12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мизева Виктория Павловна24
Россия, Приморский край, с. Екатериновка

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Екатериновский детский психоневрологический

дом-интернат«



Принято на Утверждаю

педагогическом совете Директор КГБУСО «ЕДПНИ»

от ___________2022 г. Н.Г. Бутурлин











«Рукодельница»

коррекционная программа по швейному делу, вязанию крючком и спицами.















Составитель: Мизева В.П..

инструктор по труду







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1) Пояснительная записка

2) Цель и задачи программы

3) Методическое обеспечение программы

4) Материальное обеспечение программы

5) Планируемые результаты

II. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

1) Тематический план

2) Тематическое планирование

3) Список литературы

III. ПРИЛОЖЕНИЕ

1) Календарно- тематическое планирование по вязанию крючком (Приложение А)

2) Календарно- тематическое планирование по вязанию на спицах (Приложение Б)

3) Календарно-тематическое планирование по швейному делу

(Приложение В)



















Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовой базой, федеральным законодательством:

- Семейным кодексом РФ (с изменениями на 2016 г.)

- Федеральным законом от 24.07.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 28.11.2015 г.)

- Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.11. 2015 г.)

- Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года, № 1599.

- Постановлением правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Программа нацелена на обучение детей со сниженным интеллектом, различными нарушениями моторики, слуха, эмоционально волевой сферы.

Программа составлена с учетом психофизического состояния обучаемых и ориентирована на выработку доступных для данного контингента умений и навыков.

Обучение рассчитано на 1 год.

При составлении программы были использованы три направления

Вязание крючком.

Вязание спицами.

Швейное дело.

В период обучения основное внимание уделяется:

-формированию практических умений и навыков работы с иглой, крючком, спицами.

-совершенствованию навыков выполнения простейших швов («вперед иголку», «назад иголку», «строчечный»), пришиванию пуговиц;

- выполнение основных элементов вязания крючком и спицами.

Реализация программы способствует разностороннему развитию сенсорно-перцептивной сферы (восприятие цвета, формы и величины, ориентация в пространстве), внимания, психомоторному развитию (мелкая моторика рук, общая координация движений), эмоционально-волевой сферы (уменьшение тревожности и агрессии, развитие интереса к шитью и вязанию). Это в свою очередь положительно сказывается на развитии личности ребёнка, поведение и общение, социализацию его в целом (участие в праздниках, конкурсах и в выставках прикладного творчества, формирование опыта совместного творчества).



Цель программы:

Формирование у воспитанников теоретических знаний и практических умений в швейном деле и вязании для расширения возможной социальной адаптации.

Задачи:

Обучающие

- формировать знания, умения и навыки в швейном деле и вязании на основе теоретической и практической деятельности обучаемых с использованием специальных инструментов и материалов, технологических карт, схем и образцов изделий.

Развивающие

- развивать восприятия пространства (вправо, влево, вверх, вниз)

- развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев рук и тактильных ощущений.


Воспитательные

- воспитывать усидчивость, аккуратность и дисциплинированность при выполнении задания

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

- воспитывать уважение к труду


Форма организации обучения – групповая, индивидуальная (не более 6 человек). Возраст обучающихся 12-18 лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Методическое обеспечение программы.

Методы обучения

1. Словесный (беседа, рассказ)

2. Наглядный (показ иллюстраций, рисунков, предметов, образцов)

3. Практический (упражнения в выполнении тех или иных способов действий с инструментами и материалами совместно

- совместные действия по подражанию

- действия по образцу

- действия по намеченным линиям с проколами и без проколов

- использование приемов наложения и обводки шаблонов, выкроек

- выполнение задания после предварительного тактильного и зрительного обследования (пробное выполнение задания)

- определение функционального назначения предметов и материалов, их свойств и качеств

Рекомендуемые типы занятий (по цели занятия):

Ознакомление с новым материалом

Закрепление изученного материала

Применение умений и знаний на практике

Обобщение и систематизация занятий

Комбинированное занятие



Требования к проведению занятий:

Педагог должен сформулировать тему и цель занятия

Задания должны способствовать раскрытию цели занятия

Каждое занятие должно быть развивающим, коррекционным, воспитывающим

На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы

Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом индивидуальных способностей, уровня подготовки обучаемых

Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии

Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила ТБ.



Программа составлена на следующих принципах:

Общей педагогики

- принцип доступности материала (переход от простого к сложному, от известного к неизвестному)

- принцип системности (определенно постоянный, регулярный характер в соответствии с календарно-тематическим планированием)

- принцип последовательности (строгая поэтапность выполняемых практических заданий)


2. Коррекционной педагогики

-принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания (построение обучающего процесса на основе максимального использования сохранных анализаторов и функций организма);

-принцип практической направленности обучения (занятия практической и продуктивной деятельностью);

-принцип наглядности (манипуляции с наглядными предметами);

-принцип дифференцированного и индивидуального подхода (в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями воспитанников);

- принцип мотивации (наличие побуждения, стремления к достижению цели);

- принцип продуктивной обработки информации (создание условий, в ходе которых обучаемые будут закреплять, отрабатывать ранее усвоенные навыки и умения через систему заданий, формулирующих у них осмысленное отношение к выполненной деятельности);

- принцип коррекции и развития высших психических функций.

Условия проведения занятий:

Наиболее приемлемым и целесообразным является индивидуальный метод взаимодействия с обучаемыми. Все работы выполняются по образцу при непосредственной помощи педагога. Четкий анализ, достаточное понимание цели занятия, поэтапное выполнение помогают обучаемым справиться с заданием. По окончании важно проанализировать изделие, сравнить с образцом, проговорить этапы выполнения задания.

Наблюдение за внутренним состоянием воспитанника. Занятия выстраиваются с учётом динамики внимания обучающегося. Важно вовремя заметить, когда и как переключить его внимание. Особое значение во время занятий имеет положительных эмоциональный фон.


Материальное обеспечение программы

Для выполнения работ по швейному делу и вязанию необходимы определенные материалы, инструменты и оборудование:

- принадлежности для ручного шитья и вязания (спицы, крючки, пряжа, иглы, наперстки, игольницы, сантиметровая лента, мелок);

- расходные материалы (бумага, ткань, нитки, пряжа);

- стенды с основными правилами техники безопасности (при работе с иглой, ножницами, крючком и спицами, утюгом), правилами поведения в швейной мастерской, санитарно-гигиеническими требованиями.


Планируемые результаты

Обучаемые должны знать:

- правила поведения в швейной мастерской, санитарно-гигиенические требования и требования по технике безопасности при выполнении швейных работ и вязании;

- швейные принадлежности и принадлежности для вязания, материалы.



Обучаемые должны уметь:


- организовать рабочее место и содержать его в порядке в течение выполнения практического задания;

- правильно использовать швейные принадлежности и принадлежности для вязания, владеть ими;

-выполнять намотку ниток (на шаблон или в клубок);

- вязать ровную цепочку;

- выполнять столбик без накида, столбик с накидом;

- выполнять прибавление петель в вязании квадрата от центра, соединение их полустолбиком;


- уметь набирать петли на спицы;

- вязать лицевую, изнаночную петлю;

- закрывать петли косичкой;

- вязать образцы платочной, чулочной вязками, резиночкой один к одному, два к двум;

- отрезать нить от катушки ножницами;

- вдеть нитку в иголку;

- завязать узелок на двойной нити;

- выполнять шов «вперед иголку», «назад иголку», «строчечный»;

-пришивать пуговицы;

- знать виды ткани и различать лицевую и изнаночную сторону ткани

- уметь пользоваться ножницами при разрезании ткани

- отчитываться о выполненной работе.

Тематический план

п/п

Тема, раздел программы

Кол-во часов

1.

Вязание крючком

42

2.

Вязание на спицах

48

3.

Швейное дело

48



138



Тематическое планирование содержание курса

п/п

Тема, раздел программы

Кол-во часов

1

Вводное занятие, вязание крючком.

2

2

Основные приёмы вязания крючком.

12

3

Вязание прямого полотна

12

4

Вязание столбика с накидом

8

5

Вязание квадрата столбиками с накидом от центра.

8

6

Вводное занятие, вязание спицами

2

7

Основные приёмы вязания спицами

20

8

Практическая работа.

26

9

Вводное занятие, швейное дело

2

10

Изучение швов по бумаге с вдетой двойной ниткой.

Применение швов «вперед иголку», «назад иголку», «строчечный»

12


20

11

Пришивание пуговиц.

10

12

Знакомство с тканью, ее назначением, свойствами, виды ткани

2

13

Резание ткани ножницами

2





Используемая литература

Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для 5-9 классов под редакцией кандидата психологических наук И.М. Бгажноковой – М; Просвещение 2006г.

Технология. Обслуживающий труд под редакцией В.Д.Симоненко – М, Просвещение, 2008г.

Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой – М: изд. НЦ ЭНАС,2001г.

Учись шить. Р.И. Монарстырная – М: Просвещение 1988г.

Иголка-волшебная – Т.И. Еременко – М: Просвещение, 1987г.

«Для тех кто вяжет» сборник под ред. Л.Ю.Киреевой, СПб,СКФ «Человек»,1992г.

«Быстрый крючок» - М., М.В. Максимова, М.А. Кузьмина, из-во ЭКСМО-Пресс 1999г.





















Календарно-тематическое планирование по вязанию крючком (Приложение А)

Количество часов 42



п/п

Тема занятия

Общее количество

часов

Теория

Практика

Содержание занятия

Сентябрь

Вводное занятие













2

2



Вязание крючком – старинный вид рукоделия:

- просмотр фотоальбомов, специальной литературы;

-выставка работ воспитанников предыдущих лет;

-материалы, инструменты и приспособления для вязания крючком;

-общий инструктаж по ТБ при работе крючком;

-правила поведения в учебной мастерской и организация рабочего места при вязании крючком;

-санитарно-гигиенические требования на занятиях.



Сентябрь













Основные приемы вязания крючком.

Намотка ниток.




Воздушные петли.
























12












2













10











Основные приемы вязания крючком.


Намотка ниток:

-на картонный шаблон;

-технология изготовления помпонов.

Воздушные петли:

-виды крючков;

-постановка рук при вязании крючком;

-техника выполнения начальной петли;

-сокращенная запись и условные знаки в вязании крючком;

-техника выполнения цепочек из воздушных петель;

-техника выполнения простой аппликации: зарисовка эскиза, приклеивание цепочки из воздушных петель по контуру эскиза рисунка.

Практическая работа: Практическая работа:

Контурная аппликация из цепочки (по образцу) – «Улитка», «Птичка», «Елочка», «Выложи цветок из цепочки», «Придумай и выложи узор из цепочки»

сентябрь

Октябрь









Вязание прямого полотна






12










1










11

Воздушные петли и столбики:

-столбик без накида (техника выполнения);

-условное обозначение на схеме;

-понятие «ряд», «высота ряда».

Практическая работа: «Прихватка для кухни»


октябрь


Ноябрь


Вязание столбика с накидом


8


1



7



Столбик с накидом (техника выполнения, условное обозначение на схеме)

Ноябрь


Вязание квадрата столбиками с накидом от центра.

8

1

7

Вязание квадрата от центра:

-набор в/п;

-соединение их в кольцо соединительным столбиком;

-прибавление петель. Практическая работа: «Накидка на стул»



Календарно-тематическое планирование по вязанию на спицах (Приложение Б)

Количество часов 48



Дата

Тема занятия

Общее количество часов

Теория

Практика

Содержание занятия

Ноябрь


Вводное занятие, вязание спицами

2

2


-История возникновения вязания на спицах.

-Виды спиц, ниток пригодных для работы на спицах.

-Правила безопасной работы на спицах.

-Правила поведения в учебной мастерской.


ноябрь

Декабрь









Январь

Февраль



Основные приемы вязания на спицах




Практические работы




20







26



2







2




18







24

-Техника набора петель

-Правила вязания лицевой петли

-Правила вязания изнаночной петли

-Закрытие петель «косичкой», кромочных петель

-Образование цепочкообразного края

-Название вязок

-Вязание образцов платочной вязкой

-Вязание образцов чулочной вязкой

-вязание резиночки1х1, 2х2

-Вязание резинки для волос

-Вязание узоров «Путанка», «Шахматка»



Календарно-тематическое планирование по швейному делу (Приложение В)

Количество часов 48

п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие

-Беседа о необходимости приобретения навыков шитья, ремонта одежды;

-общее знакомство с принадлежностями для ручного шитья;

-правильная поза при шитье вручную;

-техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

2

Март

2

Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка Изучение швов по бумаге с вдетой двойной ниткой:

-по наколотым прямым линиям швом «вперед иголку», «назад иголку», «строчечный»;

-по наколотым рисункам с карандашным контуром;

-по наколотым рисункам без карандашного контура;

-по прямым линиям без проколов;

-по нанесенному рисунку без проколов.


12


Март


3






Применение швов «вперед иголку», «назад иголку», «строчечный».

Практическая работа.

-выполнение работ сметывания;

-пришивание вешалки;

-зашивание разрыва.

20

март

Апрель

Май



5

Пришивание пуговиц:

-назначение пуговиц;

-виды пуговиц;

-правила пришивания к одежде;

-правила безопасности при работе с иглой.

Практическая работа:

-пришивание пуговиц к ткани.





10





Май



6

Знакомство с тканью, ее назначение и свойства.

Виды ткани:

-хлопчатобумажная (ситец, фланель, сатин);

-шерстяная (шерсть, сукно);

-назначение каждого вида ткани;

-лицевая и изнаночная сторона ткани.

2


7

Резание ткани ножницами.

-правила безопасности при работе ножницами.

-резание ткани по намеченным линиям

2

Май
















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.