12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садварий Жанна Владиславовна18439
Образование высшее. Окончила КГПУ, художественно- графический факультет. Работаю в школе с 1995 г.
Россия, Курская обл., Курск

Пояснительная записка

Автор: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна

Тема: «Рождественский фонарик». Мастер-класс новогодние поделки своими руками.

Аудитория: разработка для членов кружка изоискусства.

Цель: формировать представления школьников о работе с разнообразными пластическими и графическими материалами при создании новогодних украшений.

Задачи:

Образовательная: формировать представления школьников о праздновании Рождества и Нового года.

Воспитательная: воспитывать умения работать в группах

Развивающая: развивать образное мышление, мелкую моторику рук.

Методы: словесный (рассказ, беседа)

Наглядный (демонстрация, иллюстрация)

Практический

Материалы и оборудование для школьников:

1 группа (группа главного скульптора) часть пластиковой бутылки, скульптурный или лёгкий пластилин, акриловый грунт, акриловые краски, лак, декоративные контуры.

2 группа (дизайнеры росписи по стеклу) стеклянный фонарик, картон, линейка, циркуль, тонкий маркер, контуры по стеклу, краски для росписи по стеклу «Витраж».

3 группа (скульпторы малых форм) картон, керамическая масса, клей, акриловый грунт, акриловые краски, блёстки, лак.

Содержание мастер-класса:

  1. Организационный момент и мотивация учебной деятельности 

Учитель приветствует школьников, проверяет готовность, создает мотивационный настрой.

  1. Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности.

Сегодня на занятии мы продолжим говорить о зимних народных праздниках, и прежде, чем мы узнаем о нашем задании, давайте отгадаем кроссворд.

p1611083568.jpg

1 по вертикали.

Так называли период от Рождества Христова до Крещения, в который принято было кататься на санях, колядовать, гадать.

2 по вертикали.

Эту большую соломенную куклу, олицетворяющую зиму, принято было сжигать на Масленицу.

3 по вертикали.

Чтобы задобрить злых духов, древние германские племена вешали на ветви этого дерева фрукты и конфеты, так появился главный символ новогоднего праздника. Скажите, о каком дереве идёт речь.

4 по вертикали.

Назовите месяц, в который в допетровскую эпоху праздновали Новый год.

 5 по вертикали.

Задорные обрядовые песни, которые поют ряженые под Рождество.

1 по горизонтали.

 Постный день накануне Рождества Христова или Крещения.

Школьники разгадывают кроссворд.

Учитель. Ребята, рассмотрите, пожалуйста, картинки с изображением новогодних праздников. Назовите праздники, изображённые на картинках.

u1611083627.jpg

Школьники. Рождество, Новый год, Масленица

Учитель. Объясните, как вы догадались? Какие традиции изображены на этих картинках?

Школьники отвечают.

3. Введение в тему. Усвоение новых знаний

Учитель. Новогодние праздники всегда яркие весёлые и долгожданные. Подготовка к праздникам-хлопотное дело. С давних времён дома к новогодним праздникам украшали: устанавливали новогоднюю ель, делали яркие игрушки, вырезали гирлянды, создавая особенное новогоднее настроение. Если говорить о рождественских обычаях, то вы, наверное, слышали о традиции, в канун Рождества ставить на окно горящую свечу. Даже была такая поговорка: «У тех, у кого в сочельник стоит зажжённая свеча на окне, Бог никогда не оставит». Такая свеча символизирует душу человека, который готов принять, родившего Спасителя.

У нас в школе, очередной раз, объявлен конкурс на украшение новогодних окон. Мы уже придумывали с вами композиции по украшению оконных стёкол, но подоконники так и остались не украшенными. Сегодня я предлагаю вам в нашей творческой лаборатории смастерить рождественский фонарик, который поможет нам создать праздничное настроение.

Для того чтобы работа у нас сложилась, я предлагаю вам поделится на группы. В группу главного художника я предлагаю присоединиться тем, кто любит лепить.

В группу дизайнеров росписи по стеклу тех, кто хочет попробовать рисовать специальными витражными красками и работать контурами.

В группу мастеров мелкой пластики тех, кто умеет мастерить из керамической массы самые разнообразные фигурки.

(Школьники делятся на команды и знакомятся с этапами мастер-класса)

image-20210119221129-3.jpeg

4. Ознакомление с новыми умениями и навыками, показ образца их формирования.

Этапы работы группы главного художника

image-20210119221129-4.jpeg

Подготовим для верхней части фонарика часть пластиковой бутылки с крышкой и скульптурный пластилин. Поскольку пластилин твёрдый, его можно замочить в тёплой воде.

image-20210119221129-5.jpeg

Лепим пластилин на верхнюю часть бутылки, формируем тело и голову ангела.

image-20210119221129-6.jpeg

Присоединим к фигуре руки, волосы, крылья. На лице углубим места для глаз, и вытянем нос.

image-20210119221129-7.jpeg

Лепим детали лица ангела, мелкие детали: пальцы рук, дадим в руки ангела голубя.

image-20210119221129-8.jpeg

Размажем пластилин на  низ бутылки, сделаем складки на одежде. Наметим отверстия глаз, продавим узор на крыльях. Исправим неровности, если пластилин отвердевает, можно вставить руку внутрь бутылки и подставить скульптуру под струю тёплой воды. Пластилин станет мягким.

image-20210119221129-9.jpeg

Высушим сухой салфеткой фигуру и покроем её акриловым грунтом. Подготовим для покрытия бутылки грунтом губку.

image-20210119221129-10.jpeg

Покроем при помощи губки нижнюю часть бутылки так, чтобы низ был только слегка прикрыт грунтом.

image-20210119221129-11.jpeg

Высушим фигурку и начнём расписывать её акриловыми красками. Для придания цвета тела, смешаем немного оранжевого цвета с белилами.

image-20210119221129-12.jpeg

Тщательно прорисуем лицо, раскрасим птицу.

image-20210119221129-13.jpeg

На высохшей нижней части бутылки разметим узор карандашом, затем начнём украшать его контуром.

image-20210119221129-14.jpeg

Добавим разнообразных узоров разноцветными контурами, при помощи золотистых контуров прорисуем волосы. После того как контур высохнет, покроем фигурку лаком.

Этапы работы дизайнеров росписи по стеклу

image-20210119221129-15.jpeg

Подготовим к работе стеклянный фонарик, циркуль, лист картона, ножницы и маркер. Измерим горлышко фонарика и начертим на листе картона окружность размером с горлышко. Через центр окружности начертим линии под прямым углом и тем самым разделим окружность на 4 равные части. Приложим этот круг к горлышку и отметим на фонарике 4 точки.

image-20210119221129-16.jpeg

Уберём круг с горлышка, вырежем из бумаги небольшой фрагмент, размером равным расстоянию между отмеченными точками. Сложим лист пополам.

image-20210119221129-17.jpeg

Нарисуем на половине листа изображение стилизованного дерева, переведём вторую половину. Можно дать детям готовые рисунки, нужного размера.

image-20210119221129-18.jpeg

Вставим, полученную картинку в фонарик, предварительно надрезав края. Прикрепим бумагу скотчем и разместим рисунок точно между, нарисованными маркером на фонарике точками.

h1611083857.JPG

Обведём рисунок с внешней стороны фонарика контурами, затем переместим листок к следующим точкам и продолжим переносить рисунок на стеклянный фонарик. Ребята в группе могут по очереди попробовать перенести свой фрагмент рисунка.

image-20210119221129-20.jpeg

Добавим разнообразных по цвету контуров, просушим рисунок и подготовим краски для рисования по стеклу.

image-20210119221129-21.jpeg

Закрашиваем промежутки между контурами специальными красками по стеклу, украшаем часть рисунка специальным гелем для жемчужин.

Этапы работы группы мастеров мелкой пластики.

image-20210119221129-22.jpeg

Заранее подготовим круг из картона размером  величиной с донышко фонарика. Подготовим для лепки керамическую массу.

image-20210119221129-23.jpeg

Налепим на картон массу, создадим небольшие сугробы. Из массы отдельно можно слепить избушки, храмы, ёлочки. Из проволоки можно сделать деревца. Выполняя эту работу, можно применить фантазию, главными героями полянки могут стать пушистые зайчата у ёлочек, человечки  и проч.

image-20210119221129-24.jpeg

Высушим полянку, и вклеим в пейзаж вылепленные объекты. Покроем акриловым грунтом полученный рельеф.

image-20210119221129-25.jpeg

Распишем все детали акрилом.

image-20210119221129-26.jpeg

При помощи лака и блёсток сделаем сияющим купол. Покроем лаком остальные детали. Поместим получившийся рельеф внутрь фонарика.

p1611084268.jpg

Теперь присоединим к нашей поделке свечку. Для этого возьмём плотную основу. Я выбрала плотный картон. Начертим циркулем окружность размером с горлышко стеклянного фонарика, вырежем. Затем возьмём, купленный в Fix Price, фонарик в виде свечки, измерим его диаметр и начертим на картоне такую же окружность. Вырежем отверстие посередине. Вставим свечку в отверстие. Перевернём круг фонариком вниз и накроем крышкой горлышко стеклянного фонарика.

image-20210119221129-28.jpeg

 Сверху двухсторонним скотчем прикрепим фигурку ангела, если есть лишний подобный фонарик, можно вставить его внутрь бутылки.

Внимание! Ни в коем случае нельзя заменять электрический фонарик настоящими свечами. Пожароопасно!

image-20210119221129-29.jpeg

Фонарик готов.

i1611084366.jpg

Физминутка

Физминутку проводим в промежутке между этапами практической работы, пока высыхают лак и контуры.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%91%D0%BB%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1610970762978479-442040021877911327300110-production-app-host-vla-web-yp-7&

5. Анализ работ. Подведение итогов

Подведение итогов проводим в виде выставки с обсуждением положительных сторон работы и необходимых исправлений.

6. Рефлексия

d1611084592.jpg

Занятие подходит к концу. Давайте оценим нашу работу на уроке. Каждый из вас получил коробочку с подарком расположите свой подарок на санки к весёлому снеговику, если на уроке у вас всё получилось или к грустному снеговику, если не всё сложилось, но в следующий раз будете стараться.

(Школьники располагают свои подарки на санки)

7. Организованное завершение урока

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (34)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 19.01.21 в 23:07 8Ответить Пожаловаться
Это просто чудо, Жанна Владиславовна!!! Верх совершенства!!! Искренне Вам пишу, желаю творить дальше и заражать своим творчеством всех Ваших подопечных!!! В этой работе Ваше мастерство, талант и душа!!!
Садварий Жанна Владиславовна, 19.01.21 в 23:30 8Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Наталья Владимировна!
Семяшкина Ирина Васильевна, 19.01.21 в 23:07 9Ответить Пожаловаться
Замечательная работа, Жанна Владиславовна!
Садварий Жанна Владиславовна, 19.01.21 в 23:31 8Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Васильевна!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 20.01.21 в 00:29 7Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Жанна Владиславовна, за очередной шедевр!!! Замечательная работа!!!
Садварий Жанна Владиславовна, 20.01.21 в 16:22 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Наталья Валерьевна!
Язенина Ольга Анатольевна, 20.01.21 в 01:04 6Ответить Пожаловаться
Я в восторге и от самого урока, и от результата урока! Как красиво!!! Как интересно! Спасибо за то, что делитесь своим опытом!
Садварий Жанна Владиславовна, 20.01.21 в 16:23 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна!
Панов Егор Игоревич, 20.01.21 в 03:33 7Ответить Пожаловаться
Отличный мастер-класс! Спасибо!
Садварий Жанна Владиславовна, 20.01.21 в 16:25 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Егор Игоревич!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.