Вы оказали нам почет». Самопожертвование «Жертвовали вы собой Для населенья деревень В дни черной язвы моровой Вас не пугал его очаг». Не отказывается от бедных людей «За близость с братнею низшей Хранила вас десница свыше». Не приписывает себе чужих заслуг « Вам следует благодарить, Того, кто всех учил любить». «Как вы любимы деревенским людом! Большое счастье – пожинать плоды Способностей, не сгинувших под спудом. Вы появились – шапки вверх летят. Никто не пляшет, пораженный чудом, Вас пропускают, выстроившись в ряд». | Характеристика Мастера: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми». «…Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, — он … положил руку на голову Маргарите, — меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.» У Мастера беспокойные и дикие глаза: "...вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца..." "...стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами..." "...встревоженными глазами..." "...взор больного стал уже не так дик и беспокоен..." "...Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня..." Одежда Мастера в психиатрической клинике: "...На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат..." "...Он был в своем больничном одеянии – в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался..." "...мастер был в своем больничном белье..." Характер и биография Мастера Мастер - простой, бедный человек: "...ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!.." "...ломать свою жизнь с больным и нищим?.." Мастер - одинокий человек. Он живет один в Москве. У него нет родных: "...я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда..." "...Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве..." Мастер - историк по образованию. Когда-то он работал в музее: "...Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев..." Мастер знает пять языков. Он раньше также занимался переводами: "...а кроме того, занимался переводами..." "...Я знаю пять языков, кроме родного, – ответил гость, – английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по‑итальянски..." Мастер - нервный и тревожный человек. Судя по всему, он не всегда был таким. Во всем виновата его болезнь: "...Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель..." "..«Куролесов, бис, бис!» – говорил гость, тревожно дергаясь. Успокоившись, он сел..." "...Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил..." Мастер не любит шум и драки: "...вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой‑нибудь крик..." "...Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда..." Мастер - недоверчивый и подозрительный человек. Он трудно сходится с людьми: "я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен..." "...ах, ты, маловерный, несчастный человек..." Мастер - наблюдательный человек: "...Наблюдательность его ему не изменила..." Мастер любит книги. У него хранятся сотни книг: "...тряпкой вытирала сотни пыльных корешков..." Мастер - романтический писатель: "...романтический мастер!.." "...о, трижды романтический мастер..." Мастер был женат до встречи с Маргаритой. Но вероятно, он не очень любил бывшую жену, потому что даже не помнит ее имя: – Вы были женаты? – Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню. Как Мастер пишет роман о "Понтии Пилате"? Однажды Мастер выигрывает 100 тысяч рублей в лотерею: "...И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей..." "...получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег!.." На выигранные деньги Мастер снимает другую квартиру. Он бросает работу и пишет роман о Понтии Пилате: "...Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой..." "...Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате..." "...год тому назад я написал о Пилате роман..." Мастер завершает свой роман. Но его неохотно печатают. Мастеру удается напечатать только отрывок из романа: "...какой‑то другой редактор напечатал большой отрывок из романа того, кто называл себя мастером..." Критики жестоко осуждают роман Мастера. Это постепенно калечит психику Мастера: "...Искалечили, искалечили..." (о критиках, которые "искалечили" Мастера) "...Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним..." "...в другой газете за подписью Мстислава Лавровича..." "...я развернул третью газету. Здесь было две статьи: одна – Латунского, а другая – подписанная буквами «Н. Э.».." Мастер сходит с ума от переживаний из-за романа. Он начинает бояться темноты, трамваев и других вещей: "...и я боюсь. Я болен. Мне страшно..." "...Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания..." "...Я стал человеком, который уже не владеет собой..." "...страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас... Мастер болен настолько, что видит галлюцинации: "...Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации..." "...мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой‑то спрут с очень длинными и холодными щупальцами..." (спрут - большой осьминог) "...Проснулся я от ощущения, что спрут здесь..." Мастер ненавидит свой роман за те страдания, которые он ему причиняет. 118‑ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки, глядя на луну..." Мастер много страдает из-за своего романа: "...ах, моя, моя много страдавшая голова..." "...Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна..." "...Он мне ненавистен, этот роман, – ответил мастер, – я слишком много испытал из‑за него..." После истории с романом Мастер теряет интерес к жизни. Ему скучно жить: "...ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал..." Мастер не любит вспоминать о своем романе. Мысли о романе вызывают у него дрожь: "...Ах нет, нет, – болезненно дернувшись, ответил гость, – я вспомнить не могу |
Герой называет себя не писателем, а Мастером, и так же именует его Маргарита. Слово «мастер» в романе употребляется в значении «творец» – именно в таком качестве выступает автор книги о Понтии Пилате и распятии Иисуса Христа. В уединённом подвале Мастера Маргарита узнала не только счастье большой любви, но и радость соучастия в творчестве: завершение книги, которую он создавал, стало смыслом её жизни. Но Мастер своими руками уничтожил своё творение, изменил самому себе. Этим поступком он вызвал Воланда, князя тьмы. И тот для овладения душой творца избирает своим орудием Маргариту. В финале романа, когда сброшены шутовские маски, Воланд и его мрачная свита мчатся на лошадях навстречу приближающейся тьме, унося с собой души Мастера и Маргариты. Их наградили покоем.
Мастер куда менее активен, чем Фауст, он фактически плывёт по течению. Однако результаты активности Фауста - порабощение его Мефистофелем и гибель Гретхен. Стоило ли ради этого стараться? Едва ли. Так что Мастер очень похож на усталого Фауста, отчаявшегося победить благодаря своим прежним знаниям и вернувшегося к поиску - где в мировой истории та ошибка, из-за которой торжество добра стало невозможно?
Перед нами два мастера. Фауст-символ человечества, ищущего истину, Мастер – талантливый человек, который не создан для этой жесткой борьбы. Однако, Фауст сам проходит все испытания и достигает своей цели, он постигает истину (смысл) жизни. Душу Мастера ломает общество, его надежды разбиты. И единственного чего он жаждет - это покой.
4) Ученики рисуют модели хронотопа двух произведений. Сравнение хронотопа «пространственно-временные координаты» (метод иллюстрации, работа с книгой).
Хронотоп романа «Мастер и Маргарита»:
Ребята, на прошлом занятии мы обнаружили, что в романе три круга повествования – это и есть хронотоп произведения. Попробуйте проиллюстрировать его.
Дети в прошлом задании делились на команды, теперь та команда, что выписывала цитатные характеристики героев из Фауста, меняется с другой командой, и теперь они будут рисовать модель хронотопа романа «Мастер и Маргарита».
Хронотоп трагедии «Фауст»
Состоит из двух частей
1 часть: находится в ближайшей связи со штюрмерским периодом творчества Гёте. Тема покинутой возлюбленным девушки, в приступе отчаяния становящейся детоубийцей (Гретхен). Обращение к веку пламенной готики, вульгаризмами язык, тяга к монодраме.
2 часть: Вторая часть, входит в круг литературы классического периода. Готические контуры уступают место древнегреческим. Местом действия становится Эллада. Очищается лексика. Появляются стихи античного склада. Образы приобретают какую-то особую скульптурную уплотнённость.
Беседа по вопросам:
-Какая связь между действиями Воланда и Мефистофеля и словами из эпиграфа?
-Является ли Воланд традиционным чертом? Что отличает его от Мефистофеля? Какие сходства и
различия вы заметили в поведении, характере и т.д.? Какие прототипы образа выделяют исследователи?
-Что объединяет Гретхен и Маргариту? Кто из них является идеалом вечной, непреходящей любви, стойкости, самопожертвования ради другого?
-К чему стремятся Мастер и Фауст? Кто из них постигает свою цель и осознает смысл жизни?
-Какие философские вопросы поднимаются в этих произведениях? Ответ: В чем смысл жизни? Что такое человек? Какого его истинное предназначение? Как выбрать правильный путь? Или для каждого он свой?
-Копирует ли Булгаков философскую этику Гете или создает свою?
-Какое главное отличие в этих произведениях?
-Как вы считаете, в каком из произведений хронотопы взаимодействуют между собой? В «Мастер и Маргарите», поскольку все хронотопы в финале сливаются в один, в хронотоп вечности потустороннего мира. А в «Фаусте» это две завершенные части, не зависящие друг от друга, и потому их хронотоп не образует единое целое.
-Какова роль библейских глав? Пример ответа: В Евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия: Что такое истина? Что такое добро и зло, Человек и его вера, Человек и власть, В чем смысл человеческой жизни, Верность и предательство, Милосердие и Всепрощение.
Обобщение и систематизация материала
Обобщенный вывод от учителя
Ребята, давайте из всего, что мы сегодня усвоили, сделаем вывод. Первое, на что мы обратим внимание, это то, что фаустовская тема была задействована Булгаковым в ходе написания своей закатной рукописи. Однако Михаил Афанасьевич интерпретирует философскую этику Гете на свой лад. Он противопоставляет свой роман трагедии и создает свой философский роман мениппею, ставит и решает в ней философско-нравственные проблемы. Его дьявол отличается от Мефистофеля. Он нетрадиционен, поскольку наказывает за несоблюдение заповедей Христа. Из его уст звучат идеи о добре и зле: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп». Воланд подчеркивает комплиментарность двух единств. «Дьявол существует, потому что Христос есть, и отрицать его – значит отрицать существование Воланда».
Маргарита существенно отличается от кроткой Гретхен. Она более сопоставима с Фаустом, поскольку они оба соглашаются на сделку с дьяволом, ради своих целей.
Булгаков достигает своей цели, он изменяет, укоренившиеся представления человека о добре и зле и тем самым отвечает в романе на самые важные вопросы человечества.
III. Рефлексия
Подведение итогов
Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо поработали, и я всем ставлю высокие оценки! На следующем занятии мы будем разбирать Библейские мотивы в Ершалаимских главах.
Вашим домашним заданием будет написать сочинение-рассуждение на тему: Почему Мастера наградили покоем?
Пример:
Когда судьба сталкивала А.С. Пушкина с какой-то неожиданной ситуацией, встречей, необычным поворотом событий, он любил повторять: «Бывают странные сближения!» Воспользуемся его фразой. Поэт был убит в 1837 году. Через сто лет, в 1937 году, были окончательно уничтожены условия, в которых только и могло существовать его детище – русская художественная словесность.
Пушкин писал стихи и прозу, публицистику и критику. Бесценно его эпистолярное наследие. И во всех видах творчества он непременно возвращался к главным вопросам своей жизни: что такое изящная словесность и каковы её природа и назначение, что нужно для успешной деятельности художественного таланта и. т. д., и т. п. Истинность суждений Пушкина-по этим радикальным проблемам бытия литературы проверена и подтверждена опытом жизни и творчества всех великих русских писателей: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Всего за двадцать лет Россия лишилась и того, и другого. Последним об этом писал М.А. Булгаков. В 30-е годы, когда создавался его закатный роман, уже нужна была большая смелость, чтобы напомнить об этих непреходящих ценностях. Герой его романа «Мастер и Маргарита» был удостоен покоя как высшей награды талантливого художника. Булгаков лучше многих своих современников понимал высокую цену этого дара.
Дополнительным домашним заданием будет пройти небольшой тест на сайте литературного сообщества Аrzamas, на тему «Кто ты из героев книги Булгакова «Мастер и Маргарита»».
Ссылка на сайт с тестом: http://arzamas.academy/materials/1174
До свидания, дети!