Мастер-класс по созданию новогодней поделки своими руками «Рождественский фонарик» (1–4 классы)
Пояснительная записка
Автор: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна
Тема: «Рождественский фонарик». Мастер-класс новогодние поделки своими руками.
Аудитория: разработка для членов кружка изоискусства.
Цель: формировать представления школьников о работе с разнообразными пластическими и графическими материалами при создании новогодних украшений.
Задачи:
Образовательная: формировать представления школьников о праздновании Рождества и Нового года.
Воспитательная: воспитывать умения работать в группах
Развивающая: развивать образное мышление, мелкую моторику рук.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
Практический
Материалы и оборудование для школьников:
1 группа (группа главного скульптора) часть пластиковой бутылки, скульптурный или лёгкий пластилин, акриловый грунт, акриловые краски, лак, декоративные контуры.
2 группа (дизайнеры росписи по стеклу) стеклянный фонарик, картон, линейка, циркуль, тонкий маркер, контуры по стеклу, краски для росписи по стеклу «Витраж».
3 группа (скульпторы малых форм) картон, керамическая масса, клей, акриловый грунт, акриловые краски, блёстки, лак.
Содержание мастер-класса:
- Организационный момент и мотивация учебной деятельности
Учитель приветствует школьников, проверяет готовность, создает мотивационный настрой.
- Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности.
Сегодня на занятии мы продолжим говорить о зимних народных праздниках, и прежде, чем мы узнаем о нашем задании, давайте отгадаем кроссворд.
1 по вертикали.
Так называли период от Рождества Христова до Крещения, в который принято было кататься на санях, колядовать, гадать.
2 по вертикали.
Эту большую соломенную куклу, олицетворяющую зиму, принято было сжигать на Масленицу.
3 по вертикали.
Чтобы задобрить злых духов, древние германские племена вешали на ветви этого дерева фрукты и конфеты, так появился главный символ новогоднего праздника. Скажите, о каком дереве идёт речь.
4 по вертикали.
Назовите месяц, в который в допетровскую эпоху праздновали Новый год.
5 по вертикали.
Задорные обрядовые песни, которые поют ряженые под Рождество.
1 по горизонтали.
Постный день накануне Рождества Христова или Крещения.
Школьники разгадывают кроссворд.
Учитель. Ребята, рассмотрите, пожалуйста, картинки с изображением новогодних праздников. Назовите праздники, изображённые на картинках.
Школьники. Рождество, Новый год, Масленица
Учитель. Объясните, как вы догадались? Какие традиции изображены на этих картинках?
Школьники отвечают.
3. Введение в тему. Усвоение новых знаний
Учитель. Новогодние праздники всегда яркие весёлые и долгожданные. Подготовка к праздникам-хлопотное дело. С давних времён дома к новогодним праздникам украшали: устанавливали новогоднюю ель, делали яркие игрушки, вырезали гирлянды, создавая особенное новогоднее настроение. Если говорить о рождественских обычаях, то вы, наверное, слышали о традиции, в канун Рождества ставить на окно горящую свечу. Даже была такая поговорка: «У тех, у кого в сочельник стоит зажжённая свеча на окне, Бог никогда не оставит». Такая свеча символизирует душу человека, который готов принять, родившего Спасителя.
У нас в школе, очередной раз, объявлен конкурс на украшение новогодних окон. Мы уже придумывали с вами композиции по украшению оконных стёкол, но подоконники так и остались не украшенными. Сегодня я предлагаю вам в нашей творческой лаборатории смастерить рождественский фонарик, который поможет нам создать праздничное настроение.
Для того чтобы работа у нас сложилась, я предлагаю вам поделится на группы. В группу главного художника я предлагаю присоединиться тем, кто любит лепить.
В группу дизайнеров росписи по стеклу тех, кто хочет попробовать рисовать специальными витражными красками и работать контурами.
В группу мастеров мелкой пластики тех, кто умеет мастерить из керамической массы самые разнообразные фигурки.
(Школьники делятся на команды и знакомятся с этапами мастер-класса)
4. Ознакомление с новыми умениями и навыками, показ образца их формирования.
Этапы работы группы главного художника
Подготовим для верхней части фонарика часть пластиковой бутылки с крышкой и скульптурный пластилин. Поскольку пластилин твёрдый, его можно замочить в тёплой воде.
Лепим пластилин на верхнюю часть бутылки, формируем тело и голову ангела.
Присоединим к фигуре руки, волосы, крылья. На лице углубим места для глаз, и вытянем нос.
Лепим детали лица ангела, мелкие детали: пальцы рук, дадим в руки ангела голубя.
Размажем пластилин на низ бутылки, сделаем складки на одежде. Наметим отверстия глаз, продавим узор на крыльях. Исправим неровности, если пластилин отвердевает, можно вставить руку внутрь бутылки и подставить скульптуру под струю тёплой воды. Пластилин станет мягким.
Высушим сухой салфеткой фигуру и покроем её акриловым грунтом. Подготовим для покрытия бутылки грунтом губку.
Покроем при помощи губки нижнюю часть бутылки так, чтобы низ был только слегка прикрыт грунтом.
Высушим фигурку и начнём расписывать её акриловыми красками. Для придания цвета тела, смешаем немного оранжевого цвета с белилами.
Тщательно прорисуем лицо, раскрасим птицу.
На высохшей нижней части бутылки разметим узор карандашом, затем начнём украшать его контуром.
Добавим разнообразных узоров разноцветными контурами, при помощи золотистых контуров прорисуем волосы. После того как контур высохнет, покроем фигурку лаком.
Этапы работы дизайнеров росписи по стеклу
Подготовим к работе стеклянный фонарик, циркуль, лист картона, ножницы и маркер. Измерим горлышко фонарика и начертим на листе картона окружность размером с горлышко. Через центр окружности начертим линии под прямым углом и тем самым разделим окружность на 4 равные части. Приложим этот круг к горлышку и отметим на фонарике 4 точки.
Уберём круг с горлышка, вырежем из бумаги небольшой фрагмент, размером равным расстоянию между отмеченными точками. Сложим лист пополам.
Нарисуем на половине листа изображение стилизованного дерева, переведём вторую половину. Можно дать детям готовые рисунки, нужного размера.
Вставим, полученную картинку в фонарик, предварительно надрезав края. Прикрепим бумагу скотчем и разместим рисунок точно между, нарисованными маркером на фонарике точками.
Обведём рисунок с внешней стороны фонарика контурами, затем переместим листок к следующим точкам и продолжим переносить рисунок на стеклянный фонарик. Ребята в группе могут по очереди попробовать перенести свой фрагмент рисунка.
Добавим разнообразных по цвету контуров, просушим рисунок и подготовим краски для рисования по стеклу.
Закрашиваем промежутки между контурами специальными красками по стеклу, украшаем часть рисунка специальным гелем для жемчужин.
Этапы работы группы мастеров мелкой пластики.
Заранее подготовим круг из картона размером величиной с донышко фонарика. Подготовим для лепки керамическую массу.
Налепим на картон массу, создадим небольшие сугробы. Из массы отдельно можно слепить избушки, храмы, ёлочки. Из проволоки можно сделать деревца. Выполняя эту работу, можно применить фантазию, главными героями полянки могут стать пушистые зайчата у ёлочек, человечки и проч.
Высушим полянку, и вклеим в пейзаж вылепленные объекты. Покроем акриловым грунтом полученный рельеф.
Распишем все детали акрилом.
При помощи лака и блёсток сделаем сияющим купол. Покроем лаком остальные детали. Поместим получившийся рельеф внутрь фонарика.
Теперь присоединим к нашей поделке свечку. Для этого возьмём плотную основу. Я выбрала плотный картон. Начертим циркулем окружность размером с горлышко стеклянного фонарика, вырежем. Затем возьмём, купленный в Fix Price, фонарик в виде свечки, измерим его диаметр и начертим на картоне такую же окружность. Вырежем отверстие посередине. Вставим свечку в отверстие. Перевернём круг фонариком вниз и накроем крышкой горлышко стеклянного фонарика.
Сверху двухсторонним скотчем прикрепим фигурку ангела, если есть лишний подобный фонарик, можно вставить его внутрь бутылки.
Внимание! Ни в коем случае нельзя заменять электрический фонарик настоящими свечами. Пожароопасно!
Фонарик готов.
Физминутка
Физминутку проводим в промежутке между этапами практической работы, пока высыхают лак и контуры.
5. Анализ работ. Подведение итогов
Подведение итогов проводим в виде выставки с обсуждением положительных сторон работы и необходимых исправлений.
6. Рефлексия
Занятие подходит к концу. Давайте оценим нашу работу на уроке. Каждый из вас получил коробочку с подарком расположите свой подарок на санки к весёлому снеговику, если на уроке у вас всё получилось или к грустному снеговику, если не всё сложилось, но в следующий раз будете стараться.
(Школьники располагают свои подарки на санки)
7. Организованное завершение урока
Пролубщикова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Семяшкина Ирина Васильевна
Садварий Жанна Владиславовна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Язенина Ольга Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Панов Егор Игоревич
Садварий Жанна Владиславовна
Ирина Владимировна Казарцева
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Антропова Мария Александровна
Садварий Жанна Владиславовна
Фролова Елена Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ванчугова Светлана Михайловна
Садварий Жанна Владиславовна
Янова Татьяна Викторовна