12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиковкина Светлана Александровна553
Россия, Нижегородская обл., Арзамас
3

Русская народная культура как средство духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста


Проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры является одной из
наиболее актуальных. Её актуальность для общества выражается в необходимости
противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется
подрастающее поколение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности,
умеющей в дальнейшем найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся
действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы
подрастающего поколения. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает неприходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Вбирая в себя опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый
устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Интересное содержание, богатство
фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка,
доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него воспитательное воздействие.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает
художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки,
обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и
содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко
использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам
поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только
у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества
для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а
значит, и интересно.
На первом этапе нами было проведено анкетирование детей и их родителей с целью
выявления наличия у них потребности в получении знаний о русской народной культуре.
Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что все родители
группы желают, чтобы их детей приобщали к истокам русской народной культуры, что у
детей и родителей есть потребность в изучении народного творчества. Родители одобряют
проведение фольклорных праздников в детском саду и некоторые хотели бы принять в них
участие.
Кроме того, полученные результаты выявили необходимость организации
сотрудничества с родителями воспитанников в рамках данной темы.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивалась в работах
В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребёнок почти полностью
идентифицирует себя с семьёй, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчёркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьёй, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают
проведённые исследования О. Л. Зверевой, позже эти данные были подтверждены Е. П.
Арнаутовой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки
воспитательно - образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от
её причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого
образовательного пространства, в котором все участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно.
Определив цель, мы поставили перед собой конкретные задачи:
 приобщать детей и родителей к культуре и традициям русского народа;
 формироватьумение понимать роль семьи, воспитывать будущего хозяина( хозяйку);
 развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный
вкус.
В процессе реализации данных задач были осуществлены следующие мероприятия:
подобраны серия потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок,
хороводов, народных игр, которые использовались в работе с детьми на занятиях, в
режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах. Мы старались
применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей.
Были и трудности, например: не было соответствующих материалов и пособий,
окружающая действительность, особенно в городе, не давала возможности реального
приобщения детей к народной культуре. Вот тут пришли на помощь и родители, и бабушки,
и сотрудники. Общими усилиями стали собирать материал в уголок старинного русского
быта. Сделали переносную печь, разместили домашнюю утварь, полотенца, рушники,
вышивку. Здесь же разместили предметы народно-прикладного искусства (Дымка, Гжель,
Городец, Хохлома и др.). Теперь в "избе" стали проводить мероприятия по ознакомлению
детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, петь
народные песни, частушки, заклички.
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают
желание сотрудничать с детским садом тогда, когда речь идёт непосредственно об их
ребёнке. Всё, что связанно с их ребёнком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот
интерес мы используем при организации мероприятий. На праздниках не было просто
зрителей. Разнообразие ролей позволяло каждому стать действующим лицом в соответствии
со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, кто-то с удовольствием исполняет
частушки. А если у ребёнка нет ярко выраженных музыкальных или актёрских
способностей, он всё равно активный участник праздника: поёт вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает индивидуальность благодаря
импровизационному характеру народных праздников и обрядов.
После проведения некоторых фольклорных мероприятий заметили интерес родителей,
бабушек к этой теме. Предложили более свободным от работы бабушкам принять участие в
проведении таких праздников, ведь именно они знают народные песни, игры, хороводы и т.д.
Результат превзошёл все ожидания. Были в восторге не только дети, но и бабушки. Ребёнок
был горд, что выступает вместе с бабушкой, мамой, а мамы и бабушки в свою очередь ,
получили огромный положительный эмоциональный заряд.
Родители с большим интересом принимали участие в проведении народных
праздников и развлечений. Традиционными стали проводы Масленицы, Осенины, День
рождения рябины, Рождественские колядки, Бабушкины игры, Кузьминки. Совместные
мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что
оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Содержание работы с родителями реализовывалось через разнообразные формы:
информационно-аналитические (анкетирование), досуговые (совместные праздники,
развлечения, участие родителей в конкурсах, выставках, привлечение к изготовлению
атрибутов к играм и элементов костюма), познавательные (родительские собрания,
консультации, игры с фольклорным содержанием).
Результаты проведённой диагностики детей старшего возраста показали, что
приложенные усилия совместной работы воспитателей, музыкального работника, родителей
не пошли даром. У детей появился интерес, возросла работоспособность, всё смелее стали
применять пословицы, поговорки не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Длительное наблюдение ребёнка в обстановке детского сада, совместное участие в
различных мероприятиях, в творческой деятельности позволило родителям иначе взглянуть
на ребёнка и на воспитание его в домашних условиях.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение
- два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные
функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании
различных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов
коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Ещё А. С. Макаренко
писал: " Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитать, как
хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание". Главное в работе -
завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости
согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия
процесс воспитания невозможен или неполноценен. Поэтому особое внимание должно
уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на
организацию индивидуальной работы с семьёй, дифференцированный подход к семьям
разного типа.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.