Русское правописание: орфография и пунктуация
МУниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 75
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
Направленность: учебная
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 3 года (102 часа)
Автор-составитель:
Ханкевич АС.
Екатеринбург, 2023
Актуальность программы
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что данный курс предлагает решить проблему « вопросов орфографии и пунктуации» через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования и строения предложения является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Кроме того, в процессе ее реализации формируются навыки орфографической и пунктуационной зоркости, что способствует общему речевому развитию и устойчивому позитивному психологическому состоянию школьников, повышению заинтересованности в изучении предмета.
Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической и пунктуационной «зоркости».
Данная программа закрепляет навыки грамотного письма, предполагает расширение словарного запаса, развития как устной, так и письменной речи, повышение мотивации в изучении языка.
Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и наречий. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы:
« Иноязычные морфемы в качестве приставок», «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей не и приставкой до- », «Модели образования сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый».
Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим, а также пунктуационным анализом текстов, а также другими упражнениями для закрепления материала.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: повышение орфографической и пунктуационной зоркости, качественная подготовка учащихся к успешной сдаче экзаменов
Задачи программы:
– обучение обучающихся внимательному исследованию текста;
-анализ его содержания и лингвистических компонентов с целью глубокого погружения в содержание и понимание значения отдельных слов;
-поиск в тексте конкретных примеров, иллюстрирующих определенные орфографические правила.
- поиск интенсивных приемов формирования орфографической и пунктуационной зоркости учащихся;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков путем создания творческой атмосферы на занятии;
- реализация задачи развития логического мышления обучающихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- усиление практической направленности обучения русскому языку;
- поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в 5-7 классах.
Отличительные особенности
Практика показывает, что, как правило, третья часть класса испытывает трудности в овладении орфографическими навыками еще в начальной школе. С годами проблемы лишь увеличиваются, и к 8 классу у детей накапливаются не только проблемы в усвоении материала, но растет и отрицательный психологический настрой на работу по данному предмету. Данная программа направлена на исправление сложной ситуации у детей с проблемами в изучении русского языка, является дополнением к основному курсу русского языка и предназначена именно для учащихся 8 классов, испытывающих определенные трудности в изучении русского языка.
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии и пунктуации. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические и пунктуационные навыки детьми 13-15- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо.
Формы и режим занятий
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, их возможности и способности, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате изучения русского языка в объединении ученик должен:
понимать:
- особенности структуры слова и его грамматической формы;
- отличительные особенности орфограмм, пунктограмм;
-особенности частей речи и применение соответствующих правил.
уметь:
- правильно определять орфограммы, пунктограммы;
- применять нужные правила, знать исключения из правил;
- выделять значимую информацию; выделять главные факты;
-читать тексты разных жанров, вычленять из текста слова на определенную орфограмму, пунктограмму;
- уметь оценивать свои достижения,
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы будет являться тестирование
Тематическое планирование 8 класс
№ урока п/п | Название раздела | Название тем, уроков | Использование ЭОР и ЦОР | Количество часов | Учет программы воспитания | Форма контроля |
1 | | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение – слушание; письмо – чтение. Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания. | | 1 | | |
2 | | Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли; ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному; совершенствование текста и тд. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и тп. Возникновение и развитие письма как средства общения. | | 1 | | |
Орфография (32 часа) | ||||||
| Орфография как система правил правописания (2 часа) | | | | | |
3 | | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др. | | 1 | | тест |
5 | | Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос слова. | | 1 | | |
| Правописание морфем (18 часов) | | | | | |
6 | | Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический). | | 1 | | |
7 | | Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. | | 1 | РЭШ | |
8 | | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; Е и Э в заимствованных словах. | | 1 | | |
9 | | Правила, нарушающие единообразие написания корня (Ы и И в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания. | | 1 | | тест |
10 | | Группы корней с чередованием гласных: 1)-кас-//-кос-,-лаг-//-лож-,-бир-//-бер-,-тир-//-тер-,-стил-//-стел- и др.; 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч-; 3) –гар-//-гор-,-твар-//-твор-, -клан-//-клон-,-зар-//-зор-; 4) корни сполногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле. | | 1 | | тест |
11 | | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизноси-мых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. | | 1 | РЭШ | |
12 | | Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фи, гео, фон и т.п.). | | 1 | | |
13 | | Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с-фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению)-морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-. | | 1 | | |
14 | | Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразователь-ного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. | | 1 | | тест |
15 | | Типичные суффиксы имён существительных и их написание: арь-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности. | | 1 | | |
16 | | Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват (-еват-), -евит-,-лив-,-чив-,-чат-,-ист-,-оньк-(-еньк-) и др. различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. | | 1 | Якласс | |
17 | | Типичные суффиксы глаголов и их написание: -и-,-е-,-а-,-ка-,-ва_,-ирова-,-ича-,-ану-. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез-/обес; -ться и –тся в глаголах. | | 1 | | тест |
18 | | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени. | | 1 | | |
19 | | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | | 1 | | тест |
20 | | Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. | | 1 | РЭШ | |
21 | | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе кото-рых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ. | | 1 | | тест |
22 | | Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн, щн, нч, нщ,рч, рщ,чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | | 1 | Якласс | |
23 | | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Этимологическая справка как приём объяснения морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. Приём поморфемной записи слов и его практическая значимость. | | 1 | | |
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 часов) | ||||||
24 | | Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | | 1 | | |
25 | | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | | 1 | | |
26 | | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. | | 1 | | |
27 | | Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). | | 1 | | тест |
28 | | Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. | | 1 | | |
29 | | Особенности написания производных предлогов. | | 1 | | |
30 | | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | | 1 | | |
31 | | Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | | 1 | РЭШ | |
32 | | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | | 1 | | |
33 | | Работа со словарём «Слитно или раздельно?». | | 1 | | |
Написание строчных и прописных букв (3 часа) | ||||||
34 | | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | | 1 | | |
35 | | Основные способы образования. | | 1 | | |
36 | | Работа со словарём «Строчная или прописная?». | | 1 | |
Тематическое планирование 9 класс
№ урока п/п | Название раздела | Название тем, уроков | Использование ЭОР и ЦОР | Количество часов | Учет программы воспитания | Форма контроля |
Особенности письменного общения (5 ч) | ||||||
1 | | Устное и письменное общение. | | | | |
2 | | Возникновение и развитие письма. | | 1 | | |
3 | | Особенности письменной речи. | | 1 | | |
4 | | Основные требования к оформлению письменного высказывания. | | 1 | | |
5 | | Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении. | | 1 | | |
Роль орфографии в письменном общении (11 ч) | ||||||
6 | | Основные правила письменного общения. | | 1 | | |
7 | | Роль орфографии вписьменном общении | | 1 | | |
8 | | Возможности орфографии для более точной передачи чужой речи. | | 1 | РЭШ | |
9 | | Разделы русской орфографии и принципы написания. | | 1 | | |
10 | | Разделы русской орфографии и принципы написания. | | 1 | | |
11 | | Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. | | 1 | | |
12 | | Роль анализа при выборе слитного написания. | | 1 | | |
13 | | Роль анализа при выборе дефисного написания. | | 1 | | тест |
14 | | Роль анализа при выборе раздельного написания. | | 1 | Якласс | |
15 | | Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. | | 1 | | |
16 | | Основные правила графического сокращения слов. | | 1 | | |
Роль пунктуации в письменном общении | ||||||
17 | | Некоторые сведения из истории русской пунктуации. | | 1 | | |
18 | | Основное назначение пунктуации | | 1 | | |
19 | | Принципы русской пунктуации: грамматический. | | 1 | | |
20 | | Принципы русской пунктуации: смысловой | | 1 | | |
21 | | Смысловая роль знаков препинания | | 1 | | |
22 | | Структура предложения и пунктуация. | | 1 | | |
23 | | Интонация и пунктуация. | | 1 | | |
24 | | Основные функции пунктуационных знаков. | | 1 | | |
25 | | Разделительные, выделительные знаки препинания. | | 1 | РЭШ | |
26 | | Разделы русской пунктуации. | | 1 | | |
27 | | Знаки препинания в конце предложения. | | 1 | | |
28 | | Знаки препинания внутри простого предложения. | | 1 | | |
29 | | Знаки препинания между частями сложного предложения. | | 1 | | тест |
30 | | Знаки препинания при передаче чужой речи. | | 1 | | |
31 | | Знаки препинания в связном тексте, | | 1 | | |
32 | | Способы оформления прямой речи. | | 1 | | |
33 | | Справочники по русскому правописанию. | | 1 | | |
Тематическое планирование 10 класс
№ урока п/п | Название раздела | Название тем, уроков | Использование ЭОР и ЦОР | Количество часов | Учет программы воспитания | Форма контроля |
1 | | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | | 1 | | |
2 | | Возникновение и развитие письма как средства общения. | | 1 | | |
Орфография как система правил правописания 2 часа | ||||||
3 | | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | | 1 | | |
4 | | Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста | | 1 | РЭШ | |
Правописание морфем 18 часов | ||||||
5 | | Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов. | | 1 | | тест |
6 | | Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные | | 1 | | |
7 | | Группы корней с чередованием. | | 1 | | |
8 | | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | | 1 | | |
9 | | Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | | 1 | | |
10 | | Правописание приставок. | | 1 | | тест |
11 | | Правописание суффиксов имен существительных. | | 1 | | |
12 | | Правописание суффиксов имен прилагательных. | | 1 | РЭШ | |
13 | | Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. | | 1 | | |
14 | | Правописание суффиксов глаголов. | | 1 | | тест |
15 | | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | | 1 | Якласс | |
16 | | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных. | | 1 | | |
17 | | Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий. | | 1 | | |
18 | | Правописание личных окончаний глаголов. | | 1 | | тест |
19 | | Орфографические правила, требующие различения морфем | | 1 | | |
20 | | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. | | 1 | РЭШ | |
21 | | Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | | 1 | | |
Слитное, дефисное и раздельное написание 10 час | ||||||
22 | | Слитное, раздельное, дефисное правописание. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | | 1 | | |
23 | | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий | | 1 | | |
24 | | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. | | 1 | | |
25 | | Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). | | 1 | | тест |
26 | | Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм. | | 1 | РЭШ | |
27 | | Образование и написание сложных слов | | 1 | | |
28 | | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | | 1 | | |
29 | | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | | 1 | | тест |
Написание прописных и строчных букв 2 часа | ||||||
30 | | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | | 1 | Якласс | |
31 | | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со слова «Строчная или прописная» | | 1 | | |