Внеклассное мероприятие «Россия — наш дом»
Конспект внеклассного мероприятия на тему
«Культурные традиции народов России».
«Россия -наш дом»
Выполнила: Разоренова Наталья Анатольевна
Россия- наш дом
Звучит музыка, демонстрируется слайд с административной картой России. Дети в разных национальных костюмах приветствуют присутствующих.
1 ребенок (на бурятском языке)Сайн байнаа!
2-ой. (на тувинском языке)Эйки!
3-ий. (на украинском языке) Здоровеньки булы!
4-ый. (на алтайском языке) Тякши лар ба!
5-ый. (на татарском языке) Исэнмесез!
6-ой.(на русском языке) Здравствуйте!
Демонстрируются слайды с приветствиями разных народов России
Ведущий 1.Откуда взялось слово здравствуй? Это исконно русское, славянское приветствие означает: будь здоровым.
Ведущий 2. Практически в каждом уголке России есть свое приветствие (у татар-здоровы ли Вы, у калмыков- как дела, у якутов -привет, у чеченцев- пусть день станет для Вас хорошим ) и многие другие особенности наречий народов населяющих нашу страну.
В.1 Мы говори Вам здравствуйте, друзья!
В2. Здравствуйте , дорогие гости!
В1. Мы рады Вас приветствовать на познавательно-развлекательной программе
«Россия — наш дом»
Демонстрируются слайды с регионами РФ и их атрибутикой
В-1. Россия-Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля,леса,луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
В-2. Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!
В-1. Россия-родина моя,
Детьми своими ты богата,
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то. (Т.Бурлаченко)
Демонстрируются слайды определением слов сказания и гадания, заговоры и обряды, ритуалы и обычаи, т.д..
В-2. Мы с вами жители одной большой страны-России.(слайды народов в национальных костюмах). В нашей стране проживает 160 различных народов и народностей! Многие из них малочисленные , но и они сохраняют свои культуру, быт. Мы не похожи внешне и живем в двух частях света; Европе и Азии, но не смотря на это, мы жители одной страны, все мы-россияне!
В-1.(обращается к зрителям) Вы никогда не задумывались, для чего мы пришли в этот мир?
(Дети отвечают: жить, учиться ,работать, играть, красиво одеваться, кушать и т. д.)
В-2. Ребята, а давайте сыграем в народную осетинскую игру «Чепена»:
(выбирают ведущего (чепена), участники игры повторяют за чепеной все слова и движения:)
Левой ногой, чепена! (чепена прыгает на левой ноге влево)
Гой, гой, чепена! (дети повторяют движение ведущего)
Правой ногой, чепена! (чепена прыгает на правой ноге вправо)
Гой, гой, чепена! (дети повторяют движение ведущего)
Пойдем вперед, чепена! (чепена идет вперед мелкими шагами, подняв перед собой руки)
Гой, гой, чепена! (дети повторяют движение ведущего)
Пойдем назад, чепена! (чепена идет назад мелкими шагами, подняв руки за спиной)
Гой, гой, чепена! (дети повторяют движение ведущего)
Все мы спляшем, чепена! (чепена пляшет, танцует под музыку)
Кругом- кругом чепена! (дети танцуют под музыку)
В-1: ребята как Вы хорошо танцевали, не устали (дети рассаживаются), а что такое игра?
Игра, характерная для данного народа и считается таковой национальным сознанием. Виды игр: дворовая и комнатная, подвижная, спортивная, детская, юношеская, музыкальная, речевая, хороводная, фокус, ролевая игра и другие. В более широком смысле к ним также относят и традиционные забавы, народные упражнения и состязания.
В-2: И игры есть у каждого народа, а какие Вы знаете народные игры? (Перечисляют)
Лапта, кулачные бои, веревочка, ручеек, городки, чехорда, прыжки через костер и т.д.
В-1.
В день Ивана Купала
Чего только не бывало!
И народные гулянья,
И различные гаданья.
И прыжки через костер?
В-2: Отмечается в исламе праздник как день Навруз (Новый год) у иранских и тюркских народов. В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя.
В-1. Ребята, а как вы думаете? Зачем народы нашей страны прыгают через костер? (отвечают-чтобы очистить себя)
В-2. На праздник Иван-купалы Девушки прыгают через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров», и чтобы «русалки не нападали и не приходили в течение года». Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой её обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнём.
Народы тюрской группы-Мужчины и юноши прыгают через костры, демонстрируя свою удаль и храбрость, получая «очищение» огнем.
В-1. Ребята ,а среди Вас есть желающие прыгнуть через костер (устанавливается импровизированный костер (надутые шарики красного цвета ), задел или лопнул шарик, прыжок не засчитывается).
В-2. А легко ли Вам было прыгать через костер (дети отвечают, что не очень, обувь тяжелая)
А народы России имеют свою национальную обувь ( демонстрируются слайды с различной национальной обувью народов России) : легкую и удобную.
Обувь является одним из самых ярких элементов культуры, по ней определяли знатность рода и его финансовое положение. Крестьянин на Руси всегда был беден и поэтому самой распространённой обувью были лапти. Помимо лаптей, крестьяне носили и чоботы - обувь, очень похожую на кожаные сапоги. Чоботы шились из одного-двух кусков кожи.
Национальная обувь в России - валенки…
Валенки — обувь представляющая собой теплые войлочные сапоги из сваляной шерсти.
Традиционной обувью у коренных народов Севера считается обувь из камуса (шкур с голени оленя). Пимы́ и Кисы́ - национальная обувь ненцев, ханты, манси и коми. Яры и Каньки — национальная обувь саамов.
В-1. Ребята, к нам пришли гости-народы России (в национальных костюмах взрослые показывающие мастер класс), они Вас познакомят с изготовлением национальной обуви народов России (изготавливают лапти, чоботы, валяют валенки), изготовленную Вами обувь можете забрать себе в качестве сувенира.
В-2. Ребята, а что называют русским чудом?
В-1. Правильно валенки, про них сложены стихи, поговорки, пословицы, проводились обряды и гадания.
В-2. А какие Вы знаете поговорки или стишки про валенки (дети говорят).
В-1. Что сейчас я прочитала..
То как моя бабушка гадала.
Валенок из-за печи бросали...
Суженного выбирали.
В-2. А как?
Объясняет.
(Проводится обряд гадание. Мальчики встают шеренгой. Девочки встают напротив спиной к ним и поочередно бросают через плечо валенок, приговаривая: «Кому брошу башмачок, тот и будет женишок», «В какую сторону у валенка носок, оттуда будет женишок». Бросив валенок, девочка подходит к мальчику, который его поднял, берет за руку и отводит в сторону( демонстрируются слайды с гаданием народв России, обрядами) Все девочки должны найти себе пару).
В-1. Что называют душой России (песню)
А какая же песня без пляски, приглашаем пары и ребят, станцевать русский народный танец «Барыня». ( Ведущие показывают танец и организуют большую часть детей)
В-1. Молодцы ребята!
В-2. Россия многонациональная страна, а кто я?
(проводится викторина «Кто я», отвечающему дают табличку с соответствующей надписью)
В Тыве проживают — тувинцы
На Алтае-алтайцы
В Удмуртии — удмурты
В Чечне-чеченцы
В Ингушетии-ингуши
В Татарстане — татары
В Карелии — карелы
В Марии эл- марийцы
в Хантымансийском автономном округе -ханты и манси
(табличек можно иметь несколько на название одного народа, или перечислить народы по количеству детей )
В-1. Сколько нас много в России, но и Россия ребята огромная по своим размерам страна, Россия больше Канады, США, Китая почти в 2 раза, Аргентины, Индии в 5 раз, Индонезии ,Судана, Мексики в 6 раз, а народы проживающие на территории России, взявших за руки могут обогнуть по границе многие государства.
В-2. А давайте возьмемся за руки и посмотрим, сколько нас. (Дети с табличками берут друг друга за руки)
В-2.Россия многонациональная страна. Мы должны быть добрее, терпимее, внимательнее друг к другу, уважать культуру, язык других народностей. Не выбирать друзей по национальному признаку, а относится к друг другу по-братски. Ведь мы-дети одной России, и нам нечего делить. Величие нации не измеряется численностью, как и величие человека не измеряется его ростом.
В-1. Ребята самое ценное, что объединяет нас: это гимн России, Российский герб,флаг. (Демонстрируются слайды с символикой РФ)
В-2. Государственный флаг России- символ страны — это триколор:
-белый-благородство;
-синий-верность и честность;
-красный-мужество, великодушие, любовь.
Эти цвета олицетворяют Россию и мы должны относится к нему с уважением, почитанием.
В-1.Внимание, равнение на флаг Российской Федерации!
(Звучит гимн РФ, присутствующие встают)
В-2. Каждый из нас выбирает свой путь, свое будущее сам и не только от него, но и от других ребят зависит будущее нашей страны.
В-1. Сегодня мы дети- завтра мы взрослые.
Мы дети твои Россия!
В-2. Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья,
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!
В-1. Приятным ли было общение? Если Вы довольны сегодня нашей встречей улыбнемся и поблагодарим друг друга за общение.