Материал на проверке

Конспект урока на тему «Рождество Пресвятой Богородицы»

1
0
Материал опубликован 28 September 2015

ЦЕЛЬ: углубить знания о православном календаре как способе организации жизни христиан на пути спасения.

ЗАДАЧИ:

- познакомить учащихся с вехами судьбы и жизни Пресвятой Девы Марии, задуматься о том, почему Ее так почитают в Православном мире.

- рассмотреть иконы Божьей Матери, узнать их виды, назначение, историю;

- учиться наблюдать, видеть и ценить не только красоту окружающего мира, но и духовную красоту человека, стремиться стать духовно богатой личностью

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Божественное домостроительство. Рождество Богородицы. Дева Мария. Кротость. Смирение. Царство Небесное. Богоотцы. Небесное веселье. Христианская радость. Иконы Богородицы.

СРЕДСТВА: учебное пособие, иллюстрации №1-7, презентация, видео «Рождество Пресвятой Богородицы», музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент

II. Объявление темы, целей и задач урока:

Учитель:

  - Ребята, тема сегодняшнего урока «Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы» / запись в тетрадь/ С праздником Рождество Пресвятой Богородицы вы  знакомы с курса ОПК 5 класса.

- Сегодня на уроке  мы вспомним, о каких событиях Священной истории рассказывает этот праздник, рассмотрим иконы Божьей Матери, узнаем их виды, назначение и историю.

III. Актуализация знаний по теме «Православные праздники»

- Жизнь христиан на Руси была устроена Церковью по церковному календарю в череде церковных праздников и подготовительных к ним дней. Давайте вспомним главные праздники православного календаря, или как мы их называем? /Двунадесятые праздники/

1. Работа у доски по карточкам:

   Расположить карточки в соответствии: Праздник – дата и в правильной последовательности, согласно годичному кругу богослужения. /Приложение 1/

2. Индивидуальный опрос:

- А пока ребята выполняют задание, мы с вами вспомним, как называется череда подготовительных дней к праздникам? /пост/ Какие посты Православного календаря вы знаете? / В православном календаре четыре больших поста: Рождественский пост, Великий пост, Петров пост и Успенский. Кроме того, православные христиане соблюдают пост в среду и пятницу каждой недели. Это дни, в которые был предан и распят Иисус Христос/

- Самые почитаемые христианские праздники, расположены в годичном круге богослужения. Расскажите об этом расположении? /Годичный круг богослужения можно разделить на три периода: I- от Новолетия – до Рождества Христова: в нём события Священной истории, произошедшие до пришествия в мир Спасителя. Он состоит почти из одних Богородичных праздников. II – от Рождества Христова до Дня Святой Троицы: в нем рассказывается о земной жизни Спасителя, это праздники Господские. III – начинается событием рождения  Церкви Христовой – праздником Святой Троицы и длится до Новолетия: он посвящён праздникам святых Церкви Христовой.  По длительности эти периоды года приблизительно одинаковы. Но по смыслу – различны/

3. Проверка работы у доски:

- Все события Священной истории раскрываются в богослужении Двунадесятых главных христианских праздников, которые посвящены важнейшим событиям в Божественном домостроительстве человеческого спасения. Итак, что это за праздники и когда они празднуются?

1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября

2. Введение Богородицы во храм – 4 декабря

3. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля

4. Рождество Христово – 7 января

5. Сретение Господне – 15 февраля

6. Крещение Господне – 19 января

7. Преображение Господне – 19 августа

8. Вход Господень в Иерусалим – за неделю до Пасхи

9. Вознесение Господне – в 40 день после Пасхи

10. Пятидесятница /Святая Троица/ - в 50 день после Пасхи

11. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

12 Воздвижение Креста  Господня – 27 сентября

Самый Великий христианский праздник Воскресение Христово – Пасха.

    Часть праздников закреплена за определёнными датами и составляет неподвижный круг  праздников /непереходящие/. Другая часть – праздники подвижного /переходящего/ пасхального цикла. Это – Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение, Троица. Их даты определяются по лунному календарю, и каждый год они приходятся на разные дни.

4. Фронтальный опрос.

Расскажите, каким событиям посвящены эти праздники? /Приложение 2/

5. Сообщения.

- Из поколения в поколение в каждой благочестивой православной семье свято хранили христианские традиции почитания церковных праздников. Почитались на Руси и праздники святых, прославившихся подвигом семейной жизни. Приведите примеры таких семей? /1. Родители Девы Марии – праведные Иоаким и Анна. 2. Святые мученики Адриан и Наталия. 3. Святые Захария и Елизавета. 4. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские. 5. Святые преподобные Петр и Февронья Муромские. 6. Святые князь Димитрий Донской и княгиня Евдокия Московская.

   Сообщения: 1. Святые преподобные Петр и Февронья Муромские.

                         2. Святые князь Димитрий Донской и княгиня Евдокия Московская.

IV. Изучение новой темы

1. Просмотр видеофильма «Рождество Пресвятой Богородицы»

    - Итак, мы с вами уже узнали о том, какое место занимали праздники в православном календаре, в жизни семьи. Узнали и о том, что православный праздник не похож на обычный. Православные праздники ведут христиан путём следования за Христом. Это путь к спасению.

 - Сегодня мы будем вспоминать события праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В православном календаре – это первый Богородичный праздник. Ведь церковный год начинался на Руси с сентября. Давайте вспомним, о каких событиях Священной истории рассказывает этот праздник. /Просмотр фильма/

2. Лекция учителя «Иконы, посвящённые Богородице», сопровождающаяся презентацией:

  - Богородицу почитают как свою Мать христиане всего мира. Они называют Её Заступницей, Утешительницей, Неопалимой Купиной, Подательницей ума, Нечаянной радостью, Милующей, Всех скорбящих Радостью. Не сосчитать всех нежных имён, с которыми обращаются христиане к Матери Божией. Эти имена связаны с явлением людям чудесной помощи Пресвятой Богородицы от Её чудотворных икон./слайд 1/

   - О том, как выглядела Богородица, сохранились известия в исторических описаниях святого Епифания. Все кто жил в то время и удостоился видеть Пресвятую Богородицу, рассказывают, что Её внешность была облечена дивной красотой. Роста Она была немного выше среднего. Цвет лица Её был, как цвет зерна пшеничного. Волосы у неё были светло-русые и намного златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный; брови немного наклоненные и черные; уста подобны цвету розы; лицо немного продолговатое; руки и пальцы длинные. Одежда Её никогда не  была роскошной. Походка была величественная и твёрдая; взгляд серьёзный и приятный. Говорила Она редко и немного. Речь была кроткая, льющаяся прямо из незлобивого сердца. Вся красота Её божественной души отражалась на её прекрасном лице./слайд 2/

- На иконах Матерь Божия изображается по-разному.  Просмотрите, пожалуйста, представленный на слайдах видеоряд с иконами Божией Матери.

/Слайд 3, музыкальное сопровождение/

- Первая икона Пресвятой Богородицы была написана еще при ее жизни Евангелистом Лукой.

- Принято говорить о разных иконографических типах  изображения Богородицы. С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные иконографические типы изображения Богородицы, зародившиеся еще в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства.

/Слайд  4/

Рассмотрим основные иконографические типы изображения Богородицы :

 1. Иконографический тип «Елеуса» или «Милующая», сложился в Византии в XI веке, изображает Богоматерь и Младенца, склонённых друг к другу. Предвидящий ожидающий страдания, младенец прикасается своей щекой к щеке Богоматери, которая, склонив голову, поддерживает его. Богоматерь с умилением смотрит на Сына, ласкает его, и Младенец с нежностью прижимается к ней. Иисус может находиться с правой, и левой стороны от неё.

К этому типу относятся: «Владимирская», «Взыскание погибших», «Донская», «Федоровская», «Ярославская», «Яхромская» и др. .  /слайд 5/ 

2. «Одигитрия» - «Путеводительница», то есть указывающая путь к Христу, Путеводительница к Богу, вечному спасению.

По преданию первая икона этого типа написана евангелистом Лукой. Иисус-младенец на руках у Богоматери сидит прямо на некотором отдалении от нее и смотрит перед собой. В левой руке у Него свиток, знак Его учения, а правой он благословляет. Богородица правой рукой указывает на младенца.

К иконографическому типу «Одигитрия» относятся иконы: «Иверская», «Казанская», «Псковская», «Смоленская», «Тихвинская» и др. .   /слайд 6/

3. «Оранта» («Знамение», «Молящаяся»). Это иконы: «Курская», «Новгородская», «Знамение» и др. Богоматерь изображается или во весь рост, или по пояс, руки подняты до уровня плеч, с повернутыми к нам ладонями в молитвенной позе, на уровне груди располагается медальон с изображением Младенца Христа. /слайд 7/

  V. Итог урока

        -  В заключение нашего урока хочу процитировать слова Святого Амвросия. Он в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: "Она была не многоречива, любительница чтения... Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты." /слайд 8/

  - Так в чём же проявляется нравственный образ и слава Пресвятой Богородицы?

     (Она воистину исполняла волю Небесного Отца. Она была милосердна к злым и неблагодарным и матерински все терпела от названных Своих детей, ибо, по слову апостола Павла, «любовь долготерпит… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».)  

        Прослушивание песни «Матерь Богородица» /слайд 9/

VI. Домашнее задание. /слайд 10/

1.     Стр. 4-6 пересказ

2.     Записи в тетради по теме учить.

3.     Творческое задание на выбор: 1. Найти иллюстрации, фотографии чудотворных икон Пресвятой Богородицы, подготовить рассказ о них.

                                                                 2. Составить кроссворд. 

Комментарии

Рабочая программа по ЛФК

10 December 2018

Здравствуйте! Чтобы принять участие в конкурсе, вам необходимо зарегистрироваться на конкурс и разместить публикацию на сайте. Подробная инструкция по тому, как это можно сделать, находится здесь: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/faq.html (п.5 «ПУБЛИКАЦИИ», п.2 «Как разместить публикацию или урок»)

10 December 2018

Здравствуйте! Чтобы принять участие в конкурсе, вам необходимо зарегистрироваться на конкурс и разместить публикацию на сайте. Подробная инструкция по тому, как это можно сделать, находится здесь: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/faq.html (п.5 «ПУБЛИКАЦИИ», п.2 «Как разместить публикацию или урок»)

10 December 2018

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗЫ ПОЛУЧАЮТ: Анна – Рабочая программа «Волшебный песок» Черкунова Анна Дмитриевна – Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий Сафонова Ирина Александровна – Рабочая коррекционно-логопедическая программа учителя-логопеда В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призерами в ближайшее время. С уважением, администрация.

22 February 2019