Коррекционная программа по швейному делу, вязанию крючком и спицами «Рукодельница»
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Екатериновский детский психоневрологический
дом-интернат«
Принято на Утверждаю
педагогическом совете Директор КГБУСО «ЕДПНИ»
от ___________2022 г. Н.Г. Бутурлин
«Рукодельница»
коррекционная программа по швейному делу, вязанию крючком и спицами.
Составитель: Мизева В.П..
инструктор по труду
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1) Пояснительная записка
2) Цель и задачи программы
3) Методическое обеспечение программы
4) Материальное обеспечение программы
5) Планируемые результаты
II. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
1) Тематический план
2) Тематическое планирование
3) Список литературы
III. ПРИЛОЖЕНИЕ
1) Календарно- тематическое планирование по вязанию крючком (Приложение А)
2) Календарно- тематическое планирование по вязанию на спицах (Приложение Б)
3) Календарно-тематическое планирование по швейному делу
(Приложение В)
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовой базой, федеральным законодательством:
- Семейным кодексом РФ (с изменениями на 2016 г.)
- Федеральным законом от 24.07.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 28.11.2015 г.)
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.11. 2015 г.)
- Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года, № 1599.
- Постановлением правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Программа нацелена на обучение детей со сниженным интеллектом, различными нарушениями моторики, слуха, эмоционально волевой сферы.
Программа составлена с учетом психофизического состояния обучаемых и ориентирована на выработку доступных для данного контингента умений и навыков.
Обучение рассчитано на 1 год.
При составлении программы были использованы три направления
Вязание крючком.
Вязание спицами.
Швейное дело.
В период обучения основное внимание уделяется:
-формированию практических умений и навыков работы с иглой, крючком, спицами.
-совершенствованию навыков выполнения простейших швов («вперед иголку», «назад иголку», «строчечный»), пришиванию пуговиц;
- выполнение основных элементов вязания крючком и спицами.
Реализация программы способствует разностороннему развитию сенсорно-перцептивной сферы (восприятие цвета, формы и величины, ориентация в пространстве), внимания, психомоторному развитию (мелкая моторика рук, общая координация движений), эмоционально-волевой сферы (уменьшение тревожности и агрессии, развитие интереса к шитью и вязанию). Это в свою очередь положительно сказывается на развитии личности ребёнка, поведение и общение, социализацию его в целом (участие в праздниках, конкурсах и в выставках прикладного творчества, формирование опыта совместного творчества).
Цель программы:
Формирование у воспитанников теоретических знаний и практических умений в швейном деле и вязании для расширения возможной социальной адаптации.
Задачи:
Обучающие
- формировать знания, умения и навыки в швейном деле и вязании на основе теоретической и практической деятельности обучаемых с использованием специальных инструментов и материалов, технологических карт, схем и образцов изделий.
Развивающие
- развивать восприятия пространства (вправо, влево, вверх, вниз)
- развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев рук и тактильных ощущений.
Воспитательные
- воспитывать усидчивость, аккуратность и дисциплинированность при выполнении задания
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи
- воспитывать уважение к труду
Форма организации обучения – групповая, индивидуальная (не более 6 человек). Возраст обучающихся 12-18 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Методическое обеспечение программы.
Методы обучения
1. Словесный (беседа, рассказ)
2. Наглядный (показ иллюстраций, рисунков, предметов, образцов)
3. Практический (упражнения в выполнении тех или иных способов действий с инструментами и материалами совместно
- совместные действия по подражанию
- действия по образцу
- действия по намеченным линиям с проколами и без проколов
- использование приемов наложения и обводки шаблонов, выкроек
- выполнение задания после предварительного тактильного и зрительного обследования (пробное выполнение задания)
- определение функционального назначения предметов и материалов, их свойств и качеств
Рекомендуемые типы занятий (по цели занятия):
Ознакомление с новым материалом
Закрепление изученного материала
Применение умений и знаний на практике
Обобщение и систематизация занятий
Комбинированное занятие
Требования к проведению занятий:
Педагог должен сформулировать тему и цель занятия
Задания должны способствовать раскрытию цели занятия
Каждое занятие должно быть развивающим, коррекционным, воспитывающим
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом индивидуальных способностей, уровня подготовки обучаемых
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила ТБ.
Программа составлена на следующих принципах:
Общей педагогики
- принцип доступности материала (переход от простого к сложному, от известного к неизвестному)
- принцип системности (определенно постоянный, регулярный характер в соответствии с календарно-тематическим планированием)
- принцип последовательности (строгая поэтапность выполняемых практических заданий)
2. Коррекционной педагогики
-принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания (построение обучающего процесса на основе максимального использования сохранных анализаторов и функций организма);
-принцип практической направленности обучения (занятия практической и продуктивной деятельностью);
-принцип наглядности (манипуляции с наглядными предметами);
-принцип дифференцированного и индивидуального подхода (в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями воспитанников);
- принцип мотивации (наличие побуждения, стремления к достижению цели);
- принцип продуктивной обработки информации (создание условий, в ходе которых обучаемые будут закреплять, отрабатывать ранее усвоенные навыки и умения через систему заданий, формулирующих у них осмысленное отношение к выполненной деятельности);
- принцип коррекции и развития высших психических функций.
Условия проведения занятий:
Наиболее приемлемым и целесообразным является индивидуальный метод взаимодействия с обучаемыми. Все работы выполняются по образцу при непосредственной помощи педагога. Четкий анализ, достаточное понимание цели занятия, поэтапное выполнение помогают обучаемым справиться с заданием. По окончании важно проанализировать изделие, сравнить с образцом, проговорить этапы выполнения задания.
Наблюдение за внутренним состоянием воспитанника. Занятия выстраиваются с учётом динамики внимания обучающегося. Важно вовремя заметить, когда и как переключить его внимание. Особое значение во время занятий имеет положительных эмоциональный фон.
Материальное обеспечение программы
Для выполнения работ по швейному делу и вязанию необходимы определенные материалы, инструменты и оборудование:
- принадлежности для ручного шитья и вязания (спицы, крючки, пряжа, иглы, наперстки, игольницы, сантиметровая лента, мелок);
- расходные материалы (бумага, ткань, нитки, пряжа);
- стенды с основными правилами техники безопасности (при работе с иглой, ножницами, крючком и спицами, утюгом), правилами поведения в швейной мастерской, санитарно-гигиеническими требованиями.
Планируемые результаты
Обучаемые должны знать:
- правила поведения в швейной мастерской, санитарно-гигиенические требования и требования по технике безопасности при выполнении швейных работ и вязании;
- швейные принадлежности и принадлежности для вязания, материалы.
Обучаемые должны уметь:
- организовать рабочее место и содержать его в порядке в течение выполнения практического задания;
- правильно использовать швейные принадлежности и принадлежности для вязания, владеть ими;
-выполнять намотку ниток (на шаблон или в клубок);
- вязать ровную цепочку;
- выполнять столбик без накида, столбик с накидом;
- выполнять прибавление петель в вязании квадрата от центра, соединение их полустолбиком;
- уметь набирать петли на спицы;
- вязать лицевую, изнаночную петлю;
- закрывать петли косичкой;
- вязать образцы платочной, чулочной вязками, резиночкой один к одному, два к двум;
- отрезать нить от катушки ножницами;
- вдеть нитку в иголку;
- завязать узелок на двойной нити;
- выполнять шов «вперед иголку», «назад иголку», «строчечный»;
-пришивать пуговицы;
- знать виды ткани и различать лицевую и изнаночную сторону ткани
- уметь пользоваться ножницами при разрезании ткани
- отчитываться о выполненной работе.
Тематический план
№ п/п | Тема, раздел программы | Кол-во часов |
1. | Вязание крючком | 42 |
2. | Вязание на спицах | 48 |
3. | Швейное дело | 48 |
| | 138 |
Тематическое планирование содержание курса
№ п/п | Тема, раздел программы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие, вязание крючком. | 2 |
2 | Основные приёмы вязания крючком. | 12 |
3 | Вязание прямого полотна | 12 |
4 | Вязание столбика с накидом | 8 |
5 | Вязание квадрата столбиками с накидом от центра. | 8 |
6 | Вводное занятие, вязание спицами | 2 |
7 | Основные приёмы вязания спицами | 20 |
8 | Практическая работа. | 26 |
9 | Вводное занятие, швейное дело | 2 |
10 | Изучение швов по бумаге с вдетой двойной ниткой. Применение швов «вперед иголку», «назад иголку», «строчечный» | 12 20 |
11 | Пришивание пуговиц. | 10 |
12 | Знакомство с тканью, ее назначением, свойствами, виды ткани | 2 |
13 | Резание ткани ножницами | 2 |
Используемая литература
Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для 5-9 классов под редакцией кандидата психологических наук И.М. Бгажноковой – М; Просвещение 2006г.
Технология. Обслуживающий труд под редакцией В.Д.Симоненко – М, Просвещение, 2008г.
Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой – М: изд. НЦ ЭНАС,2001г.
Учись шить. Р.И. Монарстырная – М: Просвещение 1988г.
Иголка-волшебная – Т.И. Еременко – М: Просвещение, 1987г.
«Для тех кто вяжет» сборник под ред. Л.Ю.Киреевой, СПб,СКФ «Человек»,1992г.
«Быстрый крючок» - М., М.В. Максимова, М.А. Кузьмина, из-во ЭКСМО-Пресс 1999г.
Календарно-тематическое планирование по вязанию крючком (Приложение А)
Количество часов 42
№ п/п | Тема занятия | Общее количество часов | Теория | Практика | Содержание занятия |
Сентябрь | Вводное занятие | 2 | 2 | | Вязание крючком – старинный вид рукоделия: - просмотр фотоальбомов, специальной литературы; -выставка работ воспитанников предыдущих лет; -материалы, инструменты и приспособления для вязания крючком; -общий инструктаж по ТБ при работе крючком; -правила поведения в учебной мастерской и организация рабочего места при вязании крючком; -санитарно-гигиенические требования на занятиях. |
Сентябрь | Основные приемы вязания крючком. Намотка ниток. Воздушные петли. | 12
| 2 | 10 | Основные приемы вязания крючком. Намотка ниток: -на картонный шаблон; -технология изготовления помпонов. Воздушные петли: -виды крючков; -постановка рук при вязании крючком; -техника выполнения начальной петли; -сокращенная запись и условные знаки в вязании крючком; -техника выполнения цепочек из воздушных петель; -техника выполнения простой аппликации: зарисовка эскиза, приклеивание цепочки из воздушных петель по контуру эскиза рисунка. Практическая работа: Практическая работа: Контурная аппликация из цепочки (по образцу) – «Улитка», «Птичка», «Елочка», «Выложи цветок из цепочки», «Придумай и выложи узор из цепочки» |
сентябрь Октябрь | Вязание прямого полотна | 12 | 1 | 11 | Воздушные петли и столбики: -столбик без накида (техника выполнения); -условное обозначение на схеме; -понятие «ряд», «высота ряда». Практическая работа: «Прихватка для кухни» |
октябрь Ноябрь | Вязание столбика с накидом | 8 | 1
| 7
| Столбик с накидом (техника выполнения, условное обозначение на схеме) |
Ноябрь | Вязание квадрата столбиками с накидом от центра. | 8 | 1 | 7 | Вязание квадрата от центра: -набор в/п; -соединение их в кольцо соединительным столбиком; -прибавление петель. Практическая работа: «Накидка на стул» |
Календарно-тематическое планирование по вязанию на спицах (Приложение Б)
Количество часов 48
Дата | Тема занятия | Общее количество часов | Теория | Практика | Содержание занятия |
Ноябрь | Вводное занятие, вязание спицами | 2 | 2 | | -История возникновения вязания на спицах. -Виды спиц, ниток пригодных для работы на спицах. -Правила безопасной работы на спицах. -Правила поведения в учебной мастерской. |
ноябрь Декабрь Январь Февраль | Основные приемы вязания на спицах Практические работы | 20 26 | 2 2 | 18 24 | -Техника набора петель -Правила вязания лицевой петли -Правила вязания изнаночной петли -Закрытие петель «косичкой», кромочных петель -Образование цепочкообразного края -Название вязок -Вязание образцов платочной вязкой -Вязание образцов чулочной вязкой -вязание резиночки1х1, 2х2 -Вязание резинки для волос -Вязание узоров «Путанка», «Шахматка» |
Календарно-тематическое планирование по швейному делу (Приложение В)
Количество часов 48
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие -Беседа о необходимости приобретения навыков шитья, ремонта одежды; -общее знакомство с принадлежностями для ручного шитья; -правильная поза при шитье вручную; -техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. | 2 | Март |
2 | Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка Изучение швов по бумаге с вдетой двойной ниткой: -по наколотым прямым линиям швом «вперед иголку», «назад иголку», «строчечный»; -по наколотым рисункам с карандашным контуром; -по наколотым рисункам без карандашного контура; -по прямым линиям без проколов; -по нанесенному рисунку без проколов. | 12 | Март |
3 | Применение швов «вперед иголку», «назад иголку», «строчечный». Практическая работа. -выполнение работ сметывания; -пришивание вешалки; -зашивание разрыва. | 20 | март Апрель Май |
5 | Пришивание пуговиц: -назначение пуговиц; -виды пуговиц; -правила пришивания к одежде; -правила безопасности при работе с иглой. Практическая работа: -пришивание пуговиц к ткани. | 10 | Май |
6 | Знакомство с тканью, ее назначение и свойства. Виды ткани: -хлопчатобумажная (ситец, фланель, сатин); -шерстяная (шерсть, сукно); -назначение каждого вида ткани; -лицевая и изнаночная сторона ткани. | 2 | |
7 | Резание ткани ножницами. -правила безопасности при работе ножницами. -резание ткани по намеченным линиям | 2 | Май |